Краткий обзор монгольской шаманской школы. Особые гости с той стороны.

Jul 25, 2019 03:18

Помимо больших классификаций потусторонних жителей, в монгольской традиции существуют ещё и своего рода особые профессии или типы духов, ведущих несколько отличный от остальных образ жизни. Они на самом деле очень важны для повседневной монгольской мистики, поэтому о них стоит поговорить отдельно.

Монгольский миф невозможно представить себе без докшитов. Это слово переводится как "яростные" или "бешеные", и означает специфических духов-хранителей местности. Ну то есть как, хранителей... таких хранителей, которые на всякий случай уконтрапупят вас превентивно задолго до того, как вы навредите их любимой локации. Докшиты бывают большие и малые, очень злые и не очень, договороспособные и нет, но вот добрыми они не бывают по определению. Чтобы у местности появился докшит, обычно надо, чтоб там пролилось много крови или что-то в этом духе; тогда обычный хозяин местности может переродиться и стать "бешеным".

Среди докшитов особенно выделяются те, кто считает своей землёй всю Монголию. Их особенно боятся и особенно почитают, потому как они на самом деле очень полезны для страны и вредны для её врагов.

Чёрные шаманы любят докшитов и хотят быть на них похожими. Буддисты считают, что докшиты приняли учение Будды и теперь нападают только на врагов жёлтой веры; остальные монголы относятся к этому мнению скептически.

Другой значимый типаж, тоже играющий огромную роль в монгольской мистической истории - это хубилганы или "перерожденцы". Не обманывайтесь этим термином; на самом деле с монгольской точки зрения перерождаются все - рано или поздно души людей возвращаются из мира мёртвых на землю. Хубилганы отличаются тем, что они приходят в людские тела не из мира мёртвых, а из реальности духов. То есть это изначально аборигены той стороны, которые за какими-то своими целями решили вдруг воплотиться людьми и попробовать прожить человеческую жизнь. Обычно результат как минимум незауряден. Хубилганы могут как прожить одну жизнь для выполнения конкретной цели, так и возвращаться в мир живых снова и снова.

Самый известный, наверное, хубилган - это, конечно же, Гэсэр, великий Гэсэр-хан. С ним удивительно то, что он даже не "нижний" дух, а полноценный тэнгерин, более того - сын самого Хормусты, в некой древности решивший пожить на земле ради спасения людей и воплотившийся в бедной монгольской семье. Про приключения Гэсэра, он же Джор, он же неунывающий Сопляк Цзуру, сложена чёртова уйма историй; монголы его очень любят. Он был хитрец, трикстер и стратег, настоящий монгольский герой, натворил много добрых дел и заложил основы степной культуры и государственности. Его любовь к людям была так велика, что даже после смерти своего человеческого тела он не вознёсся обратно на высшие небеса тэнгеринов, а остался жить на той стороне земной Монголии, кочуя по миру духов со своей сияющей дружиной и причиняя неудобства злу. Если во время путешествия на ту сторону шаман вдруг мгновенно и безболезненно умирает - считается, что он встретил гэсэрову кавалькаду и Небесный Хан забрал его в свою дружину; нет чести выше и судьбы почётнее.

Другим известным хубилганом была могущественная нижняя сущность, решившая воплотиться в теле Цаган-Хатуни, известной нам более под именем Екатерины II. Именно поэтому она сделала столько блага своим новым подданным-бурятам. Екатерина, кстати, про эту версию своего происхождения знала и не протестовала - думаю, быть туземной богиней ей было даже как-то лестно.

История русских хубилганов на этом не заканчивается. Когда в начале ХХ века в Монголию пришло великое зло в лице китайцев, один из страшнейших докшитов, некто Махагала (или Чжамсаран - об этом монголы спорят), явился в родные края, облачённый в тело барона и белого генерала Романа Унгерна. По своей лютой природе он натворил немало жестокостей, но Монголию от китайцев всё же освободил. Опасаясь жить рядом с бешеным духом в мирное время, монголы сплавили его обратно в Россию, где он и был упокоен при несознательном участии большевиков. Но память осталась.

Ну и Далай-Лама, конечно. Даже монголы, не почитающие Будду, признают, что этот вневременной товарищ - несомненный хубилган.

philosofia, tengri

Previous post Next post
Up