Краткий обзор монгольской шаманской школы. Разновидности шаманов.

Jul 08, 2019 23:57

Шаманы бывают разные. Офигенно разные. В сущности, нет и не может быть единого образа монгольского шамана. Варьируется всё, от любимых методов камлания до ритуализованных привычек в пище, что-то наследуется от учителя, что-то изобретается самостоятельно. Но тем не менее есть, пожалуй, одно базовое деление, которому монгольские шаманы в основном следуют.

Это деление на цагаан бöö (тюркское ак-кам) - "белых шаманов" и хар бöö (тюркское кара-кам) - "чёрных шаманов".

Тут надо сразу же задать одну важную тему. Большими такими буквами: это - НЕ "ДОБРЫЕ" И "ЗЛЫЕ" ШАМАНЫ. Западная символика белого и чёрного здесь ест людям мозг с неиссякающей силой, и это сильно портит понимание. Я давно рекомендую монголам переименовать своих шаманов в, скажем, "синих" и "коричневых", но они меня не слушаются.

На самом деле это просто деление по основному психологическому способу взаимодействия с сущностями той стороны.

Белый шаман - это "шаман-уговариватель". Его сила и суть в том, что он благодаря некоторым особым свойствам своей натуры симпатичен духам и способен воздействовать на них умиротворяюще и благожелательно. Его духи - это те, кого он привлёк, обаял, соблазнил. Для этого человеку необходимо развивать соответствующие черты своей натуры. Белые в норме неконфликтны, дипломатичны, харизматичны, умелые ораторы, склонны к компромиссам. Это о альтруистических чертах; если же смотреть с другой стороны, то белые - умелые интриганы, мастера иллюзий, способные продать расчёску лысому и слона - кому угодно.

Основной принцип ментальности белых - это бööгийн хутга, "шаманский нож" (я всё время хочу это перевести как "бритва ак-кама"). Это философское название означает такой способ мышления, при котором ты как бы всё время "отсекаешь" лишние стремления и побуждения, оставляешь их хутганы нöгöö тал дээр, "с другой стороны ножа". Самоконтроль и постоянная готовность войти в чужой способ восприятия, чужую систему ценностей для белых - условия sine qua non. Это не значит, что белый обязан всегда чужую позицию разделять, но они обязаны создавать постоянное ощущение понимания и открытости.

Белые социальны. Они охотно общаются с людьми; они очень любят собираться кучей, устраивать всякие мероприятия, обмен опытом, дружеские состязания; один белый мастер зачастую учит нескольких учеников, и им хорошо вместе; для белого является нормой, например, передавать какой-то опыт чужим ученикам, и их учитель будет не в обиде.

Чёрный шаман - это "шаман-доминатор". Его сила - в его собственно силе, в страхе и уважении, которые он способен внушить. Он воздействует на духов через прямой агрессивный контакт. Его духи - это те, кого он подчинил, связал, заклял, одолел, или те, кто присоединился к нему из восхищения его мощью. Чёрные в норме самонадеянны, упёрты, яростны, склонны к вспышкам эмоций, бескомпромиссны. Это не значит, что чёрный неспособен договориться; но договариваться он всегда предпочтёт с позиции силы. Впрочем, при этом чёрные не любят лжи - кроме разве что военной хитрости, чтоб заманить врага в ловушку. А ещё они в норме достаточно бесстрашны - это необходимое качество для такого шамана, даже если ты сам по себе боишься - демонстрировать страх не стоит.

Основной принцип ментальности чёрных - это миний гарт миний ташуур, "моя плеть в моей руке". Это означает, что чёрный не должен сомневаться в своих эмоциях, должен им верить и следовать; сильные чувства и страсти - его оружие, он не должен соглашаться и повиноваться ни в чём, если на самом деле не согласен. Это его уверенность - и есть основа его силы на той стороне.

Чёрные не очень склонны к обществу, да и людям с ними зачастую нелегко. Собрать вместе большую компанию чёрных - получить конфликт. Стадо кошек. Чёрные очень редко берут больше одного ученика за раз, и к своим ученикам свирепо ревнивы - не дай бог тебе влезть в их отношения.

Для нормального существования монгольского общества категорически необходимы оба типа шаманов. Если вам нужно призвать доброго духа - зовите белого. Изгнать злого? Тут куда лучше справится чёрный. Помочь друзьям? Белый. Внушить страх врагам? Чёрный. Успокоить какую-либо территорию, привести в порядок её "потусторонний фон", чтоб всё шло должным чередом? Белый. Пуститься в рискованное странствие в самые глубины изнанки, чтоб спасти заблудившуюся душу? Чёрный.

С первого взгляда кажется, что чёрные куда ближе к срыву в безумие. Но на самом деле поехать крышей могут оба типа шаманов. Просто если неадекватный чёрный просто превращается в опаснейшего зверя, и обращаться с ним стоит соответственно - то сошедший с пути белый начинает, как бы так сказать, "наносить добро, причинять пользу и подвергать ласке". Самый известный поехавший чёрный - Тэнчжин, фигура легендарная, его на всякий случай до сих пор в Монголии и Бурятии именуют бöö-нойон, "Князь-шаман", не решаясь лишний раз произносить его имя. Вообще-то он сделал для Монголии много хорошего, усмирял стихии и отпугивал зло, но потом слегка улетел и - истребил во всей стране всех чёрных шаманов, кроме себя. Белых, что характерно, не тронул. Потом до конца жизни мучился от скуки. Среди поехавших белых самая известная фигура - Тэб-Тэнгри, который в своё время решил, что для общего блага нужно уничтожить светскую власть как идею и установить в Монголии шаманократию. Что характерно, был близок к успеху и в процессе этого натворил дел, но тут на его пути попался некто Чингиз, и всё кончилось закономерно.

В принципе нет никакого запрета на совмещение модальностей. Но люди, у которых это удаётся - давхар бöö, "двойные шаманы" - это ребята очень сложные. В сущности, тут нужна некоторая глубокая шизоидность; ведь такому шаману необходимо искренне совмещать в себе обе почти противоположных стороны личности, меняя их проявления по необходимости! Не всякий это сумеет и не всякий на это пойдёт. Тем не менее случаи бывали - и пользовались заслуженным уважением.

Последние века можно наткнуться также на термин шар бöö, "жёлтый шаман". Но это на самом деле не какой-то третий тип шаманов, а всего лишь человек, который практикует шаманские практики, будучи при этом буддистом по вероисповеданию. Разные шаманы относятся к этому по-разному, кто-то воспринимает вполне нормально, кто-то высмеивает; настоящего отвержения, пожалуй, нет - в конце концов, если ты воспитан как буддист, это совершенно не отменяет возможности возникновения у тебя шаманского призвания.

philosofia, tengri

Previous post Next post
Up