Мне в детстве повезло, я много раз была в Большом театре, впечатления о Храме Искусства остались на всю жизнь. Конечно, хотелось приобщить к этому и ребенка, но историческое здание Большого театра было закрыто на реконструкцию с 2005 года
И вот наконец мы смогли посмотреть все, от подземных залов до самого верха, выше Аполлона:)
Днем основания московского Большого театра 28 марта 1776 г., когда императрица Екатерина II подписала князю Петру Урусову «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет. Построенные в кратчайшие сроки здание Петровского (так он тогда назывался) театра сгорело осенью 1805. В 1825 г. открылся новый Петровский театр на месте старого, он стал намного больше, и потому его назвали Большим Петровским. Но и он через 30 лет, 11 марта 1853, почти полностью погиб при пожаре, который продолжался три дня. Уже в августе 1856 г. (торопились завершить строительство к торжествам по случаю коронации императора Александра II) было открыто новое здание театра. Как и большинство зданий на Театральной площади, Большой театр был построен на сваях, со временем они подгнили, и в 1895 и 1898 гг. был произведен ремонт фундаментов. После революции была произведена масштабная реконструкция театра, в частности, в 1938 г. - капитальная реконструкция сцены. В октябре 1941 г. в четыре часа дня в здание Большого театра попала бомба, но уже зимой 1942 г. в театре начались восстановительные работы. В 1960 г. в здании театра был сооружен и открыт большой репетиционный зал - под самой крышей, в помещении бывшего декорационного зала. В 1975 г. к 200-летию театра произвели некоторую неконструкцию, но проблемы с фундаментом оставались, и здание давно стало тесным. В 2002 г открылась Новая сцена, театру был отдан весь квартал. После масштабной реконструкции с 2005 по 2011 г Большой театр получил современное просторное многоэтажное здание с вдвое большей площадью
Нам удалось попасть в театр перед новым 2016 годом, мы смотрели "Щелкунчика". Но очень хотелось побывать в театре именно на экскурсии, когда в театре почти нет публики, идут приготовления к спектаклю, и можно посмотреть все самое интересное спокойно и с рассказами экскурсовода.
Экскурсия началась у вешалки:) Сдав одежду и надев бахилы,
мы прошли в подземный концертный Бетховенский зал.
Он может принимать три разные конфигурации в зависимости от перемещения платформ сцены и зрительного зала, в данный момент мы находимся в конфигурации "камерный зал".
Стены железобетонные, поэтому и акустика не идеальная, и складываются, как гармошка. Сцена может подниматься и опускаться на 6 метров.
Сохранилась часть старой кирпичной кладки
Воспользовавшись новыми лифтами с прозрачными стенками (а в театре есть и эскалаторы!),
мы поднимаемся из подземных залов в зрительный зал и на основную сцену, которые обрели тот вид, в котором задумал их архитектор Большого театра Альберт Кавос.
Историческая сцена Большого театра состоит из семи двухуровневых подъемно-опускных площадок. Эти платформы легко меняют свое положение, так что сцена может становиться горизонтальной, наклонной или ступенчатой. Можно объединять пространство сцены и арьерсцены, что создает невероятную глубину сценического пространства.
После реконструкции зал обеспечен самыми современными устройствами для размещения осветительных приборов, аппаратурой для спецэффектов и акустики.
Под каждым стулом партера вентиляция
Под авансценой создано дополнительное пространство для оркестра- оркестровая яма стала одной из самых больших в мире и теперь может вместить до 130 музыкантов.
Рабочие готовят декорации к вечернему спектаклю
Большой театр во многом восстановил исторический облик, утраченный за годы советской власти. При реконструкции была восстановлена позолота орнамента - элементы из папье-маше были покрыты тончайшим слоем сусального золота, которе наносили 800 реставраторов 3 года, и ушло у них на это 8 кг золота.
"Царская" ("Императорская"), ныне Президентская ложа
Мы поднимаемся на уровень лож (часть из них постоянно абонирована спонсорами театра)
Залы бывшего императорского фойе восстановлены по состоянию на 1895 г., когда их интерьеры были изменены во время подготовки к торжествам, сопровождавшим коронацию императора Николая II.
В 2010 г. были восстановлены помещения анфилады зрительного зала: Главного вестибюля, Белого фойе, Хорового, Экспозиционного, Круглого и Бетховенского залов.
Белое фойе
В малом фойе потрясающая акустика, можно говорить шепотом - и все слышно даже в противоположной части фойе.
Большое фойе с панно, здесь проводились мероприятия во время коронации Никлоая II и императрицы Александры Федоровны, а после революции - концерты и съезды партии.
В залах можно посмотреть экспонаты из музея театра, в том числе, костюмы, к которых выступели величайшие артисты планеты
А мы поднимаемся все выше, на "галерку". Здесь есть и очень неудобные места (часть сцены не видно),
но есть и очень даже удобные, можно рассмотреть все в подробностях.
Отсюда можно разглядеть вблизи знаменитую люстру диаметром 6.5 метров и высотой - 8.5 метров. Это 20 тысяч хрустальных элементов общей массой 260 кг. В целом же вес всей люстры 2.3 тонны!
А выше галерки, выше люстры - есть еще репетиционные помещения и мастерские
Верхняя сцена - точная копия Основной сцены, даже угол наклона тот же. Нам удалось постоять на сцене Большого:)
И оркестровая яма точно такая же
А мы идем дальше, в мастерские.
Весь театр, снизу доверху, все помещения репетиционные, гримерные, все поделено на две половины - мужскую и женскую. Так и мастерские, которые работают каждый день с выходными в воскресенье и понедельник, тоже делятся на мужскую и женскую часть. Тихо, стараясь не мешать, мы проходим и смотрим, как рождаются костюмы.
За окном Москва
Сувенир на память