ДОКЛАД о проверке отделов полиции Екатеринбурга общественными наблюдателями

Mar 24, 2014 16:41


ДОКЛАД

о проверке рабочими группами Общественной наблюдательной комиссии

Свердловской области (ОНК) условий содержания доставленных и задержанных лиц в отделах полиции г. Екатеринбурга

За полгода работы ОНК 3-го созыва рабочие группы проверили все отделы полиции (ОП) УМВД России по г. Екатеринбургу. Особое внимание наблюдатели уделяли соблюдению в дежурных частях полиции приказа МВД России №389 от 30.04.2012 и Федерального закона «О полиции». В результате можно дать общую оценку соблюдения прав задержанных лиц в отделах полиции, которая далека от удовлетворительной. Этому есть объективные (конструктивные особенности здания, например) и субъективные причины (безграмотность сотрудников, например).


Согласно приказа МВД России №389 от 30.04.2012, помещения, где в основном присутствует задержанное или доставленное лицо, делятся на служебное помещение, предназначенное для выяснения обстоятельств доставления или задержания лиц, доставленных в дежурную часть полиции (далее - помещение для разбора), и служебное помещение для задержанных (далее - камера).

Сразу же необходимо отметить, что есть отделы полиции, где само здание, его конструктивные особенности не позволяют соблюдать санитарные и прочие нормы закона при работе с доставленными и задержанными лицами:

  • в ОП-8 отсутствует помещение для разбора, поэтому задержанных лиц оформляют прямо в зале оперативного дежурного. Туалет для задержанных лиц находится вне дежурной части;

  • в ОП-2 имеется только две камеры для задержанных (должно быть не менее трёх);

  • в ОП-10 три камеры из четырех имеют площадь менее 2 м2, тогда как норма санитарной площади для одного задержанного составляет 4 м2. В таких камерах недопустимо держать людей, но они там содержатся!


То есть, ОП-2, ОП-8 и ОП-10 нуждаются в капитальном переоборудовании помещений с изменением конструкций внутри здания либо в переезде в иные здания, построенные с учётом действующих норм. Считаю, что ГУ МВД России по Свердловской области необходимо обратиться в администрацию города Екатеринбурга для скорейшего решения проблем с помещениями для отделов полиции Екатеринбурга. В связи с серьёзным нарушением санитарной площади большинства камер в ОП-10, рекомендую: в камерах, которые не отвечают санитарным нормам по площади задержанных не содержать, из ОП-10 задержанных доставлять в другие отделы полиции.

Видимо понимая, что имеются объективные причины нарушения прав доставленных и задержанных лиц в нескольких отделах полиции города, руководство УМВД России по г. Екатеринбургу не замечает те нарушения, которые можно и нужно устранить в течение непродолжительного времени:

  1. отсутствуют спальные места (скамьи) в камерах отделов ОП-2, ОП-4 (в камере бывшего накопителя), ОП-6, ОП-14, ОП-15 (в камерах 1-3);

  2. необходимо заменить в соответствии с действующими нормами спальные места в камерах отделов ОП-1, ОП-5 (в камере №4 скамья разделена вертикальным коробом), ОП-7, ОП-8, ОП-9, ОП-10 (сделать скамью вдоль камеры №4), ОП-11 (заменить настил на скамьи), ОП-13 (заменить настил на скамьи). Скамьи должны быть такими, чтобы на них можно было постелить матрас и спать в ночное время. Удовлетворительное состояние спальных мест в камерах имеют только ОП-3 и ОП-12;

  3. стены камер имеют незаконную антисанитарную отделку типа «шуба» (фотография 1 ) в
    отделах полиции ОП-2, ОП-5, ОП-8, ОП-9, ОП-11, ОП-12, ОП-14 - необходимо в кратчайшие сроки устранить «шубу», стены должны иметь гладкую поверхность, позволяющую проводить удовлетворительную санитарную обработку;

  4. освещение камер во всех отделах полиции (кроме ОП-4 и ОП-11) нуждается в реконструкции: в камерах очень темно, это не только нарушает права задержанных на достойное обращение, но и представляет опасность для жизни и здоровья задержанных лиц, которые попали в камеру в состоянии алкогольного или (и) наркотического опьянения, так как сотрудники полиции в темноте не могут своевременно увидеть ухудшение состояния задержанного лица. Кроме того, темнота в камерах опасна и для сотрудников полиции, которые за стеклянными дверями камер не могут достаточно хорошо видеть действия задержанных лиц, что при выводе задержанных из камер благоприятствует нападению на сотрудника полиции;

  5. в помещениях разбора всех отделов полиции должна быть тревожная кнопка и аудиосвязь с залом оперативного дежурного. Аудиосвязи нет ни в одном отделе. Тревожная кнопка есть только в ОП-6, ОП-9, ОП-12 и ОП-13. При проверке тревожной кнопки в ОП-13, ОП-9 и ОП-6 дежурная часть не реагирует, необходим инструктаж о необходимости реагирования на сигнал тревоги. В ОП-12 тревожная кнопка находится не в помещении разбора, а в помещении, где находится стол помощника оперативного дежурного, необходимо установить дополнительную кнопку у стола в помещении разбора;

  6. приточно-вытяжная вентиляция в помещениях разбора и камерах отсутствует в ОП-1, ОП-2 ОП-3, ОП-4, ОП-6, ОП-8, ОП-9, ОП-10, ОП-11, ОП-13, ОП-14, ОП-15. В ОП-7 вентиляция требует ремонта - сильно скрипит, поэтому её не включают. Отсутствие вентиляции нарушает права задержанных на достойное обращение и нарушает права сотрудников полиции на достойные условия труда, как правило, в камерах и служебных помещениях без вентиляции стоит сильный неприятный запах;

  7. в ОП-3, ОП-5, ОП-6, ОП-7, ОП-8, ОП-9, ОП-10, ОП-11, ОП-12, ОП-14 имеются клетки-накопители, водворение в которые ущемляет достоинство задержанных лиц (фотография 2).
    Водворение в клетки людей не предусмотрено приказом МВД России №389 от 30.04.2012, потому предлагаем клетки демонтировать или переоборудовать их под склад постельных принадлежностей и питания для задержанных, то есть установить на этих площадях стеллажи, наверняка исключив возможность содержания в клетках задержанных лиц;

  8. в помещениях разбора должна быть мебель, в том числе стулья (скамьи) для задержанных, прикрученные к полу во избежание нападения доставленных лиц на сотрудников полиции и других людей. Почти во всех отделах полиции мебель в помещениях разбора не прикручена к полу, исключения составляют ОП-15, ОП-12 и ОП-6. В некоторых отделах полиции стульев для задержанных вообще нет, что нарушает их право на достойное обращение;

  9. во всех отделах полиции в помещении разбора медицинские аптечки для работников не укомплектованы в соответствии с нормами приказа Минздравсоцразвития России от 5 марта 2011 г. N 169н, также отсутствуют медицинские кушетки, кроме ОП-15 и ОП-9. Это нарушает право сотрудников полиции, а так же доставленных и задержанных лиц, на своевременную и должную медицинскую помощь;

  10. питьевая вода для доставленных и задержанных лиц приобретается каждым отделом полиции самостоятельно, в ОП-13 и ОП-15 воду берут из несанкционированных источников, что опасно для жизни и здоровья. Во избежание массовых отравлений сотрудников полиции и задержанных лиц необходимо снабжать дежурные части питьевой водой централизовано, исключив возможность снабжения водой из несанкционированных источников;

  11. во всех отделах полиции, кроме ОП-14, имеется питание (сухие пайки) и одноразовая посуда для задержанных лиц, если они находятся в ОП более трёх часов;

  12. во всех отделах полиции, кроме ОП-14 и ОП-1, выдают постельные принадлежности на ночь. В ОП-12 и ОП-15 выдали постельные принадлежности только после замечания ОНК. Необходимо разъяснить сотрудникам полиции о необходимости обращаться с задержанными лицами, соблюдая их право на личное достоинство - все имеют право на постельные принадлежности на ночь;

  13. оперативный дежурный обязан предоставить доставленному лицу в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возможность уведомить близких родственников или близких лиц о факте его задержания и месте нахождения путем осуществления одного телефонного разговора, но в ОП-2, ОП-4, ОП-9, ОП-14 телефонов в помещениях разбора нет. В ОП-1, ОП-3, ОП-5, ОП-7, ОП-15 и ОП-13 телефоны не имеют выхода на номера мобильных телефонов. Необходимо обеспечить помещения разбора телефонной связью, в том числе и возможностью звонить на мобильные номера телефонов;

  14. в помещениях разбора в общедоступных местах для информирования и разъяснения доставленным лицам их прав должны быть размещены: выписки из положений Конституции Российской Федерации, КоАП РФ, Уголовного кодекса Российской Федерации, УПК РФ, Федерального закона "О полиции", приказа МВД РФ №389 от 30.04.2012 и иных нормативных правовых актов, определяющих порядок выяснения обстоятельств факта задержания или доставления лиц, доставленных в дежурную часть, служебные номера телефонов и адреса должностных лиц, которым могут быть обжалованы действия, связанные с необоснованным доставлением, задержанием или порядком содержания доставленных лиц. В настоящее время, эта информация отсутствует или размещена в помещениях разбора отделов полиции Екатеринбурга беспорядочно, что вызывает затруднение в доступе к ней доставленных и задержанных лиц. Необходимо разработать единый стенд информации с выписками прав, норм закона и контактами организаций и разместить этот стенд в каждом помещении разбора отделов полиции;

  15. отдельно акцентируем внимание на необходимость размещения выписки (перечня лиц, подлежащих обязательной дактилоскопии) из федерального закона о дактилоскопии рядом с аппаратами дактилоскопии в каждом отделе полиции.


На сегодняшний день, состояние опьянения доставленных лиц определяется сотрудниками дежурных частей полиции визуально, что неоднократно приводило к трагедии - смертям задержанных в камерах. Считаем необходимым освидетельствовать каждого задержанного в состоянии алкогольного опьянения в медицинском учреждении.

В ходе проверок ОНК оставлялись письменные замечания и предложения в журналах каждого отдела полиции. Общественные наблюдатели обратили внимание, что не в каждом отделе полиции имеется журнал для записей ОНК, иногда приходилось оставлять свои замечания в книге проверки законности условий содержания КАЗ, которой пользуются в основном сотрудники прокуратуры, или писать отдельно заявление о нарушениях и регистрировать в КУСП. Мы так же обратили внимание, что в каждом отделе полиции имеется своё понимание, как и какие журналы должны вестись, нет единообразия. Считаем необходимым определить строгий перечень, формы и правила ведения журналов в отделах полиции.

Почти во всех отделах полиции наблюдатели столкнулись с воспрепятствованием в их работе. В отделах полиции ОП-1, ОП-2, ОП-5, ОП-6, ОП-7, ОП-8, ОП-9, ОП-12, ОП-13, ОП-14, ОП-15 им отказывали в ознакомлении с журналом учёта доставленных лиц. В отделах полиции ОП-14 и ОП-8 наблюдателям отказали в ознакомлении со всеми журналами, где ведётся учёт дезинфекции камер и санузла, учёт оказания медицинской помощи задержанным, учёт выдачи постельных принадлежностей и питания задержанным. Кроме того, общественные наблюдатели фотографировали условия (интерьер) помещений разбора и камер, чтобы иметь объективную информацию для составления итогового заключения после проверки, но в отделах полиции ОП-5, ОП-6, ОП-7, ОП-8, ОП-9, ОП-13 и ОП-14 наблюдателям запретили фотографировать интерьер условий содержания задержанных лиц (скамьи, стены, пол, туалет), ссылаясь на распоряжение начальника УМВД России по г. Екатеринбургу Трифонова И.Ю. Это является нарушением части 1 статьи 19.32 КоАП РФ.

Вынуждены отметить полное безразличие органов прокуратуры к нарушениям закона в отделах полиции Екатеринбурга как в связи с неудовлетворительными условиями содержания доставленных и задержанных лиц, так и в связи с нарушением прав ОНК. На предложение проводить совместные проверки отделов полиции Екатеринбурга, отправленное через интернет-приёмную прокуратуры Свердловской области 10 января 2014 года, общественными наблюдателями ответ так и не был получен. Прокуратуры районов Екатеринбурга все заявления о нарушениях переадресовали в УМВД России по г. Екатеринбургу, в то время как именно районные прокуратуры обязаны своевременно выявлять нарушения законности в отделах полиции и принимать меры прокурорского реагирования. В журналах проверки законности КАЗ, где прокуратура района оставляет результат проверки отдела полиции, замечаний по условиям содержания нет, хотя они очевидны. Бездействие органов прокуратуры Свердловской области должно получить свою правовую оценку в Генеральной прокуратуре России.

Настоящий доклад составлен по материалам проверок рабочими группами ОНК:

отдел №1 посещали наблюдатели С.В.Кириллов и В.А.Башков 11.01.2014;

отдел №2 - А.В.Кудряков, А.В.Аникин и В.А.Башков 18.01.2014;

отдел №3 - А.В.Кудряков и В.А.Башков 25.01.2014;

отдел №4 - Д.Ю.Кириллов и В.А.Башков 01.02.2014;

отдел №5 - А.В.Кудряков, В.А.Башков и В.Г.Кожевников 08.02.2014;

отдел №6 - А.В.Кудряков и В.А.Башков 15.02.2014;

отдел №7 - А.В.Кудряков, В.А.Башков и В.Г.Кожевников 22.02.2014;

отдел №8 - Л.В.Винс и В.А.Башков 01.03.2014;

отдел №9 - Л.В.Захарова и В.А.Башков 10.03.2014;

отдел №10 - Л.В.Винс и В.А.Башков 23.11.2013;

отдел №11 - В.А.Башков и В.Н.Рыбаков 02.02.2014;

отдел №12 - В.А.Башков и О.И.Дианова 15.03.2014;

отдел №13 - Д.И.Рожин и В.А.Башков 18.03.2014;

отдел №14 - В.А.Башков и О.И.Дианова 14.03.2014;

отдел №15 - В.А.Башков и В.Н.Рыбаков 19.03.2014.

Доклад подлежит передаче Генеральному прокурору России, Министру МВД России, Уполномоченному по правам человека в России, Полномочному представителю президента России в УрФО, Губернатору Свердловской области, депутатам Законодательного собрания Свердловской области, главе администрации Екатеринбурга, депутатам городской Думы Екатеринбурга, органам Роспотребнадзора и СМИ.

Ответ на доклад просим выслать на адрес 620076, г. Екатеринбург, а/я 33, Рабочей группе ОНК по проверке отделов полиции.

Член ОНК Свердловской области Башков В.А.
24.03.2014 года

фото, документ, ГУ МВД России по Свердловской области, УМВД России по г.Екатеринбургу

Previous post Next post
Up