Онажемать, или история одного необраза

Nov 25, 2012 00:27

Кто первый придумал и ввел в обиход Богиню-Мать, я не знаю. В современной культуре, по-моему, основоположником ея фигуры был небезызвестный с печальностию Грейвз. Сей персонаж был немалый поэт, но лучше бы писал стихами в столбик, а не прозою в строчку, и не выдавал бы свое вдохновение за попытку теории. Мировому религиоведению до сих пор неплохо икается с того Грейвза, но и аллах бы с ним.

Так или иначе, семя упало на добрую почву, и дало плоды иной в семьдесят, а иной и во сто крат, чтоб не сказать карат чистой алмазной глупости. Теперь стоит где-нибудь пробежать образу женщины-богини - все с достойной андроида четкостью повторяют: "Культ Матери".

Нет, нельзя сказать, чтоб богини-матери не было. Была. И в немалом количестве. У греков есть единая мать-Гея, у монголов мать-Земля-Этуген, и прочая, и прочая. Некое великое женское начало, каковое в начале начал было оплодотворено мужским началом и породило разное - это действительно общий культурный момент. В целом довольно естественно, когда ты мифологизируешь о начале времен, придумать Большого Папу и Большую Маму. Для человека, в смысле, естественно. Размножались бы мы делением - придумали бы Изначальную Клетку. Хотя и придумали, к слову; но о том далее.

Примо, далеко не везде Мать и Отец были. Чуть менее чем огромное количество мифологий говорят нам о возникновении мира каким-то вообще другим образом. Кто родил Имира? Кто стоял у края Гиннунгагап? Кто видел возникновение Брахмы? Сияющее яйцо, всплывающая из вод первоземля, Хаос... в общем, было немаленькое число архаических культур, которых совершенно не удивила бы теория Большого Взрыва. Или - см.выше - делящегося Первоцелого.

Секундо. Даже там где Мать была, она занимает ту же - совершенно ту же, равноправную - роль, что и Отец. То есть никакую. Единожды родив мир/первое поколение богов/первых людей/неясную хрень эти двое отправляются из легенды прочь, становясь ее рамкой, обрамлением, deus otiosus'ами, первопринципами и неподвижными перводвигателями. Китайцы довели идею до абсолюта, вообще лишив эту пару личности, сведя их к Хрени Одной Модальности и Хрени Другой Модальности, ад майорем Кун-цзы глориам.

А кто приходит им на смену, кто непосредственно является объектами поклонения и субъектами теомахии и теогонии? Их дети, младшие боги, собственно боги. Мужчины и женщины. Давайте посмотрим, много ли среди этих женщин "Матерей". Чтобы далеко не ходить, можно взять за субстрат знакомую всем с детства и лежащую в базисе нашей культуры как таковой старую добрую Элладу. Богинь мы там видим тьму, очень активных, очень почитаемых, очень любимых. Кто они?

Нет, начинать уж точно стоит не с Геры. Была она Анфией, хозяйкой Арголиды, властной госпожой и царицей - но потом что-то случилось. Подозреваю, что она просто проиграла войну - точнее, проиграли те, кто ей поклонялся. Вместе с величием Аргоса закатилось и величие Геры, которая стала даже не матерью, а женой, вечно ревнивой и вечно неудачливой супругой блудливого самодержца. Посочувствуем ей, она явно заслуживала лучшего.

А вот Афине повезло категорически больше, но "мать" ли она? Совершенно и несомненно нет. Она девственница, но не по причине аскетизма, а потому, что она играет ту роль, которую вообще-то у поздних греков было вроде как положено играть мужчине - роль активно действующего персонажа, которому, увы, некогда обзавестись семьей - слишком много дел. Она культурный герой, она творит и сокрушает царства, учит людей ремеслам - всем, и мужским, и женским. Она воплощает в себе идею Города и Войска, она богиня войны - но не безумной ярости боя, как Арес, ее сопровождает не Ужас, а Доблесть; она богиня войны цивилизованной и цивилизации вообще. Ее знак - Сова, ее дар - Олива, она устраивает науку и зачинает экономику. Алалкомена, Тритогенея, Сальпинга-Трубящая, танцующая с оружием, покровительница и наставница героев - никого так не любили греки, как эту совершенно не "женственную" и тем более не "вечно-женственную" сущность.

Артемида, конечно, мать, хотя и дева тоже. Но "дева" она в античном смысле - Не-знающая-мужа, не связанная браком. И ничем, вообще-то, не связанная. Госпожа Зверей из Чатал-Гуюка сильно изменилась внешне (или не очень-то сильно - в Эфесе она почти сохранила былую стать), но так и продолжила повелевать дикими краями и дикими тварями. И рождением как таковым - бешеной порождающей силой природы. Наверное, ее можно счесть воплощением материнства - но кто-нибудь когда-нибудь видел ее с ребенком? Как и положено дикой твари, породив, она оставляет порожденное выживать, как получится - современным последователям стоило бы счесть ее богиней естественного отбора!

Афродита? Помилуйте. Любовное безумие, которое она приносит, и которым поражает насмерть (всех, и мужчин, и женщин) - это очень старая и мощная штука. Ей подобна Иштар, способная довести до исступления и бессилия шестьдесят и еще шестьдесят мужчин, которые смиренно молят ее о милости и о радости, которою только и держится город; но Иштар все-таки была по-своему привязана к своему народу, и считалась началом скорее добрым. А вот она не очень-то добрая, Киприда Афрогенейя; могущественная, но совсем недобрая. Дикая, "одерживающая" страсть, заставляющая развязывать войны и нарушать клятвы - весьма спорный источник силы для "вечной одухотворяющей красоты". С другой стороны, куда ты ее денешь из мира, который ею наполнен? Но в определенном смысле Афродита - богиня очень "мужская", в смысле, мужчинами для мужчин придуманная. В целом, образы роковой женщины - абсолютной соблазнительницы, которыми полны некоторые типы историй, во многом, как мне кажется, синонимичны мифологии Киприды.

И все-таки мать в Греции, несомненно, была. Только это была не Абсолютная мать и не Всеобщая мать, и не Начало Женственности. Когда она входит в свой основной миф - мы видим не могущественную мирозданческую силищу, всевластную в своем праве, а страдающую одинокую старуху, разделенную с любимой дочерью и добровольно лишившуюся любого могущества, кроме знания старинных правил бессмертия, унесшую это знание у оскорбивших ее своим безразличием сородичей-богов и принесшую его обычным - даже не "героическим" - людям. Но ее материнство потому и становится центром мифа, что она не Мать-Вообще и не Мать-как-Таковая. Она любит вполне конкретное, утерянное ею, существо, и потому и способна открыть дорогу в Элевсин. Она действительно едва ли не самая человечная из древних богинь, но именно тем и человечная, что ее любовь не всеобъемлет, и именно оттого эту любовь - человеческую, а не божественную - и можно разделить, научившись через нее иному посмертному бытию, чем безвидный сумрак Аида. Деметра, конечно же. Не знаю, поклонялся бы я ей, случись мне родиться тем греком - лично мне Афина как-то душевно ближе - но сострадал и уважал бы точно. Заметим, что именно она умудрилась пережить свое время на тысячи лет - в окрестностях того Элевсина культ св. Деметры, православной вдовы, у которой турки похитили любимую дочь, процветал еще в тысяча ДЕВЯТЬСОТ! семидесятых. C точки зрения религиоведа - это как целакант для биолога, волшебная и драгоценная находка.

Ладно. Добавления? Идеи? А то что-то я тут распелся не хуже того Грейвза. Самоочевидно, это все говорится не для принижения идеи материнства, а только для того, что у женских персонажей в религии было куда как больше репертуара и возможностей, и не надо механически сводить все к одному-единственному деторождению. Потом постараюсь подобрать хвосты и помянуть других, не только греков, и не только в контексте опровержения "мифологии научпопа".

theoanalysis, gethen, philosofia, tengri

Previous post Next post
Up