Jan 08, 2012 12:15
Современная государственная
власть = это только комитет,
управляющий общими делами
всего класса буржуазии.
Карл Маркс
«Я собирался в последнем письме рассказать тебе немного об идеях Маркса, которые вызвали такое потрясение в мире европейского социализма…Существует, как я говорил тебе, много разновидностей социализма. Однако все согласны в том, что целью социализма является установление контроля государства над средствами производства - то есть над землёй, рудниками, заводами и тому подобное - и средствами распределения, такими как железные дороги и т., а также над банками и другими подобными учреждениями. Идея состоит в том, чтобы не допускать эксплуатации частными лицами этих средств, или учреждений, или труда других людей в интересах личной выгоды. Сегодня большинство этих средств находится во владении частных собственников и эксплуатируются ими, в результате чего некоторые люди преуспевают и богатеют, а обществу в целом наносится большой ущерб и народные массы остаются в бедности. Кроме того, большая доля энергии даже тех людей, что владеют и управляют средствами производства, растрачивается в настоящее время в их ожесточённой конкурентной борьбе друг с другом.. Если бы вместо этой войны частных лиц был бы установлен разумный порядок в производстве и введена тщательно продуманная система распределения, то можно было бы избежать бесполезной конкуренции и расточительства и существующее ныне большое имущественное неравенство между различными классами и народами исчезло бы. Поэтому производство, распределение и другие важные виды деятельности должны быть обобществлены в широких масштабах или поставлены под контроль государства, то есть всего народа в целом. Такова основная идея социализма…
Что же такое марксизм? Это способ объяснения истории, политики, экономики, а также человеческой жизни и человеческих устремлений. Он является и теорией и призывом к действию. Марксизм - это философия, которой есть что сказать о большинстве видов деятельности человека. Он представляет собой попытку привести историю человечества, его прошлое, настоящее и будущее в строгую логическую систему, при этом с некоторым налётом неизбежности судьбы - к и с м е т . Носит ли жизнь, в конце концов, столь логичный характер и подчиняется ли она строгим и неизменным правилам или системам - это было не столь очевидно, и многие в этом сомневались. Однако Маркс рассмотрел историю с научной точки зрения и пришёл к определённым выводам. Он увидел, что с древнейших времён человек боролся за средства к жизни, это была борьба и против природы, и против своих собратьев - людей. Человек трудился, чтобы добывать пищу и другие необходимые для жизни предметы, и способы получения их с течением времени постепенно изменялись и становились всё сложнее и совершеннее. Эти способы производства средств к жизни были, согласно Марксу, самым важным в жизни человека и в жизни общества в каждую эпоху. Они господствовали в каждый период истории и оказывали влияние на всю деятельность и социальные отношения в этот период, а когда они изменялись, следовали великие исторические и социальные перемены… Например, когда впервые возникло земледелие, оно повлекло за собой огромные изменения. Кочевники перешли к оседлости, и начали расти деревни и города; благодаря большей продуктивности земледелия появились излишки, увеличилось население, возросло богатство и досуг, породившие искусство и ремесло. Другим ярким примером является промышленная революция, когда применение больших машин в производстве вызвало громадные изменения. Есть много и других примеров.
Способ производства в данный исторический период соответствует определённой ступени развития людей. В процессе производительного труда и вследствие этого процесса люди вступают друг с другом в определённые отношения (такие, как товарообмен, купля, продажа, денежные операции и т.д.), обусловленные способом производства и соответствующие этому способу. Эти отношения, взятые в целом, составляют экономическую структуру общества. На этом экономическом базисе покоятся законодательство, политика, социальные обычаи, идеи и всё прочее. Поэтому, согласно точке зрения Маркса, с изменением способа производства меняется экономическая структура, а это сопровождается изменением идей, законодательства, политики и т.д.
Маркс смотрел на историю как на летопись борьбы между различными классами. «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов». Класс, которому принадлежит контроль над средствами производства, является господствующим. Он эксплуатирует труд других классов и извлекает из этого прибыль. Те, кто трудится, не получают полной стоимости свого труда. Они получают лишь часть её, едва достаточную для самого необходимого, всё остальное, избыток, поступает эксплуатирующему классу. Таким образом эксплуатирующий класс обогащается за счёт этой прибавочной стоимости. Государство и управление находится под контролем класса, который контролирует производство. Поэтому первейшей задачей государства становится защита интересов господствующего класса. «Современная государственная власть - это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии».- говорит Маркс. Для этой цели издаются законы, и людей убеждают с помощью образования, религии и других средств, что господство этого класса является справедливым и естественным. Прилагаются все усилия, чтобы с помощью этих средств скрыть классовый характер управления и законодательства, чтобы подлинное положение дел не стало ясно другим классам и не вызвало бы их недовольство. Если какое-либо лицо выражает недовольство и выступает против данной системы, то оно объявляется врагом общества и морали, ниспровергателем старинных обычаев и преследуется государством.
Но, несмотря на все усилия, один и тот же класс не может господствовать постоянно. Те самые факторы, которые породили его господство, затем направляются против него. Он стал господствующим и эксплуатирующим классом потому, что контролировал существующие в то время средства производства. С возникновением новых средств производства выдвигаются новые классы, контролирующие их, эти классы не позволяют себя эксплуатировать. Людей волнуют новые идеи, происходит то. что можно назвать идеологической революцией, которая разрывает оковы старых идей и догм. А затем начинается борьба между этим восходящим классом и старым классом, который изо всех сил стремится удержаться у власти. Новый класс неизбежно побеждает, потому что ему принадлежит экономическая власть, и старый класс, сыграв свою роль в истории, постепенно исчезает…
Это влечёт за собой изменение во всём строе общества: возникают новые идеи, новая политическая структура, законы, обычаи - всё подвергается воздействию.. Этот новый класс становится теперь эксплуататором по отношению к подчинённым ему классам, пока его в свою очередь не отстранит один из этих классов. Таким образом, борьба продолжается и должна продолжаться до тех пор, пока не останется ни одного класса, эксплуатирующего другие классы. Только когда классы исчезнут и останется лишь один класс, борьба прекратится, ибо не будет условий для дальнейшей эксплуатации, этот единственный класс не может эксплуатировать самого себя. Только тогда в обществе установится равновесие и полное сотрудничество вместо беспрерывной борьбы и конкуренции, которые царят теперь. Отпадёт необходимость в главной функции государства, в принуждении, поскольку не будет класса, который надо принуждать, так что государство постепенно «отомрёт»…
Марк постоянно говорит об эксплуатации и классовой борьбе. У многих из нас несправедливость, которую мы видим вокруг, вызывает волнение и гнев. Но по Марксу это не предмет для возмущения или нравственного… осуждения. В эксплуатации повинно не эксплуатирующее лицо… Мы слишком часто склонны забывать о различии между отдельным индивидуумом и системой. Индия находится под властью британского империализма, и мы отдаём все силы борьбе против этого империализма. Но нельзя винить тех англичан, которые поддерживают эту систему в Индии. Они лишь маленькие винтики огромной машины, бессильные что-либо изменить в её движении… Виновата всегда система, а не отдельные личности.
Маркс не призывал к классовому конфликту. Он лишь показал на фактах, что этот конфликт существует в действительности и всегда существовал в той или иной форме. Целью Маркса при написании «Капитала» было «открытие экономического закона движения современного общества», и это открытие обнажало острые противоречия между различными классами общества…
Таким образом, историческая теория Маркса рассматривает общество как непрерывно изменяющееся и прогрессирующее. Неподвижности общество не знает. Это концепция динамизма. Общество неуклонно продолжает идти вперёд, что бы ни случилось, и один социальный строй сменяется другим. Но каждый социальный строй исчезает лишь после того, как он пройдёт весь свой путь и достигнет полного развития. Когда общество вырастает из одежд старого строя, оно просто рвёт эти стесняющие его рост путы и облачается в новые, более просторные одежды.
По мнению Маркса, человек предназначен тому, чтобы способствовать этому великому процессу исторического развития…
Прошло больше шестидесяти лет, как Маркс писал это, и за это время капитализм пережил множество кризисов. Но он не только не рухнул, но выдержал их и даже стал повсюду более могущественным, за исключением России, где капитализм больше не существует… Говорят, что капитализм сумел продлить свою жизнь до нашего времени благодаря фактору, который Маркс, возможно, учитывал не в полной мере: за счёт эксплуатации колониальных империй промышленными странами Запада. Это дало капитализму новую жизнь и даже процветание, разумеется, за счёт бедных эксплуатируемых стран…
Величайшим представителем марксизма в современную эпоху был Ленин. Он не только изъяснял и истолковывал марксизм, но претворял его в жизнь. Он предупреждал также, что марксизм не следует рассматривать как догму, которую нельзя изменить. Убеждённый в истинности существа марксизма, он вместе с тем возражал против бездумного принятия и применения повсюду его частных положений. Он говорил: «Мы вовсе не смотрим на теории. Маркса как на нечто законченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки, которые социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни. Мы думаем, что для русских социалистов особенно необходима самостоятельная разработка теории Маркса, ибо эта теория даёт лишь общие руководящие положения, которые применяются в частности к Англии иначе, чем к Франции, к Франции иначе, чем к Германии, к Германии иначе, чем к России».
Я попытался рассказать тебе в этом письме немного о теории Маркса, но я не знаю, принесёт ли какую-либо пользу эта моя компиляция и даст ли она тебе сколько-нибудь ясное представление. Неплохо знать эту теорию, так как в наши дни она приводит в движение огромные массы мужчин и женщин и может оказаться полезной для нас в нашей собственной стране. Одна великая нация, Россия, так же как и другие народы Советского Союза, сделала Маркса своим главным пророком, а огромные бедствия, которые терпит сейчас мир, побуждают многих в поисках средств исцеления обращаться к марксизму в надеже получить вдохновение…».
Это - выдержки из раритетного трёхтомного произведения «Взгляд на всемирную историю». Оно издано в нашей стране в 1977 году издательством «Прогресс» мизерным по тому времени тиражом - всего лишь 25 тысяч экземпляров. Автор увлекательного путешествия по истории мира - великий сын индийского народа Джавахарлал Неру (1889-1964). Это легендарная Личность. Джавахарлал Неру - сподвижник тоже легендарного Махатмы Ганди в борьбе за освобождение Индии от владычества Великобритании. В колониальной Индии (до 1947 года) за свои убеждения он преследовался. Провёл в тюрьмах свыше десяти лет. Неру стал первым премьер-министром Индии после обретения ею независимости. Под его руководством правительство Индии провело крупные меры по преодолению отсталости этой бывшей английской колонии. В области внешней политики он проводил курс «позитивного нейтралитета». Джавахарлал Неру был большим другом Советского Союза. Вошёл в историю как «строитель новой Индии».
У книги «Взгляд на всемирную историю» есть подзаголовок «Письма к дочери из тюрьмы, содержащие свободное изложение истории для юношества. «Дочь» - это Индира Ганди, активная участница национально-освободительного движения и с 1966 года - через два года после смерти отца - премьер-министр Индии. Её жизнь тоже была всецело посвящена возвышению Индии. И то, что Индия сегодня одна из ведущих стран мира,- это и заслуга Индиры Ганди. Так что письма отца, написанные во время длительного тюремного заключения и потом прочитанные его дочерью, сыграли свою положительную роль.
Из тюремных писем Джавахарлала Неру