Выставка одной из первых русских художниц З. Серебряковой в Третьяковской галерее

May 07, 2017 17:21

У каждого, наверное, есть писатель, художник, композитор, который твою душу выражает чуть ли не лучше тебя. Одним из таких художников для меня является Зинаида Серебрякова. Ее семья Бенуа-Лансере-Серебряковых дала миру много ярких и своеобразных мастеров - скульпторы, художники, архитекторы, даже актеры (Питер Устинов тоже из этого рода), но Зинаида Серебрякова по праву занимает особое место. О ее судьбе можно писать романы, о ее творчестве - тома исследований, а можно просто принять ее сердцем и любоваться ее искусством.
В Инженерном флигеле Третьяковской галереи с 5 апреля по 30 июля 2017 проходит самая масштабная выставка произведений художницы, где можно кроме давно любимых произведений увидеть ранее не выставлявшиеся в Москве живописные работы Серебряковой (в том числе из французских коллекций), а также монументальные декоративные панно.



Картины Серебряковой известны всем любителям живописи, они есть в основных экспозициях русских музеев, в Москве проходят выставки ее работ, но эта - особенная. Впервые зритель увидит все грани таланта художницы.



Зинаиде Серебряковой выпала нелегкая судьба. 16 автопортретов, представленных на выставке, ярко отражают, сколько вынесла на своем веку эта женщина.
Вот она в начале пути: излучающая счастье молодая красавица, любимая и любящая жена, счастливая мать четырех детей - Евгения, Александра, Татьяны и Екатерины, - юная художница, сразу нашедшая свой стиль и свой язык в живописи.


Будущая мать


Это ее первые ее шаги в искусстве, девушка не боится экспериментировать и подшучивать над собой.

 

Молодая женщина, уже перенесшая много горя, смерть любимого мужа Бориса Анатольевича Серебрякова от тифа, потерю родного дома в селе Нескучном


Фотография этого времени


Художница в середине жизни, вдали от родины, испытавшая многолетнюю разлуку с двумя детьми.


Красивая даже в старости мудрая женщина.



Первые залы выставки распахивают нам дверь в счастье - мирную жизнь семьи, зимой в Петербурге, летом на широких Курских просторах.


Счастливые сонные дети,


даже если они грустят или болеют - все равно все вокруг дышит спокойствием и миром.

 


В это время Серебрякова пишет много крестьянских портретов, каждый из них - судьба, история, жизнь.

 



 
 


Наблюдения за крестьянской жизнью отражены в жанровых сценах.






Серебрякова с коллегами по "Миру искусства" принимает участие в разработке оформления Казанского вокзала - делает эскизы к панно с аллегорическими изображениями стран Востока. К сожалению, проект не был реализован - началась война.



Все изменяется с началом первой мировой войны и революцией и в семье Серебряковой. Из разоренного имения вдова с детьми и матерью перебирается в Петербург, но и там не найти былого счастья и спокойствия. Художница берется за любую работу, пишет портреты на заказ. Не всегда удается найти контакт с моделями, как, например с Тройницкой, женой директора Эрмитажа - работа выполнена добросовестно, но не создается ощущения взаимопонимания между художницей и той, кого она изображает.



Серебрякова много пишет на темы театральной жизни, наблюдая за балеринами в гримерных Мариинского театра, за своими дочерьми

 


Жизнь семьи Серебряковых неустойчива и зыбка, как карточный домик.



Получив в 1924 г. заказ на декоративные работы в Париже, Серебрякова уезжает из России. Только двое из ее детей, Александр и Екатерина, смогут последовать за ней, а остальных она не увидит 40 лет, до Оттепели.
В эмиграции художница продолжает много работать, самое монументальное ее произведение занимает целый зал - это "Бельгийские панно" (1936-37), выполненные по заказу барона де Броуэра в стиле неоклассицизма. Долгое время думали, что работы утеряны, но, к счастью, они сохранились.



Вторую половину жизни Серебрякова много путешествовала по Франции, Италии, Бельгии, Марокко. На выставке представлены работы марокканского цикла.

 


Французские и итальянские пейзажи.



Прекрасные наброски и эскизы - посвящение великим,



заяц по мотивам Дюрера из венского музея Альбертина.



И удивительные портреты (чем не "Портрет Дориана Грея"?) - то ли улыбается, то ли полон сарказма вечно молодой Серж Лифарь. Сколько, по-вашему, ему лет на этой картине?


Легкая незаконченность придает работам особую жизненность.

 


Другие фотографии в альбоме

Эта выставка по праву стала одним из самых значимых событий в культурной жизни Москвы. Обязательно сходим всей семьей.



Я благодарна сообществу moscultura и организатору экскурсии tushinetc за возможность посетить экскурсию и рассказать о ней. Была рада развиртуализироваться с moscow-i-ya, liberties и другими блогерами.

Экскурсия, Музей, Москва, Фото, Культурная программа, Выставка

Previous post Next post
Up