Легендарный автор «Антихрупкости» и «Черного лебедя» Нассим Талеб об образованных идиотах, которые диктуют миру, как поступать, что есть и за кого голосовать. В России их называют просто креаклами
По всему миру, от Индии до Великобритании и США, мы наблюдаем бунт против узкого круга клерков-политиканов и журналистов, которым нечего терять. Этот патерналистский класс экспертов-квазиинтеллектуалов, выпускников учебных заведений из Лиги Плюща и прочих Оксфордов и Кембриджей, указывают нам: 1) как поступать, 2) что есть, 3) как разговаривать, 4) как думать и 5) за кого голосовать. Это тот случай, когда кривой следует за слепым: самопровозглашенные представители «интеллигенции» неспособны найти кокос на острове Кокос.
Их интеллект не в силах охватить само понимание «интеллект», таким образом, они мыслят циклично - а их основным навыком остается умение сдавать экзамены, разработанные ими же. Синхронизация данных в области психологии менее 40%, полное изменение диетологических рекомендаций после 30 лет гонений на жиры, назначение некомпетентного Бернанке на пост председателя ФРС США, фармацевтические испытания, достоверность которых проверяется меньше, чем в 1/3 случаев, - в свете этого люди имеют полное право положиться на свои инстинкты и обратиться к знаниям предков (или к избранным классическим трудам, вроде Монтеня). Их результативность очевидно выше, чем у этих глупцов, играющих в политику. Очевидно, что эти академико-бюрократы, которые считают, что вправе заводить свои порядки, на деле даже не склонны проверять факты, будь то медицинская статистика или законотворчество. Они не могут отличить науку от сциентизма - более того, в их глазах сциентизм более «научен».
Интеллигенты-но-Идиоты - это продукт современности, который формировался с середины XX века и в наши дни находится на высшей точке развития. Это широкая категория людей, которые живут, не делая крупных ставок. Почему? Все очень просто. В большинстве стран роль правительства возросла в пять, а то и в десять раз по сравнению с прошлым столетием. ИнИ кажутся вездесущими, но это всего лишь меньшинство, которое редко появляется за пределами своих интеллектуальных инкубаторов, медиа и вузов - у большинства людей есть приличная работа, а для ИнИ рабочих мест существует не так уж много.
ИнИ объявляет патологией непонятное ему поведение, не задумываясь, что может что-то упускать. Он полагает, что люди должны действовать в своих интересах и что он знает, каковы эти интересы - особенно, когда речь идет о так называемых «реднеках» («деревенщинах») или тех слоях населения Британии, которые разговаривают с пролетарским выговором и голосуют за выход Великобритании из ЕС. Когда плебеи совершают поступки, непонятные ИнИ, их называют «необразованными». То, что мы называем участием в политическом процессе, Интеллигент-но-Идиот может определить двумя словами: «демократия», если его устраивает происходящее, и «популизм», когда плебеи осмеливаются голосовать не так, как ожидал ИнИ.
Богачи говорят: «один доллар - один голос», гуманисты - «один человек - один голос», компания Monsanto - «один лоббист - один голос». ИнИ верит в принцип «один диплом Лиги Плюща - один голос».
Как правило, ИнИ доступна логика первого порядка, но не выше, что делает его некомпетентным в сложных областях. Находясь у себя дома, в тепле и комфорте, он высказывает свою точку зрения на «отстранение» Каддафи, называет его «диктатором». Ему невдомек, что у этих отстранений имеются свои последствия (помните, что у него нет своего интереса в этих событиях и ему не придется платить за результат).
История показывает, что ИнИ ошибались насчет сталинизма, маоизма, ГМО, Ирака, Ливии, Сирии, лоботомии, городского планирования, низкоуглеводных диет, бихевиоризма, фрейдизма, портфельной теории, линейной регрессии, гауссианства, салафизма, жилой застройки, эгоистичного гена, Берни Мейдоффа (до скандала) и значений вероятности. И все же снова и снова они уверены в своей правоте.
ИнИ слышат критику в свой адрес, как «все люди - идиоты», но не понимают, что представляют собой, как мы уже говорили, ничтожное меньшинство. Они не терпят, когда оспаривают их чувство привилегированности, и хотя относятся к прочим людям, как к неполноценным, не любят сами встречать удар.