Братские армянский и турецкий народы столько связывает... такие нерушимыые узы... столько веков взаимной истории, столько времени в едином государстве- Великой Османской Империи,...
Сколько выдающихся деятелей Высокой Порты было из армян, и могилы неисчислимых поколений предков у стольких армян в Турецкой земле.
Настолько всё переплетено, что практически не разберешь - где вчера ещё не кончалась армянская, там уже и турецкая земля тоже.
Ну как можно рвать по живому?
А то, что в 1915 году многие из граждан Турции отдали свои жизни ради строительства так необходимой инфраструктуры своей общей Родины не считаясь с ценой при прокладке дорог в труднодоступпных горах, так это частичные перегибы на местах, в которых виноваты всего 650 человек (среди которых были и этнические армяне) и которые потом внезапно все умерли :
Операция_«Немезис»И гора Арарат- Сердце армянского Мира не где-нибудь, а именно в Турции находится . Что только подтверждает.
Сколько взаимных бед вместе они пережили, тем более, что армяне в Турции официально назывались "миллет-и садыка" (верный народ), так что практическиадиннарод получается.
Нерушимая дружба.
Вот и кандидат русских исторических наук Мамед ДЖАФАРЛИ это подтверждает:
Исследования иностранных авторов, отображаю-
щие их взгляд на "армянский вопрос", помогают лучше
оценить проблему с точки зрения международного сооб-
щества. Желательно, конечно, чтобы взгляды основыва-
лись на всестороннем анализе исторических фактов. В
этом смысле книга отставного полковника пакистанской
армии Масуда Ахтар Шейха "Ложь, ложь и ничего кро-
ме лжи" (Masud Akhtar Shakh. Lies, Lies, and more Lies.
Islamabad, Encore-2007), изданная недавно на англий-
ском языке в Исламабаде, является интересным источни-
ком, объективно освещающим важные стороны "армян-
ского вопроса".
Автор более 40 лет занимался изучением
ряда вопросов, связанных с Турцией. В частности, он
тщательно исследовал армянские террористические орга-
низации, коллаборацию со странами Антанты и вопросы,
связанные с армянской пропагандой. Масуд Ахтар Шейх
является специалистом по турецкому языку и литературе,
автором 12 книг; он достаточно известен в турецкой пуб-
лицистической среде, однако его труды не столь доступны
русскоязычному читателю.
Публикуя отрывок из его кни-
ги, мы преследуем цель представить его данной аудито-
рии. Мы предлагаем вниманию некоторые фрагменты о
жизни армян в Османской империи из его книги "Ложь,
ложь, и ничего кроме лжи", которые, как мы надеемся,
вызовут интерес у читателей.
Армяне и их покровители утверждают, что
этот эт-
нос в Османской империи подвергался систематическо-
му уничтожению в 1894-1917 годах, что привело к рез-
кому уменьшению его численности, поскольку боль-
шинство армян покинуло Османскую империю, обосно-
вавшись на Ближнем Востоке, в Восточной Европе,
Франции, Северной и Южной Америке. На самом деле
османские армяне как национальное меньшинство
вплоть до последней четверти XIX века имели привиле-
гированное положение во всех сферах жизни, что дока-
зывает беспочвенность подобных утверждений.
В Османском государстве имелось достаточное
количество различных этнических общин, не исповедо-
вавших ислам. Все они имели свободу вероисповедания
и трудоустройства. В целом существование в Осман-
ской империи религиозной толерантности по отноше-
нию к этно-конфессиональным меньшинствам является
историческим фактом. С другой стороны, если бы ос-
манское правительство заставляло немусульман прини-
мать ислам, то конфессиональный облик государств-
субъектов, возникших после распада империи, был бы
иным. Поэтому аргументы армян о насильственной ис-
ламизации в Османской империи беспочвенны. Армяне
пользовались доверием высокопоставленных лиц импе-
рии: то, что они официально назывались "миллет-и са-
дыка" (верный народ), иллюстрирует сказанное в пол-
ной мере.
Как и многие национальные меньшинства Осман-
ской империи, армяне предпочитали жить компактно.
В основном они жили в Стамбуле, Восточной и Юж-
ной Анатолии: армянские общины имелись в провин-
циях Адана, Сивас, Элазыг, Диярбакыр, Трабзон, Эрзу-
рум, Карс и Ван. Эти провинции были слабо связаны
друг с другом, и нигде армяне не составляли большин-
ства. Даже британские статистические источники ука-
зывают, что в начале первой мировой войны армяне со-
ставляли не более 1/5 населения Восточной Анатолии.
Они в основном селились в городах, были больше бан-
кирами, купцами, госслужащими, работали в промыш-
ленной сфере.
Как национальное меньшинство армяне пользова-
лись в Османской империи особым статусом. Большин-
ство из них владело турецким языком; многие со време-
нем забывали родной язык и предпочитали турецкий для
общения. Прожив длительное время рядом с турками,
армяне использовали все возможности, созданные для
национальных меньшинств империи. Они никоим обра-
зом не подвергались дискриминации, а многие из них
поднимались на высшие ступени государственной ие-
рархии. В экономическом плане армяне считались самой удачливой
общиной, банкиры и купцы из их числа входили в самую богатую про-
слойку страны. Внешняя торговля Османской империи фактически
контролировалась армянами. Они были владельцами плодородных зе-
мель, пригодных для сельского хозяйства, а турки и курды находились
на положении арендаторов. Армяне назначались на посты государст-
венных чиновников, главных инспекторов, послов и даже министров.
Так, на местном и центральном уровне на различных должностях нахо-
дились 29 пашей (высший государственный чин) армянской националь-
ности, имелось 22 министра-армянина (в том числе министры иност-
ранных дел, финансов, торговли и почты), в 1876 г. в османском парла-
менте было 33 депутата армянской национальности, имелось также 7
послов-армян, 11 генеральных консулов и консулов, 11 профессоров в
университетах (надо учесть, что в то время было очень мало универси-
тетов), большое количество руководителей департаментов и сотни ар-
мянских чиновников.
Представители армянской общины имели существенное влия-
ние на формирование и реализацию внешней политики Османской
империи в период балканских войн. Армянин Агоп паша Казазян был
министром финансов, а маршал Гарабет Арин Дауд руководил Мини-
стерством почты, телеграфа и телефона. В последующие годы этим
министерством еще трижды управляли армяне. В Министерстве по
общественным делам трое армян сменили друг друга на посту мини-
стра. Во многих ведущих странах мира Османское государство пред-
ставляли послы армянской национальности. Например, Гарабет
Арин Дауд-паша был послом в Берлине и Вене, Дикран Алексаян - в
Брюсселе, Етварт Сохраб - в Лондоне, а Куюмджуян-паша - в Риме.
Кроме того, множество армян трудилось в представительствах за ру-
бежом на различных должностях. Так, советником посольства в Бер-
лине был Дикран Тингир, аналогичную должность в Брюсселе зани-
мал Михран Кавафьян. В различных посольствах Османской импе-
рии работали 15 консулов и 12 секретарей- армян. Трое армян в ран-
ге паши занимали пост министра казначейства, 18 армян работали ди-
ректорами, из них четверо были представлены в Государственном со-
вете, остальные задействованы в бюрократической иерархии. Более
50 армян были лейтенантами-начальниками или же высокопоставлен-
ными представителями Министерства внутренних дел. В 1855 г. ар-
мяне были освобождены от подушного налога джизья, взимаемого с
немусульманского населения и освобождающего их от воинской по-
винности, и с того времени их стали призывать в армию.
Таким образом, не стоит верить армянским авторам, утвержда-
ющим, что их соотечественники в Османской империи подвергались
угнетению и дискриминации. Непримиримая вражда к армянам воз-
никла в конце XIX века по нескольким причинам, главнейшей из ко-
торых стали подстрекательские действия зарубежных кругов, подби-
вавших армян на провокации. Многие иностранные авторы, не явля-
ющиеся турками и вообще мусульманами, в своих трудах опроверг-
ли домыслы армян. Среди них - Бернард Льюис, Джеффри Льюис,
Гвин Дэер, Чарльз Эллиотт, П.М.Браун, Шау У.Лангер, Льюис То-
мас, Пьер Лоти, Н.И.Катани, Клод Феррере, Эдгар Гренвиль, Клер
Прайс.
Жизнь армян в Османской империи.pdf Этот пост размещен также на
http://mysliwiec.dreamwidth.org/