Ни мордвины, ни мордва. Их настоящее имя - эрзя и мокша.

Jan 23, 2012 02:55

Если кто то вам скажет, что есть такая страна- "Укробелия", и есть народ- "Укробелы" со своим "Укробельским" языком, то вы ему, естественно не поверите.
Тем более вы не поверите идиоту заявляющему, что есть народ "ещё круче"- "Росбелукры" с своей "Росбелукрией" и "Росбелукрским" языком.

Но вы исренне верите внешне не похожим на идиотов, авторитетным в обществе людям, когда они вам рассказывают то же самое, но только говорят, что этот "крутой народ" есть не сегодня, а существовал "когда то давно".
Даже "очень давно".
А потом он "распался", и язык его "распался", и страна его "распалась".

А эти "авторитетные"- как раз и есть- хранители памяти сокровенной и желатели "воссоединения" того, что раньше было одним целым.
А то, что объективные научные данные это опровергают, их мало беспокоит- во- первых- кто ту историю знает, и сколько их- тех- "сильно умных" и "ишшо очки надел" которых ?
А во- вторых- знание это всё равно их не поколеблет, потому что "Умом это желание (воссоединения того, что ранее никогда не было целым),- не понять и аршином общим не измерить".
Приблизительно как в этой сказке:
Сказка. Из ненайденной библиотеки Ивана Грозного. (Апокриф) http://mysliwiec.livejournal.com/20492.html

Так что пока остановимся на наших днях.
Вот здесь перепост статьи представителя "летописного", и по официальной версии "уже давно чудесным образом обратившегося в славян" финно- угорского народа
(ближайшие "родственники" по языку и культуре- финны, эстонцы).
Только не говорите, что таких чудес не бывает.
Это на бездуховном Западе, например,- шведу ни за что не "обратится", да и незачем "обращаться" в, опять же например,- в итальянца или поляка.
А вот у нас- это как "два пальца обосфальт", как "с добрым утром",- не то что в древности ( как соврал когда-то Крамзин, и многие в это "чудо" до сих пор верят- ещё в 12м веке- "Весь, меря, мурома наконец обратились в славян") - каждый день у нас на глазах происходит.
Взять хотя бы когда то в молодости бывшего простым эрзянским парнем, а сегодня "чудесным образом" уже славянина и русского Кирилла ( Гундяева).
Вы посмотрите в его честные глаза, когда он, приезжая к нам в Киев, так проникновенно и убедительно говорит про свою славянскую душу и культуру.
Только учёный дурак не поверит.

Правда, когда он у себя, в России иногда приезжает на свою "малую Родину"- "Родину предков"- на могилы дедов- прадедов, то там, своим землякам, он рассказывает, что-
-"Я такой же как и вы- мордвин. Всегда помню об этом, потому как негоже отрекаться от рода своего по отцу и матери".
Но то пустое... кто его там, кроме местных корреспондентов слышит...
Да и народа такого- "мордва" в природе нет вообще.
Кому, как эрзянину Гундяеву, это не знать...
Разве что славянину Кириллу...

Вот такая симфония духа и непознанность глубин души славянской (она же, по совместительству и финно- угорская - по мере нужды и обстоятельств).

А сейчас,- читайте:

Оригинал взят у erzianj_jurnal в Ни мордвины, ни мордва. Их настоящее имя - эрзя и мокша.
Вчера вышла статья в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Выпуск № 159 от 27.08.2009 «Ни мордвины, ни мордва. Их настоящее имя - эрзя и мокша.»

«Ни мордвины, ни мордва. Их настоящее имя - эрзя и мокша.»

В августе во всем мире празднуется день коренных малочисленных народов. Почему-то в России привыкли эти два определения отождествлять: мол, если коренной, то обязательно малочисленный. В особенности это касается финно-угорских народностей, которые исторически населяли всю северную и центральную Россию от Уральских гор до Балтийского моря.



Валентина Алемайкина и Петрянь Андю

Как известно, со временем они ассимилировались с пришедшими с запада славянами и татарами с востока, многие перешли в православие и сегодня могут считаться прямыми предками современного русского человека. Так исчезли (как самостоятельный этнос) меря, мещера и мурома. Но и поныне остались народы, сохранившие свою уникальную культуру и родной язык.

Самые многочисленные коренные финно-угорские народы России - эрзя и мокша. По переписи населения 2002 года их суммарная численность составила более 800 тысяч человек. Большинство россиян знают эрзян и мокшан по более известному экзоэтнониму (т. е. внешнему названию) «мордвины» или «мордва». Однако считают, что это название ненаучное и неправильное. Более того - оно изначально носило пренебрежительную оценку сродни обидному прозвищу «чухна».

Вообще на практике весьма распространена ситуация, когда самоназвание народа и имя, под которым его знает весь мир, сильно различаются. Так, сами жители Финляндии никогда себя финнами не называли. Страна их именуется Суоми, а население - суомаляйсет. С мордвой ситуация совершенно иная. Дело в том, что как такового мордовского народа с субэтносами не существует вообще. Самое основное тому подтверждение - отсутствие мордовского языка. Более того, несмотря на безусловное родство эрзи и мокши и некую схожесть грамматических и лексических конструкций, эрзянин мокшанина никогда не поймет. Разница в языках примерно такая же, как у русских и поляков.

История эрзи и мокши началась задолго до начала новой эры. Вместе с другими племенами поволжских финнов они формировались в междуречье Волги и Оки. Впервые описаны еще древнегреческим историком Геродотом, который назвал их андрофагами и тиссагетами. Долгое время они испытывали влияние других уральских, а также тюркских, германских и иранских народов, позже - славянских и татарских.

Известно, что эрзяне основали город Обран ош, на месте которого сейчас стоит Нижний Новгород. Примерно с XII века эрзяне и мокшане стали воевать с новгородскими и муромскими князьями и начали постепенно отходить на восток. Кроме того, эрзянские и мокшанские цари долго враждовали между собой. Так, изввестно, что мокшанский князь Пуреш в союзе с муромским князем Юрием разгромил эрзянина Пургаса. Нельзя утверждать точно, но, вероятнее всего, именно во время территориальных войн к эрзе прикрепилось русское название «морд-ва», которое позже распространилось и на мокшу. Окончательно покорил финно-угорских соседей русский царь Иван Грозный в 1540-х годах. Тогда знатные мордовские роды перешли в христианство и присягнули московскому царю. Из эрзян и мокшан происходят древнейшие российские дворянские династии Баюшевых, Разгильдеевых, Еникеевых, Мордвиновых и многих других.

В дореволюционной России, чтобы избежать путаницы, разделяли эрзянскую и мокшанскую мордву. А в статус государственного обидный экзоэтноним перешел при советской власти, когда в 1928 году образовался Мордовский округ, который сейчас именуется Республика Мордовия с центром в Саранске. Тогда-то и началась путаница с национальностями. Большинство эрзян и мокшан живут в отрыве от народной культуры (три четверти общей популяции - за пределами Мордовии). По незнанию они причисляют себя к несуществующей национальности - мордве.

Выходцы из эрзи и мокши сыграли немалую роль в истории России. Мало кто знает, что непримиримый православный реформатор патриарх Никон, гроза старообрядцев и скоморохов, по национальности был эрзянин. Из эрзян происходят русские певицы Лидия Русланова и Надежда Кадышева, а также модель Наталья Водянова. Среди известных мокшан - писатель, актер и режиссер Василий Шукшин, многократная чемпионка по легкой атлетике Светлана Хоркина, скандально известный бизнесмен Евгений Чичваркин...

На основании указа президента России от 11 января этого года в 2012 году готовится празднование 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, учитывая духовную и культурную общность. Дата хоть и весьма условная, но тем не менее важная.

Значительную роль эрзя и мокша сыграли и в истории Санкт-Петербурга. Вместе с другими поволжскими народами они были среди первостроителей Петербурга при Петре I. Позже, правда, они почти ассимилировались с русскими. Еще в 1834 году корреспондент газеты «Санкт-Петербургские ведомости» Максим Попов ездил в мокшанскую деревню описывать быт этого народа. Несмотря на то что мокшане в статье были выставлены совершенными варварами, их современные потомки на газету не в обиде. Как говорит мокшанская писательница Валентина Дмитриевна Алемайкина, «наши осторожные крестьяне, скорее всего, просто не открылись журналисту и оттого показались ему дикарями. Но ценной информации в статье очень много, и это радует».

Основные беды эрзи и мокши - те же, что и у большинства коренных народов. Все меньше людей учат родной язык, все меньше помнят свои корни. И тем не менее энтузиасты работают над тем, чтобы эрзянская и мокшанская культуры были максимально приспособлены к современным реалиям. В 2004 году краеведом и собирателем фольклора Александром Шароновым было закончено составление народного эпоса «Масторава». На мировой этносцене известны эрзянские нео-фолк-группы «Торама» и «Морденс».

В Петербурге живет и работает Петрянь Андю, главный редактор Эрзянского народного сайта в Интернете и эрзянской версии свободной энциклопедии «Википедия». Последняя была составлена при активном содействии амерканского энтузиаста Джака Рютера, который эмигрировал из США специально для изучения эрзи, много лет прожил в Мордовии, а сейчас занимается наукой в Финляндии.

К сожалению, эрзянских и мокшанских краеведов иногда обвиняют в национализме. На самом деле в их деятельности нет ни грамма политики. Как говорит Андю, «мы не националисты, мы просто спасаем родную культуру от полной ассимиляции».

СТАТЬЯ + ФОТО тут
Андрей ЧЕПЕЛЕВ
ФОТО Дианы ГИБАДУЛИНОЙ

Родившийся в Ленинграде Владимир Гундяев (будущий патриарх Кирилл) десять лет назад в интервью газете «Известия Мордовии» признал свое финно-угорское происхождение. Информация об этом «висит» на официальном сайте Республики Мордовия
( http://www.e-mordovia.ru/area/view/25/people - "Известные люди Мордовии" :
Кирилл (в миру - Владимир Михайлович Гундяев) Мать - Гундяева Раиса Владимировна, преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, скончалась в 1984 году. Родители Святейшего похоронены в Мордовии. В детстве В. Гундяев часто бывал в Мордовии - малой родине своих предков. Дед будущего Патриарха родился в селе Оброчное Ичалковского района республики. Здесь же, в Мордовии, в одном из храмов служил отец В. Гундяева - Михаил Васильевич.).
Этнографы говорят, что в том регионе проживают, в основном, эрзяне - представители небольшой финно-угорской народности.
Некоторые финно-угорские филологи убеждены, что фамилия Гундяев происходит от распространенного финно-угорского мужского имени, которое у марийцев звучит как «Кундей», а у эрзян - «Гундяй».
Это имя происходит от финно-угорского слова «kunda», которое означает «земли». Так что на русский язык фамилию Гундяев можно перевести как «земляк».
http://www.kp.ru/daily/24247.3/445588/

Будущий патриарх Кирилл появился на свет в 1946 году в Ленинграде, но считает родной для себя лукояновскую землю, куда не раз приезжал.

- Село Оброчное - это наше родовое гнездо. Место, где жили мой дед, мой отец, - признался Митрополит Кирилл в беседе с редактором «Известий Мордовии». - Я приезжал сюда, будучи мальчиком, юношей. Потом, после долгого перерыва, в 1969 году, когда умер мой дед, я приехал в Оброчное его отпевать уже священником…

Митрополит Кирилл не скрывает искренней душевной привязанности к Мордовии: «Здесь чувствую родную землю, тепло людских отношений....
http://otechestvo.org.ua/main/20117/2109.htm

* * *
Даль Владимир Иванович
С.П.б. 12 Nоября 1848

Что Погодинъ ни говори, а гораздо болѣе половины земляковъ нашихъ - обрусѣвшая чудь. Посмотрите въ Тверской на Карелъ, въ Нижегородской, Пензенской, Симбирской и др. на Мордву, Чувашь - они обрусѣли въ глазахъ нашихъ, и нынѣшнее поколѣніе не знаетъ болѣе своего языка. Тоже видѣлъ я въ Пермской, Вятской и - Орловской; пусть рѣшитъ Погодинъ, какъ Историкъ, какого поколѣнія чухны жили въ орловской, но это чудь. Одна половина Курскаго населенія также.

Это потому, что на югѣ сидѣли славянѣ, а во-всей Великоруссіи чухны разныхъ помолѣній.

* * *
Исконная Финно- Угорская Россия

* * *
"Узнать правду - не унизительно. Адекватная самооценка - элементарно полезна".

отрицание очевидного

Previous post Next post
Up