ДОКЛАД
о проверке рабочими группами Общественной наблюдательной комиссии
Свердловской области (ОНК) условий содержания доставленных и задержанных лиц в отделах полиции г. Екатеринбурга
За полгода работы ОНК 3-го созыва рабочие группы проверили все отделы полиции (ОП) УМВД России по г. Екатеринбургу. Особое внимание наблюдатели уделяли соблюдению в дежурных частях полиции приказа МВД России №389 от 30.04.2012 и Федерального закона «О полиции». В результате можно дать общую оценку соблюдения прав задержанных лиц в отделах полиции, которая далека от удовлетворительной. Этому есть объективные (конструктивные особенности здания, например) и субъективные причины (безграмотность сотрудников, например).
Согласно приказа МВД России №389 от 30.04.2012, помещения, где в основном присутствует задержанное или доставленное лицо, делятся на служебное помещение, предназначенное для выяснения обстоятельств доставления или задержания лиц, доставленных в дежурную часть полиции (далее - помещение для разбора), и служебное помещение для задержанных (далее - камера).
Сразу же необходимо отметить, что есть отделы полиции, где само здание, его конструктивные особенности не позволяют соблюдать санитарные и прочие нормы закона при работе с доставленными и задержанными лицами:
в ОП-8 отсутствует помещение для разбора, поэтому задержанных лиц оформляют прямо в зале оперативного дежурного. Туалет для задержанных лиц находится вне дежурной части;
в ОП-2 имеется только две камеры для задержанных (должно быть не менее трёх);
в ОП-10 три камеры из четырех имеют площадь менее 2 м2, тогда как норма санитарной площади для одного задержанного составляет 4 м2. В таких камерах недопустимо держать людей, но они там содержатся!
То есть, ОП-2, ОП-8 и ОП-10 нуждаются в капитальном переоборудовании помещений с изменением конструкций внутри здания либо в переезде в иные здания, построенные с учётом действующих норм. Считаю, что ГУ МВД России по Свердловской области необходимо обратиться в администрацию города Екатеринбурга для скорейшего решения проблем с помещениями для отделов полиции Екатеринбурга. В связи с серьёзным нарушением санитарной площади большинства камер в ОП-10, рекомендую: в камерах, которые не отвечают санитарным нормам по площади задержанных не содержать, из ОП-10 задержанных доставлять в другие отделы полиции.
Видимо понимая, что имеются объективные причины нарушения прав доставленных и задержанных лиц в нескольких отделах полиции города, руководство УМВД России по г. Екатеринбургу не замечает те нарушения, которые можно и нужно устранить в течение непродолжительного времени:
отсутствуют спальные места (скамьи) в камерах отделов ОП-2, ОП-4 (в камере бывшего накопителя), ОП-6, ОП-14, ОП-15 (в камерах 1-3);
необходимо заменить в соответствии с действующими нормами спальные места в камерах отделов ОП-1, ОП-5 (в камере №4 скамья разделена вертикальным коробом), ОП-7, ОП-8, ОП-9, ОП-10 (сделать скамью вдоль камеры №4), ОП-11 (заменить настил на скамьи), ОП-13 (заменить настил на скамьи). Скамьи должны быть такими, чтобы на них можно было постелить матрас и спать в ночное время. Удовлетворительное состояние спальных мест в камерах имеют только ОП-3 и ОП-12;
стены камер имеют незаконную антисанитарную отделку типа «шуба» (фотография 1 ) в
отделах полиции ОП-2, ОП-5, ОП-8, ОП-9, ОП-11, ОП-12, ОП-14 - необходимо в кратчайшие сроки устранить «шубу», стены должны иметь гладкую поверхность, позволяющую проводить удовлетворительную санитарную обработку;
освещение камер во всех отделах полиции (кроме ОП-4 и ОП-11) нуждается в реконструкции: в камерах очень темно, это не только нарушает права задержанных на достойное обращение, но и представляет опасность для жизни и здоровья задержанных лиц, которые попали в камеру в состоянии алкогольного или (и) наркотического опьянения, так как сотрудники полиции в темноте не могут своевременно увидеть ухудшение состояния задержанного лица. Кроме того, темнота в камерах опасна и для сотрудников полиции, которые за стеклянными дверями камер не могут достаточно хорошо видеть действия задержанных лиц, что при выводе задержанных из камер благоприятствует нападению на сотрудника полиции;
в помещениях разбора всех отделов полиции должна быть тревожная кнопка и аудиосвязь с залом оперативного дежурного. Аудиосвязи нет ни в одном отделе. Тревожная кнопка есть только в ОП-6, ОП-9, ОП-12 и ОП-13. При проверке тревожной кнопки в ОП-13, ОП-9 и ОП-6 дежурная часть не реагирует, необходим инструктаж о необходимости реагирования на сигнал тревоги. В ОП-12 тревожная кнопка находится не в помещении разбора, а в помещении, где находится стол помощника оперативного дежурного, необходимо установить дополнительную кнопку у стола в помещении разбора;
приточно-вытяжная вентиляция в помещениях разбора и камерах отсутствует в ОП-1, ОП-2 ОП-3, ОП-4, ОП-6, ОП-8, ОП-9, ОП-10, ОП-11, ОП-13, ОП-14, ОП-15. В ОП-7 вентиляция требует ремонта - сильно скрипит, поэтому её не включают. Отсутствие вентиляции нарушает права задержанных на достойное обращение и нарушает права сотрудников полиции на достойные условия труда, как правило, в камерах и служебных помещениях без вентиляции стоит сильный неприятный запах;
в ОП-3, ОП-5, ОП-6, ОП-7, ОП-8, ОП-9, ОП-10, ОП-11, ОП-12, ОП-14 имеются клетки-накопители, водворение в которые ущемляет достоинство задержанных лиц (фотография 2).
Водворение в клетки людей не предусмотрено приказом МВД России №389 от 30.04.2012, потому предлагаем клетки демонтировать или переоборудовать их под склад постельных принадлежностей и питания для задержанных, то есть установить на этих площадях стеллажи, наверняка исключив возможность содержания в клетках задержанных лиц;
в помещениях разбора должна быть мебель, в том числе стулья (скамьи) для задержанных, прикрученные к полу во избежание нападения доставленных лиц на сотрудников полиции и других людей. Почти во всех отделах полиции мебель в помещениях разбора не прикручена к полу, исключения составляют ОП-15, ОП-12 и ОП-6. В некоторых отделах полиции стульев для задержанных вообще нет, что нарушает их право на достойное обращение;
во всех отделах полиции в помещении разбора медицинские аптечки для работников не укомплектованы в соответствии с нормами приказа Минздравсоцразвития России от 5 марта 2011 г. N 169н, также отсутствуют медицинские кушетки, кроме ОП-15 и ОП-9. Это нарушает право сотрудников полиции, а так же доставленных и задержанных лиц, на своевременную и должную медицинскую помощь;
питьевая вода для доставленных и задержанных лиц приобретается каждым отделом полиции самостоятельно, в ОП-13 и ОП-15 воду берут из несанкционированных источников, что опасно для жизни и здоровья. Во избежание массовых отравлений сотрудников полиции и задержанных лиц необходимо снабжать дежурные части питьевой водой централизовано, исключив возможность снабжения водой из несанкционированных источников;
во всех отделах полиции, кроме ОП-14, имеется питание (сухие пайки) и одноразовая посуда для задержанных лиц, если они находятся в ОП более трёх часов;
во всех отделах полиции, кроме ОП-14 и ОП-1, выдают постельные принадлежности на ночь. В ОП-12 и ОП-15 выдали постельные принадлежности только после замечания ОНК. Необходимо разъяснить сотрудникам полиции о необходимости обращаться с задержанными лицами, соблюдая их право на личное достоинство - все имеют право на постельные принадлежности на ночь;
оперативный дежурный обязан предоставить доставленному лицу в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возможность уведомить близких родственников или близких лиц о факте его задержания и месте нахождения путем осуществления одного телефонного разговора, но в ОП-2, ОП-4, ОП-9, ОП-14 телефонов в помещениях разбора нет. В ОП-1, ОП-3, ОП-5, ОП-7, ОП-15 и ОП-13 телефоны не имеют выхода на номера мобильных телефонов. Необходимо обеспечить помещения разбора телефонной связью, в том числе и возможностью звонить на мобильные номера телефонов;
в помещениях разбора в общедоступных местах для информирования и разъяснения доставленным лицам их прав должны быть размещены: выписки из положений Конституции Российской Федерации, КоАП РФ, Уголовного кодекса Российской Федерации, УПК РФ, Федерального закона "О полиции", приказа МВД РФ №389 от 30.04.2012 и иных нормативных правовых актов, определяющих порядок выяснения обстоятельств факта задержания или доставления лиц, доставленных в дежурную часть, служебные номера телефонов и адреса должностных лиц, которым могут быть обжалованы действия, связанные с необоснованным доставлением, задержанием или порядком содержания доставленных лиц. В настоящее время, эта информация отсутствует или размещена в помещениях разбора отделов полиции Екатеринбурга беспорядочно, что вызывает затруднение в доступе к ней доставленных и задержанных лиц. Необходимо разработать единый стенд информации с выписками прав, норм закона и контактами организаций и разместить этот стенд в каждом помещении разбора отделов полиции;
отдельно акцентируем внимание на необходимость размещения выписки (перечня лиц, подлежащих обязательной дактилоскопии) из федерального закона о дактилоскопии рядом с аппаратами дактилоскопии в каждом отделе полиции.
На сегодняшний день, состояние опьянения доставленных лиц определяется сотрудниками дежурных частей полиции визуально, что неоднократно приводило к трагедии - смертям задержанных в камерах. Считаем необходимым освидетельствовать каждого задержанного в состоянии алкогольного опьянения в медицинском учреждении.
В ходе проверок ОНК оставлялись письменные замечания и предложения в журналах каждого отдела полиции. Общественные наблюдатели обратили внимание, что не в каждом отделе полиции имеется журнал для записей ОНК, иногда приходилось оставлять свои замечания в книге проверки законности условий содержания КАЗ, которой пользуются в основном сотрудники прокуратуры, или писать отдельно заявление о нарушениях и регистрировать в КУСП. Мы так же обратили внимание, что в каждом отделе полиции имеется своё понимание, как и какие журналы должны вестись, нет единообразия. Считаем необходимым определить строгий перечень, формы и правила ведения журналов в отделах полиции.
Почти во всех отделах полиции наблюдатели столкнулись с воспрепятствованием в их работе. В отделах полиции ОП-1, ОП-2, ОП-5, ОП-6, ОП-7, ОП-8, ОП-9, ОП-12, ОП-13, ОП-14, ОП-15 им отказывали в ознакомлении с журналом учёта доставленных лиц. В отделах полиции ОП-14 и ОП-8 наблюдателям отказали в ознакомлении со всеми журналами, где ведётся учёт дезинфекции камер и санузла, учёт оказания медицинской помощи задержанным, учёт выдачи постельных принадлежностей и питания задержанным. Кроме того, общественные наблюдатели фотографировали условия (интерьер) помещений разбора и камер, чтобы иметь объективную информацию для составления итогового заключения после проверки, но в отделах полиции ОП-5, ОП-6, ОП-7, ОП-8, ОП-9, ОП-13 и ОП-14 наблюдателям запретили фотографировать интерьер условий содержания задержанных лиц (скамьи, стены, пол, туалет), ссылаясь на распоряжение начальника УМВД России по г. Екатеринбургу Трифонова И.Ю. Это является нарушением части 1 статьи 19.32 КоАП РФ.
Вынуждены отметить полное безразличие органов прокуратуры к нарушениям закона в отделах полиции Екатеринбурга как в связи с неудовлетворительными условиями содержания доставленных и задержанных лиц, так и в связи с нарушением прав ОНК. На предложение проводить совместные проверки отделов полиции Екатеринбурга, отправленное через интернет-приёмную прокуратуры Свердловской области 10 января 2014 года, общественными наблюдателями ответ так и не был получен. Прокуратуры районов Екатеринбурга все заявления о нарушениях переадресовали в УМВД России по г. Екатеринбургу, в то время как именно районные прокуратуры обязаны своевременно выявлять нарушения законности в отделах полиции и принимать меры прокурорского реагирования. В журналах проверки законности КАЗ, где прокуратура района оставляет результат проверки отдела полиции, замечаний по условиям содержания нет, хотя они очевидны. Бездействие органов прокуратуры Свердловской области должно получить свою правовую оценку в Генеральной прокуратуре России.
Настоящий доклад составлен по материалам проверок рабочими группами ОНК:
отдел №1 посещали наблюдатели С.В.Кириллов и В.А.Башков 11.01.2014;
отдел №2 - А.В.Кудряков, А.В.Аникин и В.А.Башков 18.01.2014;
отдел №3 - А.В.Кудряков и В.А.Башков 25.01.2014;
отдел №4 - Д.Ю.Кириллов и В.А.Башков 01.02.2014;
отдел №5 - А.В.Кудряков, В.А.Башков и В.Г.Кожевников 08.02.2014;
отдел №6 - А.В.Кудряков и В.А.Башков 15.02.2014;
отдел №7 - А.В.Кудряков, В.А.Башков и В.Г.Кожевников 22.02.2014;
отдел №8 - Л.В.Винс и В.А.Башков 01.03.2014;
отдел №9 - Л.В.Захарова и В.А.Башков 10.03.2014;
отдел №10 - Л.В.Винс и В.А.Башков 23.11.2013;
отдел №11 - В.А.Башков и В.Н.Рыбаков 02.02.2014;
отдел №12 - В.А.Башков и О.И.Дианова 15.03.2014;
отдел №13 - Д.И.Рожин и В.А.Башков 18.03.2014;
отдел №14 - В.А.Башков и О.И.Дианова 14.03.2014;
отдел №15 - В.А.Башков и В.Н.Рыбаков 19.03.2014.
Доклад подлежит передаче Генеральному прокурору России, Министру МВД России, Уполномоченному по правам человека в России, Полномочному представителю президента России в УрФО, Губернатору Свердловской области, депутатам Законодательного собрания Свердловской области, главе администрации Екатеринбурга, депутатам городской Думы Екатеринбурга, органам Роспотребнадзора и СМИ.
Ответ на доклад просим выслать на адрес 620076, г. Екатеринбург, а/я 33, Рабочей группе ОНК по проверке отделов полиции.
Член ОНК Свердловской области Башков В.А.
24.03.2014 года