Краткий обзор монгольской шаманской школы. Векторы контакта с потусторонним миром.

Jul 11, 2019 11:47

Обычно, когда представляют себе непосредственно практику шаманизма, на ум приходят разнообразные "сценические" практики, пресловутые "танцы с бубном" и подробные рассказы-представления шаманов о путешествиях в загробный мир.

На самом деле, насколько я могу судить, это едва ли десятая часть действительного шаманского образа жизни; а именно - то, что делается на публику и для публики, чего шаманы в норме не гнушаются; они вполне естественно занимают свою нишу своеобразных "социальных психотерапевтов". Но тем не менее реальная работа шамана происходит, конечно, в узком шаманском кругу или вовсе наедине с той стороной; и она гораздо менее зрелищна.

Как-то каталогизировать и описать её очень сложно. На самом деле, общение с той стороной - это в первую очередь именно общение, которое настолько же сложно уложить в какую-то конкретную схему, как и общение между людьми. Но тем не менее некоторые, если угодно, тенденции, виды мотиваций и направленности монгольские шаманы для себя выделяют.

Контакты актуального шамана с иным миром делятся на два основных типа: хайлт и эрэлхийлэх. Оба этих понятия весьма трудно перевести.

Хайлт - это примерно "поиск", "искание", "quest", если угодно. Здесь намерение исходит от самого шамана. По какой-то причине, насущной или нет, он принимает решение вступить в контакт с другой стороной, отправиться туда или начать что-то там высматривать. Главная тема - что шаману что-то нужно там, он выступает как проситель или охотник. С одной стороны, он неизбежно рискует, с другой - ему принадлежит инициатива. При совершении хайлт шаман должен растопыриться, ослабить границы, сознательно уменьшить контролируемую преграду между разными, эту- и тусторонним состояниями своего сознания. Шаман здесь деятель, это его история.

Эрэлхийлэх - это как бы так перевести... "Преследование", "haunting", но без явного негативного колорита, что ли. Здесь инициатива однозначно исходит от той стороны. Собственно, призвание шамана - это первый эрэлхийлэх в его жизни. Что-то оттуда чего-то от шамана хочет. Здесь важно дополнительное деление: может быть ситуация, когда кто-то оттуда чего-то хочет сознательно, а бывает - когда что-то оттуда просто реагирует на шамана как на тонкое место в ткани реальности. Так шаман может получить спонтанную информацию, понять, что духам что-то нужно, просто почувствовать особое состояние той стороны в конкретном месте или времени.

Тут важно, что механически растопыриваться в ответ на любой запрос оттуда шаман - если он адекватен - ни в коем случае не должен. Здесь контроль принадлежит не в полной мере ему, а ведь на самом деле та сторона в известной степени "темна и полна ужасов". Поэтому навык того самого "различения духов" здесь категорически необходим. Человек, механически следующий любому эрэлхийлэх называется уже не "шаман", а "одержимый", и воспринимается в монгольской традиции как и везде - с изрядным опасением.

Различать между собой хайлт и эрэлхийлэх - это базовый навык шамана, и это не так-то просто, как кажется на первый взгляд. Здесь всё дело идёт о внутриголовных вещах, ведь шаманы в норме не галлюцинируют - голос той стороны всё равно звучит именно у тебя в голове, и отличать его от собственного внутреннего голоса очень важно. Мне попадалась теория, что якобы архаичные культуры строятся на том, что древние люди считали внутренние голоса внешними и наоборот, и оттуда-де и появилась религия; так вот, как минимум монголы всю свою традицию строят именно на понимании отличия между одним и другим. Способов на самом деле масса. Могу ли я переформулировать запрос? Есть ли у этого желания причины в моих пожизнёвых стремлениях и естественной жизни? Или этот запрос наоборот чему-то во мне кажется диким и странным? Похоже ли это желание на то, как я обычно мыслю? В общем, здесь начинается море рефлексии и самоанализа, в принципе для шамана эти навыки важны.

Причём тут важно понимать вот что: опасность принять эрэлхийлэх за хайлт очевидна, это означает, что ты следуешь чужой воле как своей, ни к чему хорошему это привести не может (если уж на то пошло, доброжелательный дух зачастую предпочтёт сам представиться и всё обозначить гласно, чтоб не вызывать непоняток). Но есть опасность и в том, чтоб принять хайлт за эрэлхийлэх, внутреннее побуждение за внешнее. Представим себе шамана, который следует своим хотелкам, при этом искренне полагая, что этого хотят от него духи и поэтому это должно быть сделано во что бы то ни стало! Тоже неплохой способ сойти с ума, а безумие - как многократно сказано выше - это враг номер один и главнейшая опасность.

philosofia, tengri

Previous post Next post
Up