Краткий обзор монгольской шаманской школы. Типы и особенности призвания.

Jul 07, 2019 12:51

Шаманское призвание в монгольской современной традиции делится на два основных типа.

Первый из них называется эсгий хугарлаа - "войлок порвался" (имеется в виду войлочная стена юрты). Это ситуация, когда у начинающего шамана (или ещё, как говорят, больного "шаманской болезнью") просто рушится некоторая естественная преграда, отделяющая его сознание от мира "нöгöö талнь", "другой стороны". Это не "адресное" призвание; это именно ситуация, когда мои глаза начинают видеть оба мира и я могу хаотически вступать в контакт с любым обитателем другой стороны, который проходит мимо. На самом деле, ничего хорошего в этом нет; человеческое сознание и мышление для такого не приспособлено от слова "совсем", и достаточно быстро разрушается от подобного контакта. Здесь счёт идёт буквально на считанные годы или даже месяцы; такого человека надо как можно быстрее найти и взять в обучение, иначе он обречён на сумасшествие, и неизлечимое уже.

Второй тип, куда более "гуманный", называется хаалга нээгдэв - "дверь открыли". Это вариант, при котором инициатива призвания исходит не от наследственности и не от слепого случая, а от конкретного обитателя/обитателей той стороны, которому/которым нужен контрагент среди смертных (или просто стало любопытно, или таки случайно вышло, но дух отчего-то заинтересовался). При хаалга нээгдэв с нашим начинающим шаманом вступает в контакт некто извне, но делает это с самого начала контролируемо, вступает в осторожное взаимодействие и постепенно начинает вбрасывать своему человеку ту или иную информацию разного рода о своём мире. Это не значит, что человеку не может быть мучительно страшно и т.д. - та сторона есть мир чуждый людям по умолчанию, а ксенофобию никто не отменял. Но по крайней мере здесь у того, другого, есть цель сохранить партнёра в здравом уме, поэтому, если он достаточно мудр, он может в нужный момент отступить, не передавливать и пр. Более того, именно такие шаманы зачастую становятся полноценными шаманами сами, без обучения со стороны старшего или вообще вне шаманской традиции; в качестве учителя выступает собственно дух-партнёр!

Важно понимать, что это не означает, что шаманы второго типа какие-то там "особые и избранные". Личная сила шамана и его способности к взаимодействию никак не зависят напрямую от способа призвания; это параллельная шкала. Более того, оборотной стороной "рваного войлока" зачастую является куда большая свобода впоследствии в выборе методов и способов, определённая независимость - и, в случае, если обучение прошло качественно, уже куда большая неуязвимость к безумию, которое всё равно и навсегда остаётся постоянным риском и неразлучным спутником для любого шамана.

philosofia, tengri

Previous post Next post
Up