Как русские придумали "русских"

Nov 24, 2016 19:21



Олег Панфилов
Профессор Государственного университета Илии, Грузия

Известный террорист Игорь Стрелков-Гиркин сообщил в своем аккаунте, что новым членом Комитета «25 января» стал Эрик Лобах, также известный, но в других кругах. Стрелков-Гиркин приводит биографию Лобаха, где говорится о «национальности»: «до 16 лет жил в Казахстане и носил фамилию Абдрашитов (Абдрашитов - фамилия отца, Лобах - девичья фамилия матери). В 1990 году переехал вместе с родителями в Москву и сменил фамилию и стал «русским».

В моем советском паспорте тоже была указана национальность - «русский», хотя фамилия греческого происхождения. Мне тогда национальность дали автоматически, не спрашивая.
Эрик Лобах стал «русским» добровольно при казахском папе и немецкой маме. Получается, что «русский» совсем не этноним, определяющий этническую принадлежность, а что-то иное - причастность к чему-то общему для группы людей, например, к криминалу. Или глобальной идее вроде имперской, когда национальность всего лишь вторичный признак, а первичный - территория. И чем больше, тем лучше.

Что такое национальность для «русского»?
Греческое слово «Россия», официально принятое Петром Первым в 1721 году как обозначение империи, существенно не отличалось от Московского княжества Ивана IV Грозного, начавшего активно собирать «русские земли», захватывая территории соседей. Правда, с 1340 года уже существовало Русское* королевство (или Русское воеводство) со столицей во Львове, до 1772 года, пока не было поглощено Австрийской империей. Современные российские историки не любят об этом вспоминать, хотя Русское государство было приличным по размерам и числу жителей.

Будущая Россия не созидалась, а увеличивалась набегами, оккупацией и аннексией. Как раковая опухоль в теле больного, так и «русский мир» проникал на соседние земли, сжигая города, уничтожая другие культуры и традиции. «Монголо-татарское иго» было придумано для оправдания того, что вытворяла Российская империя. В зависимости от политической конъюнктуры, раньше «иго» называли «татаро-монгольским», теперь - «монголо-татарским», хотя в полумиллионном войске Чингисхана в 13 веке не могло быть больше монголов, чем их было на земле. К планам Чингисхана создать новую империю присоединились соседи, преимущественно из тюркских народов, которых русская историография почему-то всех называла «татарами».

Будущая Россия не созидалась, а увеличивалась набегами, оккупацией и аннексией
До воцарения Петра Первого Россия жила по тщательно сохраняемым традициям, перенятым от монголов. До прихода монгольской армии, в российских княжествах не было собственных вооруженных формирований, в основном это были ополченцы, вооруженные топорами и вилами, очень редко - копьями. При Иване IV Грозном уже была сформирована армия - конница, пехота, артиллерия и даже инженерные войска. Оружие и обмундирование было схожим с монгольским, шеломы князей были привозными - из Персии или Турции, с арабскими надписями во славу Аллаха. Но жестокость Ивана Грозного была уже своей - проторусской. Монголы, захватывая территории, не меняли ни культуру, ни языки, ни религию захваченных народов, русские цари меняли все - им нужен был не только ясак (подать), им нужно было беспрекословное подчинение. Тогда о «русском мире» не говорили, но, скорее всего, подразумевали - сам Иван Васильевич был совсем не похож на современный фейс-контроль «русских», лицом он был монголоидом**.

Российская империя разрасталась, увеличивалась территориями и захваченными народами. За русской армией всегда спешили чиновники министерства образования и православные священники: одни переучивали людей говорить по-русски, вторые - обращали в государственную религию. Это было важно, потому что православный, после реформы церкви, подчинялся в первую очередь царю-императору, главе Русской Православной Греко-Кафолической Церкви, как до большевиков называлась РПЦ***.
Ну и конечно, чиновники, собиравшие подать с завоеванного населения. Тогда было четкое разделение жителей Российской империи на православных и «бусурман», было принято официальный термин «туземцы», для которых строили «русско-туземные школы», с тем, чтобы языковая ассимиляция проходила быстро и под контролем. Будущую массу жителей Российской империи, вне культур и корневых языков формировало крепостничество - с 1497 по 1861 годы. Почти за 400 лет сложилось послушное и безвольное население, забывшее собственную культуру и языки предков, традиции и обряды.

Петр Первый прибавил туману в формировании «русского мира», полностью переориентировал империю на Европу. Первая русская - Петербургская академия наук в 1724 году была из привозных ученых - немцев, итальянцев, французов. Гастарбайтерами на судовых верфях были голландцы, первые артисты «русского балета» и «русской оперы» - французы и итальянцы. Нахватавшись территорий империя при царе реформаторе поняла, что размер и численность населения не делают государство успешными. К тому же завоеванные народы периодически восставали и не хотели жить в империи. Нужно было что-то придумать.

19 ноября 1833 года граф Сергей Уваров при вступлении в должность министра народного просвещения изложил в докладе императору «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения» изложил свою теорию «официальной народности»: «Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить - имеем мы три главных: 1) Православная Вера. 2) Самодержавие. 3) Народность»* * * *.

С точки зрения современной демократии, теория графа Уварова противоречит всему - права человека (преимущество одной конфессии), диктатура, основанная на подчинении императору, народность - совершенно размытое определение по содержанию, но по сути - официальная ассимиляция. Считая себя образованным, граф Уваров не терпел «европейских ценностей», боялся революций и преобразований. Нынешний «русский мир» он называл иначе - «Русский Колосс», а православие, подчиненное царю, главной идеологией.

Большевики, захватившие власть в 1917 году, отрицали все царское и проклинали «самодержавие», на самом деле создавая свою идеологию на православных традициях иконопоклоничества (культ личности), соборности (съезды и партсобрания) и литургий (здравицы, аплодисменты, переходящие в овации, коллективное исполнение «Интернационала», «Варшавянки» и «Ленин всегда живой»). Самодержавие воплотилось в вождях, православие заменено марксизмом-ленинизмом, народность - «весь как один советский народ». Теперь все обязаны любить Ленина-Сталина-Хрущева-Брежнева, беспрекословно подчиняться идеям марксизма-ленинизма, быть советским народом. Несколько поколений людей выросли в лагерных условиях, где буквально «шаг влево, шаг вправо - расстрел».

Я несколько раз перечитал доклад графа Уварова, но не нашел объяснения этнониму «русский», который граф настойчиво повторяет несколько раз: почему, согласно грамматике, он является прилагательным, а не существительным. И, по большому счету, это не этноним, а принадлежность к некоему территориальному сообществу по признакам беспрекословного подчинения царю, императору, Генеральному секретарю или президенту. «Русский» может носить фамилию татарского происхождения, польского, украинского, французского, шотландского, немецкого, итальянского. Он может быть смугл и раскос, блондин или брюнет, плюгавым или высокорослым. Сейчас он обязан любить Путина, что, в принципе, и делает, на 86 и больше процентов.

Чтобы понять, что происходит в России, важно знать, что на ее территории формировалось, восприимчиво ли население к каким-либо другим ценностям, кроме крепостничества или коммунизма. И почему «русский мир» имени Путина выглядит жалкой попыткой повторения теории графа Уварова. На самом деле, это гиперболоид, который содержит в себе конструкции на вид правильные, на деле - нереальные. У графа Уварова мало что получилось - нельзя создать лояльное население из захваченного населения. Не получилось и у коммунистов. Ничего не получится и у Путина. Кроме названия (этнонима) должно быть и содержание, а его или нет, или оно не подчиняется воле кремлевских вождей.

уточнения:
*
Правильно будет писать с одним "с" -  руСЬкое, что и делается в украинском языке, но не принято делать в русском.
Также, с большой вероятностью, можно утверждать, что, не только Панфиловы, но и деды-прадеды людей записанных "русскими" под фамилиями, например, Константиновы, ранее писались как греки Константинидис или Константинопулос.

**
Скорее всего внешность Грозного была такой (мать Ивана была из потомков того самого Ордынского темника  Мамая, с которым воевал Дмитрий на Куликовом поле):



без бороды



с бородой

* * *

Крестили киевские попы жителей Залесья не в "Православие", а в "Руську веру".
И каждый новообращённый, оставаясь авотохтонным Залешанским лопарем, вотяком, удмуртом, коми, эрзьей, "татарином",- на вопрос:
-Кто ты теперь? (в смысле какой веры ты теперь), честно отвечал:
- Я теперь вотяк русский.
Так же, как новоприобретенный подданный императора Российского (с 1721 года) отвечая на вопрос: -"Чей холоп будешь? какой веры будешь?, овечал:
- "Русский". (в отличие от такого же как он, только например не крещенного в "русскую веру" и подданного короля Шведского или эмира Бухарского).



Само слово- "православие", конечно широко употреблялось в быту, но официально вера так не называлась.
Потому как вначале официальное название церкви было такое:
"Русская Кафолическая церковь Греческого обряда".( Русская Вселенская церковь греческого обряда)
Всё.

(Руськая - от Русь, что вокруг Киева, а не от той страны которая вначале называлась Великое Княжество, а позже Государство Московское, и только в 1721 году по указу Петра 1го принявшее официальное название Россия)

"Термины «православный» и «православие» в официальном языке церкви и государства становятся общепринятыми только в XVI веке.
Тогда же, с XV - XVI века, из Азии пришла в Москов мода на луковообразные купола, которыми стали заменять прежние старые.
Название христианской церкви в России до упразднения ее коммунистами звучало следующим образом: «Греко-кафолическая церковь» .
После реформы Никона и замене в богослужебных книгах слова «правоверная» на слово «православная», в 1700 году было добавлены новые слова в название официальной церкви: «Российская Православная греко-кафолическая церковь»".

И только в 1943 году архиереи предложили новое название- "Российская Православная Церковь", которое лично Иосиф Виссарионович Сталин исправил на "Русская Православная церковь".
(Само собой, что к этому времени с 20х годов уже существовала непризнанная "на Родине" и не признававшая безбожную власть большевиков РПЦ заграницей)

Вот так слово бывшее изначально прилагательным- (отвечавшее на вопрос- "какой", "чей", и по сути оставшееся им), "вдруг", в нарушение всех правил русского языка, стало "существительным" (отвечающим на вопрос- "Кто").
В русском языке есть целый ряд слов, которые, одновременно отвечая как на вопрос "чей-какой", так и на вопрос - "кто", кроме этой особенности, объединены и тем, что все они обозначают временное состояние человека:
Часовой, дежурный, участковый, постовой, нарочный, служивый, учёный военный, цирковой, ковёрный, пожарный... русский.
Служивым нельзя родиться. Им можно стать.
Потом, особенности внутрисемейного и общегосударственного воспитания, могут способствовать тому, что все мужчины в нескольких поколениях в этой династии, тоже станут служивыми, или вся семья станет в нескольких поколениях циркачами (цирковыми" - как они сами о себе говорят).
Если будет кому служить и этот "кто-то", кому они служат, в таком положении дел будет заинтересован.
Вот поэтому, в 20 веке за сообществом служивых людей Рос.империи закрепилось название не русин или русак, не великоросс или россиянин, а русский (чей, какой и одновременно, временно-кто).
Все остальные названия остальных народов мира в русском языке, как и положено - существительные и отвечают на вопрос-
- "Кто"- Японец, немец, монгол, француз, украинец
Но никак не - "Кто"- Японский, немецкий, монгольский, французский, украинский

Есть только одно "исключение"-"Кто"- русский.

* * * *
Потомок выходцы из Орды, германофил  Уваров, эти три тезиса не придумал, а "позаимстстововал" их у немецких романтиков. И, по моему мнению, называть определением "народ", разноэтническое русскоязычное сообщество служивых людей империи, которое этническим народом/нацией не является, терминологически неправильно.

кажущееся и действительное, отож

Previous post Next post
Up