Воодушевленные экскурсией на 9 хлебозавод, мы решили посмотреть на еще одно здание эпохи конструктивизма - жилой дом «переходного типа», построенный в 1930 году по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса для работников Народного комиссариата финансов СССР (Наркомфина) на Новинском бульваре, 25.
Сразу скажу, что за эти годы дом оказался в очень плачевном состоянии как снаружи, так и внутри, и только год назад у него наконец оказался единственный владелец, который активно взялся за реконструцию и реновацию. Восстановительные работы сейчас ведутся под руководством внука Гинзбурга Алексея, который максимально использует идеи и материалы, идентичные оригинальным, но облик и функциональное назначение дома будет другим.
А пока мы хотим узнать, откуда возникла идея постройки этого дома, который был не только новым архитектурным, но и идеологическим манифестом, и как он жил эти годы.
Итак, Дом Наркомфина, он же Дом-корабль или Дом-пароход, он же 2-ой дом Совнаркома
В конце 1925 года была образована творческая организация конструктивистов - Объединение современных архитекторов (ОСА), которая под руководством М. Я. Гинзбурга (1892-1946) и А. А. Веснина издавала журнал «Современная архитектура».
Они выдвинули идею "дома переходного типа" (от «буржуазного» дома к «социалистической» коммуне). Гинзбург надеялся, что обитатели оценят удобства общественного обслуживания в доме, еще носящем черты семейного уклада, и постепенно перейдут к идее "дома-коммуны".
Авторам проекта удалось скомпоновать жилые ячейки в единый корпус настолько необычно, что это заинтересовало даже самого Ле Корбюзье, побывавшего в Доме Наркомфина и посетившего лично квартиру тогдашнего наркома финансов Николая Милютина, жившего в этом доме.
Таких домов в конце 1920-х - начале 1930-х годов было построено шесть (в том числе, в Саратове и Екатеригбурге), но этот был основной идеологической основой.
В части усадьбы Шаляпина планировалось построить четыре корпуса, соединенные теплыми переходами: жилой комплекс, коммунальный центр (столовую, физкультурный и читальный залы), детский корпус (детский сад и ясли), который не был построен и впоследствии частично занял корпус столовой и библиотеки, и самостоятельного служебного двора с размещенными на его территории механической прачечной, сушилкой, гаражом и др. Дом должна была окружать обширная парковая территория.
Но построены были только жилой корпус, коммунальный центр и переход между ними
В коммунальном корпусе (это замкнутый четырёхэтажный куб со стороной около 10 метров) сейчас полным ходом идет реконструкция, но можно увидеть и огромные панорамные окна
И многоуровневую конструкцию здания
Жилой корпус - это шестиэтажное здание длиной 85 м и высотой 17 м. Ориентация здания на запад и восток. В торцах здания расположены лестничные клетки, всего две на всю длину.
Уже первый взгляд на фасад заставляет удивиться - колонны, ленточное остекление, ярусы.
Первый этаж, высотой 2,5 метра, состоит из круглых столбов - элементов каркаса здания, что было связано со стремлением сохранить парковую территорию и с убеждённостью Гинзбурга в том, что первые этажи менее пригодны для жилья (впоследствии первый этаж заложили кирпичом).
Мы вышли на лоджию - она тянется вдоль всего дома и тоже должна была служить общим местом прогулок и отдыха для всех жильцов
Вид с балкона
Балкон
Поскольку идет ремонт, проводятся исследования состояния всех несущих и декоративных элементов
Стало наглядным выражение "из г-на и веток". Дом построен именно так, из шлакоблоков, утепленных камышом.
Инженер Сергей Львович Прохоров (1899-1974). Согласно предложенному Прохоровым использовал техническое решение, где железобетонный каркас здания, несущие стены из блоков, а также водостоки и вентиляционные вытяжки был размещены внутри здания; снаружи были расположены лёгкие несущие стены и ленточные окна. Прохоров создал несколько новых материалов (фибролит, ксилолит, торфоплиты и камышит) и организовал производство шлакоблоков («бетонитовых камней») прямо на стройплощадке
Квартиры в доме сконструированы совершенно необычно. В доме 6 этажей (первый нежилой), но всего 2 яруса: широкие (около 4 м), коридоры есть только на втором и пятом этажах здания с горизонтальными лентами окон с восточной стороны, потому что квартиры двухярусные.
Коридор верхнего этажа
Нижние три этажа отведены под квартиры большой площади - трехкомнатные, жилой площадью 57-60 кв. м., общей площадью 82-83 кв. м. (ячейка Стройкома РСФСР типа "К"), в которых должны были проживать семьи, сохранившие более полно свой старый бытовой уклад, поэтому здесь предусматривалась кухня. Это двухярусные квартиры, в нижнем ярусе каждой квартиры - передняя, кухня и общая жилая комната двойной высоты (3.5 м). Из передней вход в общую, высотой 5 м, комнату, площадь которой равна 25 кв. м., и внутренняя лестница на второй ярус (высота потолков 2.3 м), где расположены две спальни, ванная и туалет. Спальни отделены узкой площадкой с галереей, открывающейся в общую жилую комнату.
Верхние три этажа занимают малометражные квартиры на одного или двух человек - так называемая ячейка Стройкома РСФСР тип «F».
Все квартиры двухэтажные с входами из одного коридора пятого этажа. Квартиры имели две планировки: либо с лестницей от входа наверх (в двухэтажную гостиную со стеклянной стенкой) и опять наверх (в спальню), либо с длинной лестницей вниз, в такую же гостиную и спальню, расположенные на одном уровне. Черная дверь ведет в квартиру первого типа, белая - второго.
Площадь каждой ячейки всего 33-34 м², но её кубатура благодаря многоярусной планировке соответствует кубатуре квартиры, в полтора раза большей по площади. В каждой квартире есть отдельная передняя и туалет, расположенный у самого входа, а кухни нет.
От входной двери вверх ведет лестница, справа за ней маленький туалет
Каждая квартира состоит из двух частей. Одна часть её имеет высоту 3,6 м, другая - 2,3 м. Жилая комната оборудована небольшим «кухонным элементом» для индивидуального приготовления пищи - почти игрушечной кухней-шкафом площадью 1,4 квадратных метра. Девушка-экскурсовод видна нечетко, но за ней видно кухонную часть с крошечным столом, мойкой и полочками, а также ширмой, которая могла отгородить жилую часть от кухонной стены
Лестница наверх в спальную часть
Вторая часть - спальная ниша, она освещена прямым светом, рядом небольшая душевая кабина с умывальником. Фотографирую из одного угла второй - площадь комнаты метров 9
А это особая квартира, здесь жил сам нарком Милютин (эскиз выполнен его дочерью) - но на самом деле, это та же квартира типа К.
Лестничная площадка верхнего яруса - смесь старого и нового
Лестницы по краям здания, проводка открытая. есть лифт!
Архитекторы здания предусматривали все, все мелочи. И остекление - окна открывались на столько, насколько это надо каждому
И ориентацию здания - спальни выходили окнами на восток, чтобы было легче просыпаться, а жилые комнаты - на запад, вот вид из окна.
И два варианта покраски стен (до сих пор точные оттенки так и не подобрали, а они играли важную роль в создании комфортной обстановки)
Охра - светло-желто-лимонный
Голубой-мятный
Важна была и специальная мебель (только она могла войти в эти маленькие помещения) - ее разрабатывал Эль (Лазарь) Лисицкий и целый факультет обработки дерева и металла ВХУТЕМАС (возможно, мой дедушка знал кого-то из этих людей, он учился там в это время). В конце 20-х гг, задолго до появления ИКЕА, был разработан принцип встраиваемой, раскладной, трансформируемой, а также «комбинантной» мебели - гарнитура из нескольких самостоятельных элементов, которые можно было комбинировать друг с другом.
Это планировалось использовать для общей унификации быта и в качестве дополнительного стимула отказа от частной собственности.
К сожалению, все смелые и оригинальные технические и архитектурные решения были хороши только при правильной экплуатации здания. На деле очень скоро все вентиляционные шахты и водостоки были забиты, влага пронивала вовнутрь здания, камышит был плохим звукоизолянтом, каждый жилец по-своему решал эти проблемы. Уплотнения износились, бетонные рамы стали осыпаться, обнажая металлическую арматуру, сдвижные элементы окон заклинивали и зимой было очень холодно. Идея коммуны не прижилась, люди стали делать свои пристройки, перестройки, дом стал терять строгий четкий вид. Да и вскоре жильцов "уплотнили", в квартирах стала жить не одна семья или один человек, а несколкьо, в каждой комнате семья - квартиры стали коммуналками. Утопия осталась только утопией.
В последнее время шли споры, не пора ли дом снести. Но до был в 2006 г внесен в список «World monuments watch list of 100 most endangered sites» - Список памятников мировой культуры, находящихся под угрозой исчезновения. Сейчас у него наконец один хозяин, и через полтора-два года тут будет город-сад совершенное новое пространство
Да будет так:)