Данное Заключение по посещению СИЗО-1 22 ноября составлено в связи с фактами нуждающимся в экстренном реагировании органов прокуратуры и ГУФСИН. Фамилии осужденных, не давших разрешение на публикацию убраны, но известны.
ОБЩЕСТВЕННАЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания Свердловской области
Заключение о результатах осуществления мероприятий по общественному контролю при посещении исправительного учреждения
г. Екатеринбург 22.11.2012
Члены Общественной наблюдательной комиссии Свердловской области:
- В.А.Шаклеин,
- В.А. Башков
на основании уведомления в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 10.06.2008 №76 «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» 22 ноября 2012 г. посетили исправительное учреждение ФКУ СИЗО-1 города Екатеринбурга Свердловской области, где произвела выборочную проверку мест принудительного содержания и беседу с содержащимися в них лицами, о результатах которой составлено настоящее заключение.
Вместе с членами ОНК в выборочной проверке принимали участие и отвечали на вопросы сотрудники:
- и.о.начальника СИЗО-1 капитан Шевелёв Максим Витальевич;
- зам.начальника СИЗО-1 подполковник Алиев Э.И.
- зам.начальника СИЗО-1 подполковник Курносенко С.П.
Общие мероприятия, проведенные членами ОНК:
1. Беседа с представителями администрации ИУ с целью получения необходимой информации.
2. Беседы с содержащимися в ИУ лицами, разъяснение им целей и задач своего посещения. Выяснение вопросов об условиях содержания, наличие у содержащихся жалоб и иных обращений на условия содержания в данном исправительном учреждении.
Результаты проверки исправительного учреждения:
1. ОНК отмечает, что в течении часа невозможно было попасть на территорию СИЗО-1. Члены комиссии были вынуждены обратиться в Свердловскую прокуратуру по надзору, был выделен помощник прокурора Коновкин, но и в этом случае пришлось добиваться допуска на территорию в течении получаса. Подобные действия администрации СИЗО-1 воспринимаются как воспрепятствование в работе ОНК и неуважение органов прокуратуры.
2. Члену ОНК В.А.Башкову отказали в проходе через КПП-2 (штаб СИЗО-1) с фотоаппаратом. Запрет на проход с фототехникой был высказан часовым Алексеевым Дмитрием Борисовичем в присутствии другого члена ОНК В.А.Шаклеина и сопровождающего представителя администрации СИЗО-1 Курносенко. Ни часовой Алексеев, ни подполковник Курносенко не смогли объяснить законность запрета на проход через КПП-2 с фотоаппаратом, так же не был разъяснен порядок проноса фототехники на территорию СИЗО-1 членом ОНК. Подобные действия администрации СИЗО-1 воспринимаются как воспрепятствование в работе ОНК и повторным нарушением закона, за что СИЗО-1 уже вносилось прокурорское представление от 29.06.2012г.
3. В связи с проверкой видеозаявления подследственного Игоря Михайловича Шабалина (сотрудник фонда «Город без наркотиков», организация общественного контроля за незаконным оборотом наркотиков) членами рабочей группы ОНК была проведена беседа с заключённым. Шабалин подтвердил сказанное на суде, что на него оказывается моральное и психологическое давление со стороны следователя Савинцева, которое выражается в угрозах сексуального насилия за отказ от сотрудничества со следствием и отказ от прежних показаний, а именно, якобы Шабалина поместят в такую камеру СИЗО, где находятся заключённые по ст.228 (наркотики), и его там будут бить и насиловать. Заключённый Шабалин сообщил, что в первые дни ареста был морально угнетён следователем Савинцевым и поддался на угрозы, дал показания, которые не отвечают действительности, а так же его вынудили отказаться от адвоката.
В подтверждение своих слов Шабалин сообщил, что ранее, когда «сотрудничал» со следствием, его содержали в камере №701, где соблюдались законные условия содержания, а после его отказа от показаний в суде, Шабалина перевели в камеру №630. ОНК проверила камеру №701, она оказалась на ремонте, там 6 спальных мест, как правило, в эту камеру помещают лиц впервые оказавшихся под уголовным преследованием, так пояснил сопровождающий ОНК Курносенко. После этого ОНК посетила камеру №630, где оказалось, что там содержится 21 заключённый, спальных мест 12, часть заключённых вынуждена спать на полу. общая площадь камеры 30 м2. По просьбе ОНК в камере №630 заключённым поднять руки, кто находится по обвинению по ст.228 УК РФ (наркотики), руки подняло примерно половина камеры, среди них заключённые: А.В., С.А., С.В., М.О. Другие заключённые по ст.228 своих фамилий не назвали.
На основании собранной информации рабочая группа ОНК делает вывод, что сведения подследственного Шабалина об оказании на него незаконного давления со стороны следствия могут быть правдивыми. И.М.Шабалин не может содержаться в камере с заключёнными по ст.228, так как это вероятно приведёт к конфликтам и угрозе его жизни и здоровью. ОНК рекомендовала администрации СИЗО-1 поместить Шабалина в безопасное место. О чём была оставлена запись в журнале ОНК СИЗО-1.
4. ОНК посетила камеру №230, где находятся 31 человек, 12 спальных мест, площадь камеры не известна (нет маркировки на дверях камеры). В камере повышенная влажность, духота, насекомые (тараканы, мухи), отсутствует перечень ОНК и адреса прокуратуры, камера требует ремонта!
С жалобой на условия содержания в СИЗО-1 обратился осужденный В.Князев, который сообщил о конфликте с инспектором и показал членам ОНК живот, проткнутый гвоздём (гвоздь торчал прямо из живота!). По требованию ОНК осужденному была оказана незамедлительно медицинская помощь, рана обработана. Князев попросил довести до общественности о нарушениях условий содержания в СИЗО-1, дал членам ОНК письменное согласие на фото- и видео съёмку в двух экземплярах, один экземпляр рарешения был передан сопровождающему ОНК подполковнику Курносенко. Но и.о.начальника СИЗО-1 Шевелёв устно запретил производить фотосъёмку осужденного Виталия Князева, вероятно, опасаясь общественного резонанса. Данные нарушения закона требуют тщательной проверки и возбуждения уголовных дел в отношении сотрудников.
Так же ОНК хотели сообщить свои жалобы осужденные А.А., Е.В., А.С., В.В. и В.А. Но сопровождающий ОНК подполковник Курносенко отказался больше выводить осужденных на беседу с ОНК без письменных заявлений. Подобные действия администрации СИЗО-1 являются воспрепятствованием в работе ОНК, должны быть расследованы и сотрудник Курносенко должен понести наказание.
5. В связи с критическими фактами нарушений прав заключённых в СИЗО-1 член ОНК В.А.Башков потребовал от администрации дать возможность позвонить в прокуратуру по надзору. На что секретарь в приёмной начальника СИЗО-1 сообщила о неисправном телефоне, а других телефонов с выходом в город в СИЗО нет. Для убедительности был вызван мастер-телефонист, который начал чинить телефонную линию к приёмной, им оказался осужденный Александр Олегович. Осужденного сопровождал старшина Подгол Владимир Петрович. Рабочая группа ОНК считает необходимым прокуратуре проверить обстоятельства выхода из строя телефонной линии в момент, когда ОНК хотела обратиться с информацией о нарушениях, а так же законность работы осужденного на ремонте средств телефонной связи.
6. Требования к руководству ГУФСИН России по Свердловской области:
Рассмотреть настоящее заключение, провести расследование нарушений прав ОНК и заключённых.
О принятых мерах уведомить членов ОНК Свердловской области по адресу
620076, г.Екатеринбург, а\я 33, для Башкова и Шаклеина .
Настоящее заключение подлежит направлению
начальнику ГУФСИН РФ по Свердловской области,
Уполномоченному по правам человека в Свердловской области,
Прокуратуре Свердловской области.
Информация о результатах посещения будет доведена до средств массовой информации.
Члены общественной наблюдательной комиссии Свердловской области
В.А. Башков
В.А. Шаклеин