До 21 мая в Москве в ГМИИ им. Пушкина проходит интересная выставка, которая до нас побывала в Брюсселе и Карлсруэ.
Концепция выставки - взгляд на послевоенное искусство и культуру Западной и Восточной Европы как на единый процесс, независимо от того, к каким политическим лагерям относятся авторы. Интересно понаблюдать, как одном русле шли поиски художников Запада и Востока Европы.
Мы были на выставке в рамках нашей экскурсионной программы, было очень интересно послушать лекцию про современное искусство для взрослых и подростков.
Один из самых оптимистичных экспонатов выставки - "Синий парус" Ханса Хааке (1965/2001) - попытка художника визуализировать ветер, нечто нестабильное, находящееся в постоянном движении и неподвластное человеческой воле; надежда на техническую утопию и возрождение гуманизма.
Прямо на лестнице посетителей встречает скульптура Вадима Сидура, символ нового послевоенного времени.
После окончания второй мировой войны пришло время нового искусства, появились новые направления изобразительного искусства, такие, как опт-арт, поп-арт, кинематические и многие другие.
Началом новой эры можно считать голубя Пабло Пикассо (1952 г, ГМИИ). Символ мира автор взял от от голубки Ноя.
В Триптихе «Юпитер», «U.D.Z.» («Под сим знаком» - нем. Unter diesem Zeichen), «Матадор» (1958) Карл Отто Гёц основное внимание зрителя обращает на центральную картину. Лозунг «Под сим знаком ты победишь» - напоминает о знамении в виде креста, которое увидел в небе будущий римский император Константин I Великий перед битвой с действующим правителем Марком Максенцием. Константин приказал своему войску изобразить кресты на щитах и, несмотря на численное преимущество вражеской армии, одержал победу. Художник видит в своем кресте, будто сплетенном из человеческих сухожилий и мускул, знак атомной угрозы, знак разрушения и смерти.
Боковые работы триптиха названы по именам баллистических и крылатых ракет с ядерным зарядом, которые в середине 1950-х годов устанавливались на территории всей Европы. Только закончилась страшная мировая война, и теперь мир замер в страхе перед возможной новой войной.
Основная мысль, которую хотят донести художники, картины которых выставлены в зале у колоннады - что война рядом; надо делать все, чтобы ее не было.
Ханс Грундик "Против атомной смерти". Центральная часть триптиха "Атомная война" (1958)
Рядом расположены картины художников-мастеров, работающих в жанре индустриального пейзажа: Фернана Леже и Александра Дайнеки. После войны требовалось как можно быстрее восстановить и построить жилье после разрушения. Авторы изображают стройку как конструктор, используя модернистские идеи Ле Корбюзье. Он предлагал конструировать жилье как модулоиды с оптимальной высотой потолка 220 см (если принять за средний рост мужчин 178, то 220 см - это как раз человек с поднятой рукой). Таким образом, жилье получается очень маленьким, ощущение воздуха и объема достигается большим количеством окон, в которые можно наблюдать виды города. Кухни в квартирах не предусматривались, все работают и дома не готовят, нужно только место, где разогреть еду и перекусить. На крыше должны быть устроены детские сады, прачечные и многое, чему нет места дома.
Фернан Леже "Строители с алоэ", 1951; Александр Дайнека "Мирные стройки. Эскиз мозаики", 1959-1960
Ну, раз жилье в основном отстроено, можно обратить внимание и на внешний вид, обстановку. Это время Диора, время реклам, которым и посвещен следующий зал.
Коллажи Эдуардо Паолоцци "Real Gold", 1949 - как прекрасна жизнь, символизируемая "золотыми" апельсиновым соком и другими атрибутами золотой красивой жизни на рекламе!
Новая послевоенная мечта о прекрасной новой жизни - современная машина и другие признаки роскоши того времени: чайники, помада, электрическая швабра
Красотка Мэрилин Монро работы Миммо Ротелло (1963), изображенная не красками и кистями, а из афиш кино в технике деколлаж (один из технических приемов, введенных новейшим авангардизмом: отрывание слоев наклеенной бумаги в противоположность коллажу - наклеиванию кусочков бумаги). Кумиры эфемерны, они так же быстро уйдут в тень, как старая афиша будет заклеена новой.
Новое время влекло возникновение совершенно новых техник и стилей, таких, как ready made - который использует крепкий клей и готовые вещи и предметы. Даниэль Споэрри
подбирал посуду, еду, питье, звал друзей, а когда веселье заканчивалось - получал натюрморт, который приклеивал и просто ставил вертикально ("Синий стол: Ресторан в галерее", 1963). При кажущейся хаотичности все элементы выстроены в логичную композицию, по законам золотого сечения и контрастных цветов.
Арман. "Корзина для бумаг", 1964 - произведение искусства из мусора (материалы - "мусор в коробе из акрилового стекла на черной деревянной панели)
Для абстрактных композиций большое значение художники придавали названию. Арман "Хромосомы", 1963 (материалы - "Вилки, оргстекло, железная рама, железное основание"). Это тоже воспоминания о погибших на войне - вспомни о них-они были разными, как разными мы видим вилки, 3-х и 4-х зубые, серебряные и алюминиевые, тонкие и толстые, каких только нет. И видим их тени с другой стороны как тень войны.
Точно так же о прошедшей войне вспоминаем, глядя на сожженную скрипку - Арман, "Сожженная скрипка", 1966
"Первичная музыка" (Нам Джун Райк, 1961), самый примитивный музыкальный инструмент с корпусом из обыкновенного деревянного ящика иллюстрирует идею преодоления границы между искусством и жизнью (в лозунге "Фортепьяно - это табу, оно должно быть уничтожено")
В новое время по-старому рисовать нельзя, художник берет чистые краски, рисует прямо из тюбика, не кистью (Евгений Михнов-Войтенко, "Война и мир, я и оно. Из серии Тюбики", 1959) - источником творчества должна являться "чистая краска"
Новая машина - это тоже новая художественная техника (в произведении Жана Тэнгли "Мета-Матик N%6, 1959), посетители могут вставить карандаш и создать свою абстрактную композицию.
Еще одна авангардная идея - перестать рисовать, главным в художетсвенном произведении считать идею. Какую? а это зависит от не только от зрителя, но и от конкретного вопрощения. Произведения, выполненные в этом концепции, привозили на выставки в разобранном виде, и кураторы выставки должны были сами выбирать, например, что на магнитной доске в период холодной войны будет символизировать Восток, а что Запад, что поместить слева, что справа. (Эйвинд Фальстрём. "Холодная война, 1963-1965)
Еще одно концептуальное произведение, символизирующее невозможность познать все - "Законы Англии" Джона Лэтэма, 1967
Следующие залы посвещены наступившей космической эре - движению воздуха и пространству, символам земного шара из космоса, мечты. Именно там, в Космосе, есть неизведанное, там найти спокойствие
Небольшой ролик из зала иллюзий
Click to view
Здесь есть синие, красные и оранжевые квадратики
Некоторые шарики частично повернуты на зрителя
Листы
Ряд произведений, которые привозились на выставки, тоже как "Сделай сам" для кураторов.
Надписи на листе фанеры заполнялись ими, исходя из реалий города, в котором проходит выставка. Виктор Бёрджин "Шестнадцать квадратных футов любого материала, доступного в форме листа", 1967-1968, описание "Шестрадцать квадратных футов любого материала, доступного в форме листа, с перечислением двенадцати других материалов, доступных в форме листа, в поряддке возрастания их стоимости. Эта стоимость выражена в форме ее соотношения к стоимости использованного материала"
Несколько момунентальных произведений - гвозди ("Баррикада" Гюнтера Юккера) - воспоминание о годах вофны в годы волнений в Европе в 1960-х гг, динамические структуры, которые сталовились слепками выпущенной в процессе забивания гвоздей кинетической энергии.
Кирпичи (Томаш Сентоби. "Чехословацкое радио 1968") - ответ на ввод войск в Чехословакию в 1968. Каждый из нас может сделать радио, ведь каждый из нас может столкнуться с насилием и несправедливостью и будет с ними бороться.
И совершенно новые техники - видеосюжеты. Художник дирижирует морем (Тадеуш Кантор. "Панорамный морской хэппенинг", 1967),
пишет в дождь на листе (Марсель Бродхарс. "Дождь. Проект текста". 1969, 2 мин фильма)
Фотозагар по коже - Тимм Ульрихс "Кожа - пленка. Загорание человеческой кожи как кинопроцесс"
Художник дает зрителю краски, сам нарисуй:) Тимм Ульрихс "Краски для потенциальных шедевров" 1961/2011
Это пьедестал мира, мир становится тесен
Идее найти кого-то во Вселенной были воодушевлены многие творцы. Хайнц Мак в 1968 произвел интересный эксперимент - с помощью кинетических конструкций, использующих игру света, силу воды и ветра, он трансформировал ландшафты африканской пустыни, посылая сигналы в пространство
Ночные звезды
и динамическая композиция "звезды" завершают логический космический ряд
Посетители могут сами творить, и спользуя световые полосы (они включаются нажатием педалей у стены)
P.S. На выставке представлены работы следующих авторов: Герхард Рихтер, Георг Базелиц, Марк Шагал, Александр Дейнека, Пабло Пикассо, Ив Кляйн, Лучо Фонтана, Жан Дюбюффе, Люсьен Фрейд, Фернан Леже, Франциско Инфанте-Арана, Жан Фотрие, Отто Дикс, Вадим Сидур, Армандо, Отто Мюль, Тадеуш Кантор и др.
Эта экскурсия позволила нам немного продвинуться вперед к пониманию современного искусства:)