Природа Северо-Запада Эстонии своеобразна. В заболоченные земли глубоко вдаются мелководные заливы с поросшими камышом берегами. Вода прогревается сильее, чем в других местах на побережье, однако значительно затруднено судоходство. Подъём уровня земли постепенно приводит к тому, что заливы теряют связь с морем и превращаются сначала в пресноводные озёра, а затем в болота. Вдали от берега верховые болота образуют почти сплошную цепь, тянущуюсяв южном направлении от побережью Финского залива.
Хаапсалуский залив и отделившееся от моря озеро Сутлепа
В XIII-м веке на этот неприветливый берег, называемый Роталией, высадился отряд, ведомый королём шведов. Скандинавы захватили городище Леаль (Лихула). В последующий за тем год эсты собрали войско и в восьмой день августа показались под стенами шведской крепости. Пять сотен шведов, среди них ярл, к заходу солнца отправились пировать в чертоги Вальхаллы. Сколько погибло эстов, неизвестно, но пришедшие вскоре с юга рыцари ордена братьев меча подчинили себе всю Роталию и поставили в Леале и Гапсале (Хаапсалу) каменные замки. Править Роталией стал Э́зель-Ви́кский епископ.
Сгоревший несколько лет назад лес и болото возле озера Вескиярв
Шведские войска вернулись через триста лет, когда средневековые государства Ливонии пали под ударами отрядов Ивана Грозного. К тому моменту поселенцы из шведской Финляндии уже давно жили вокруг Гапсаля. В нескольких приходах шведский был основным языком, но в ходе Второй Мировой войны большинство шведов - всего несколько тысяч, земли были слабо заселены - эмигрировали на историческую родину. На их место пришли переселнцы из Вирумаа на востоке Эстонии и Ингерманландии.
Окрестности озера Вескиярв и имение Сааре (шведск. Ликхольм)
В советское время на аэродром Хаапсалу передислоцировался из Таллина 425 истребительный авиационный полк войск ПВО на МиГ-19П. К 1976/1977 годам старые машины заменили МиГ-23М. В 1980-х на новые машины легла основная нагрузка по перехвату гостей из Америки, стратегических разведчиков
SR-71. Дважды в неделю эти базировавшиеся в Великобритании футуристические машины пролетали над Балтийским морем вдоль государственной границы. К 1992-му году аэродром закрыли и забросили, поскольку собственной авиации у независимой Эстонии почти не было.
Епископский замок в Хаапсалу, мыза Линден (Унгру) у военного аэродрома.
Почти вплотную к стояночным местам и ангару аэродрома стоят развалины необарочной мызы (поместья) Линден, по-эстонски Унгру, от имени владельца мызы фон Унгерна-Штернберга. Со строительством главного дома связана легенда о том, что невеста последнего фон Унгерна-Штернберга сосгласилась выйти за него замуж только в том случае, если здание мызы будет напоминать ей замок Мерсебург в Германии. Здание, строительство которого началось в 1893-м, действительно построено по подобию Мерсебурга. Невеста предсказуемо умерла, не дождавшись окончания строительства - от болезни, а не от возраста, хоть дело и происходило на территории Эстонии - и с начала XX века почти достроенное здание было заброшено. Шторм в 1940-х сорвал с мызы крышу, и за следующие два десятилетия постройка превратилась в руины.
Более древняя история рассказывает, что в 1715-м, когда Северна война ещё продолжалась, но Эстляндия уже была захвачена русскими войсками, заехать к Рейнхольду фон Унгерн-Штернбергу решил Пётр I. К сожалению, барон скончался ещё за год до визита императора, и Петра встретила его вдова. За едой Петру по недосмотру подали чашку с вензелем шведского Карла XII. Пётр, не смутившись, выпил за здоровье друга Карла. Император также распорядился вернуть в пустые рамки портреты шведского короля.
Набережная и вокзал Хаапсалу
В составе Российской империи Гапсаль стал модным морским курортом. В частности, здесь отдыхал композитор Пётр Ильич Чайковский и родился Государственный канцлер князь А.М. Горчаков. В городе были открыты грязелечебницы, а к началу XX века проложена железная дорога, сделавшая Гапсаль доступнее для отдыхающих из Ревеля (Таллин) и Петербурга. В летние сезоны в Гапсале иногда проводили время члены императорской фамилии. Железнодорожное полотно после станции
Риизипере, куда ещё доходят электрички из Таллина, разобрали в начале 2000-х. На деньги Европейского союза по старой насыпи через леса проложили велосипедную дорожку длиной около 50 км.
Табличка с довоенного крана МК6 (ожидает реставрации) и тепловоз ТЭП60-0924
В районе станции Хаапсалу пути не разобрали. Старый вокзал отреставрировали и превратили в музей железнодорожного транспорта. Восстановили внешний облик советских паровозов Су-252-94 и Л-1646 и немецкий военный паровоз 52.3368 (ТЭ-3368). Прежде, чем оказаться в Хаапсалу, этот построенный в 1943-м году в Мюнхене паровоз работал в Австрии, Венгрии, Румынии и различных частях Союза.
ТЭ-3368 в серой военной окраске, ТЭП60-0924 и епископский замок Хаапсалу