В помощь подвизающемуся в миру

Aug 06, 2014 12:45



Утреннее правило.

• «И утром молитва моя предварит тя». Проснувшись, еще лежа в постели, сразу начинай творить Иисусову молитву.
• «Во утрия избивах вся грешныя земли». Затем вставай на утреннее правило. Во время чтения молитва Иисусова по четкам. Если правило не читается, то «Трисвятое» и 100 Иисусовых (или 10 минут) молитв сидя, в молитвенном положении.

Дневное правило (после полудня).

• «Из глубины воззвах к тебе, услыши мя». После полудня сядь в уединенном месте и твори плод свой - напряженную молитву в терпении, не менее часа по слову Спасителя «Не могли вы хоть часа бодрствовать со Мною». По четкам это 500 молитв. Начинать надо с 30 мин по времени, или лучше 300 по четкам. Перед молитвой попроси с земными поклонами Господа и Пречистую Матерь Его о даровании тебе молитвы, ибо молитва истинно есть дар, в чем ты убедишься не раз.
Молитва эта является как бы основанием всего последующего дня. Чем раньше начнешь дневную молитву, тем больше времени в остаток дня будешь вкушать плоды ее - она до конца дня будет твориться сама, если потрудишься произносить ее на дневном правиле внимательно, с понуждением и утруждением сердца.
Для этого сядь на невысокую скамью, стул или кровать. Положи оба локтя себе на колени и скрестив руки вовнутрь, так чтобы левая рука с четками была почти у твоего правого колена. Опусти голову так, чтобы если бы глаза твои были открыты, ты смотрел бы в пол. Закрой глаза.
На помыслы внимания старайся не обращать. Надо заключать ум в слова молитвы, по слову Лествичника. Темп держи как можно более медленный. Хотя темп задается и определяется дыханием. «Господи Иисусе»-вдох. «Христе, помилуй мя/нас» - выдох. Дыхание без задержки, не прерывистое, но медленное. Чем сложнее сосредоточиться на словах молитвы, тем больше нужно снижать темп. Если очень одолевают помыслы, можно применить прием задержки дыхания. Произнести несколько медленных молитв на полной задержке, пока внимание опять не соберется и помыслы отбегут.
Надо постараться: опустить ум в в глубину сердца с помощью дыхания (на вдохе низводим ум, выдыхаем более экономно, выдох сдерживая еще больше, чем вдох), как указано в 5 томе «Добротолюбия». (Прим. Как второй способ, можно мысленно представлять как ум движется по каналам и входит в физическое сердце. И в первый раз у одного человека получилось свести ум именно так, но в дальнейшем он старался избегать употребления данного способа, во избежание мечтаний, чтобы сохранять ум свой безОбразным, как заповедали Григорий Синаит и другие св. отцы).
Сначала уму будет тесно на пути в сердце по слову Спасителя «входите тесными вратами» и «узок путь, ведущий в Царствие Божие», но затем ум как бы выйдет на широту или на какой-то простор. Признаком того, что ум сошел в сердце будет также облегчение от помыслов и начатки теплоты. И это то, о чем Пророк сказал: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое...».
До этого момента голову следует держать опущенной, но не касаться подбородком груди. После того, как теплота усилилась и ощущение тесноты прошло, нужно опустить подбородок на грудь, при этом склонив голову как можно ниже, стараясь внутренний взор вперить точно в сердце.
Далее теплота будет увеличиваться, пока не превратится в ощущение огня, иногда пожара в груди, временами же может ощущаться как пламень прохлаждающий. И этот тот огонь, который Господь пришел возвести на землю (нашего сердца) и которого Он желал, чтоб он уже возгорелся. По слову Лествичника, если мы не исходим после молитвы, как из разженной печи, то мы молились телесно, если не сказать по-иудейски.
Через некоторое время ты почувствуешь, как пролился твой пот. Эту происходит с тобой по слову Божьему. После грехопадения земля сердца нашего стала производить терния и волчцы, то есть страсти. И теперь в поте лица своего должны мы добывать хлеб наш Небесный, то есть Христа в молитве, восстанавливая утерянное Богоообщение. И Исаак Сирин говорит о том же, что многими потами надлежит обрести нам плод сей.
Далее в остаток времени, выделенного на молитву, необходимо «приносить плод в терпении». Нужно понуждать себя произносить молитву внутри себя громким и четким голосом, особенно заботясь о качестве молитвы, то есть о внимании, при этом терпя жар молитвы. Чтобы работать над качеством и не привыкать молиться расслабленно, надо несколько раз применить прием задержки дыхания (уже находясь умом в сердце), как это описано у старцев, в частности у Ефрема Филофейского, ученика Иосифа Исихаста. В результате этого сердце должно как бы взыграть или оживиться и должно начать больше участвовать в молитве, сопереживать ее словам. При этом ненадолго могут возникать болезненные ощущения. Этого бояться не следует. Мы должны по слову Писания «разорвать сердце, а не одежды свои». Но боль сердца в молитве - особый и желанный дар или следствие очень продолжительного и напряженного моления.
Эта боль и особое утруждение сердца и есть то самое «сердце сокрушенно и смиренно», которое «Бог не уничижит». После взыграния и большего соучастия сердца в молитве (сокрушения), можно временно прекратить задержки дыхания и перейти на более углубленную сердечную молитву, дыша предельно экономно, то есть едва ли и самым поверхностным дыханием. Дыхание должно ощутительно перейти внутрь сердца и вдох-выдох должен почти перестать ощущаться. Дышать должно как бы само сердце, а не легкие.
При прорыве помысла, отвлекающего от слов молитвы, его надо казнить сверхвнимательной концентрированной молитвой, достигаемой с помощью приема задержки дыхания. Этот прием не только концентрирует внимание, но и усиливает сокрушение сердца. После этого надо опять восстанавливать «сердечное дыхание», указанное выше.
При это надо не забывать иметь свой взор, вперенным в сердце, посещая Христа в темнице твоей души и ища Царствия Божия, по заповеди Его. Также это надо делать, чтобы быть готовым к отражению помысла и к приходу «господина дома».
По окончании молитвы поблагодари с земными поклонами Бога, Матерь Божию, твоего ангела-Хранителя, святых, которым молишься и Силы небесные за их помощь тебе в молитве.
Можно, конечно, помолиться подобным образом и вечером, после работы, но при к этом, к сожалению, благодатное последействие молитвы продлится лишь вечер. А его хорошо бы иметь в течение всего дня.

Богородичное, после 17 часов
• «Богородицу и Матерь Света в песнях возвеличим»
100 молитв «Пресвятая Богородице, спаси нас» по четкам, стоя на коленях, можно, если не трудно, с воздетыми к небу руками. Глаза при этом закрыты, ум желательно сводить в сердце. Молитву делить на две части, сочетая ее с дыханием. Если в пути или на работе -10 мин.
Перед началом правила 2 «Богородице Дево, радуйся» с земными поклонами. По окончании - еще одно.

Обязательное чтение и покаянное правило, 21-22 часа
• "Сеющие слезами, радостию пожнут" 1 кафисма Псалтири на церковнославянском языке (это очень важно). Сидя, чтение про себя, медленно вникая в смысл слов.
Читая Псалтирь, надо пропускать слова через сердце, говоря их как бы от самого себя.
Псалтирь не только дает делателю пищу для покаяния и плача, но и является бесценным учебником практической стороны внутреннего делания. Ищущий найдет в ней ответы на все вопросы касательно умно-сердечной молитвы. Это же относится и к Писанию Нового Завета. Наиболее полным учебником умной делания можно считать Евангелие. В Апостоле раскрываются некоторые дополнительные моменты этого делания, а также говорится более открыто о некоторых духовных предметах, о которых в Евангелии сказано более прикровенно. Но в любом случае, желающий научиться молитве, может найти в этих книгах ответы на все свои вопросы.
• Память смертная. Необходимо представить свой последний час, прохождение мытарств, ад. Лучше делать это после 3 славы Псалтири перед Трисвятым.
• Апостол, одна глава
• Евангелие, одна глава
• Покаяние своими словами (точно по методу Симеона Нового Богослова, описанному в слове 69). Также образы покаяния хорошо брать из Слова о покаянии у Лествичника (святые осужденники из Темницы).

Перед сном
• «Вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой...»
Во время чтения вечернего правила 100 молитв по четкам. Если правило по каким-либо причинам не читается, то «Трисвятое» и 100 молитв по четкам. После этого положи метания по-афонски, числом 20 или 30, а по возможности и до пота, чтобы ты смог помолиться подольше лежа.
• «На ложах ваших умилитеся...»
Если нет благословения на бдение (то есть на молитву после 12 ночи в молитвенной позе, сидя или стоя), то ложись в постель. Некоторое время своими словами благодари Бога за проведенный день, Его страдания за тебя и вообще все, что Он для тебя сделал.
• Затем, молись лежа на спине, по четкам, стараясь не заснуть по крайней мере 100-200 молитв. Если ты помолишься тем же образом, что и на часовой дневной молитве, то есть, опуская ум в сердце, и молясь напряженно с периодической задержкой дыхания, то в таком случае помолишься столько, сколько сам хочешь и сон не будет бороть тебя, кроме разве что случаев, когда ты крайне устал физически. После такой молитвы еще раз поблагодари Бога, попроси у него хорошего сна и отдыха и Ангела-Хранителя на ночь. Затем поворачивайся на бок и спи.

Как проводить остальное время дня

В остальное время дня твори непрестанную молитву Иисусову. Если ты будешь стараться соединить ее с дыханием (по совету Лествичника), то очень скоро она привьется к тебе и укоренится (речь о пятисловной молитве. С восьмисловной добиться этого гораздо сложнее; у обычного человека на нее не хватает дыхания - оно получается неестественным). Как скоро молитва соединится с дыханием, она начнет сразу восстанавливаться в тебе, после ее прерывания для беседы с кем-либо или для выполнения какой-то очень точной работы. При неопустительном выполнении указанного выше правила, ее огонь будет поддерживаться в тебе ежедневно. Это значит, что выполняя данное правило, остаток дня ты будешь иметь самодвижную молитву или, самое первое время, по крайней мере, начатки ее действия, которые ты сразу почувствуешь.

Что больше всего мешает внутреннему деланию

• Телевизор.
Телевизор, именуемый в Евангелии мерзостью запустения, несовместим с внутренним деланием по ряду причин. Во-первых, даже без откровенно негативного и вредоносного контента просмотр телевизора большая помеха для блюдения ума или трезвения. Телевизор - постоянный поставщик новых помыслов, впечатлений, образов, памятей. Того самого богатства, от которого Господь в беседе с юношей предлагает нам отказаться. При постоянном наплыве новой и яркой информации сохранять внимание на молитве станет практически невозможным. А следовательно и очищать ум тоже. Душа - это сосуд. Выливая помои страстей внутренним деланием, мы постоянно будем заливать все новые помои через телевизор.
Во-вторых, одной из целей внутреннего делания является отверзение душевных очей человека, закрывшихся после грехопадения покрывалом греха и помыслов. Телевизор является выдумкой лукавого и его подменой, или как бы его альтернативой душевному зрению, которым мы должны зреть Бога и мир ангельский еще здесь, в земной жизни. По слову Господа, который пришел в мир, чтобы «невидящие увидели, а видящие стали слепы». Если же мы сами, по произволению, добровольно выбираем эту альтернативу, то разве Бог дарует нам истинное зрение?
А если не дарует, то как начнем очищение сердца от страстей, если не будем видеть помыслов и мысленных врагов наших, насылающих их? Как покаемся, если не увидим грехов наших во всем их безобразии? Как найдем жемчужину на поле сердца нашего?

Воистину тогда «молитва его да будет во грех».

• Гнев

По слову святых отцов Дух Святой особенно не терпит этой страсти в человеке и удаляется от него. Что происходит с пустым местом, нам известно.

• Осуждение

Осуждение губит все труды. Преп. Нил Мироточивый подробно описал всю опасность и последствия этого греха. Пожалуй, невозможность с чистой совестью творить молитву Господню, говорит сама за себя.

• Козлогласование и пьянство
Одним из плодов молитвы является стремление человека к уединению и молчанию. Если какие-то обстоятельства побуждают принять участие в застольях, то подвижник должен понимать, что неподобного смеха, шуток, тостов, многоговорения на пирушках, в общем всего того, что называется в Писании козлогласованием, избежать будет трудно. Он также почувствует как это все отражается на молитве. Молитва сама в итоге станет его совестию и судом прежде Суда (Лествичник). По ней христианин может определять в каких местах и с какими людьми ему стоит находиться, а с какими нет.
И конечно упивание вином для человека, ведущего брань с с духами злобы, просто опасно. Оно оставляет его без молитвы, а значит и без защиты.

• Тщеславие и гордость
На каком-то этапе делателя молитвы начинают бороть духи тщеславия и гордости. Подвижник чувствует благодать, видит плоды молитвы и бороться с этими помыслами становится все труднее. Это искушение всегда очень опасно, так как делатель рискует потерять все плоды, приобретенные тяжелым трудом, и впасть в тяжелые искушения, попускаемые Богом для обретения смирения. Во избежание этого молитвенный труд всегда должен сопровождаться деланием покаяния. Молитва и слезы - вот два крыла, друг друга поддерживающие и охраняющие, как говорил о. Иоанн Журавский. По Лествичнику «каждый день, в который ты не плакал о грехах своих, считай как бы потерянным». Только путем каждодневного плача о грехах угашается гнев, приобретаются кротость и смирение. Смирение же становится для нас щитом против духов тщеславия и гордости и позволяет продолжать возрастание в молитвенном делании, по сказанному: «Пойдут от силы в силу».

Телесное делание

Пост

Пост очень усиливает действие и самодвижность молитвы, поэтому ты с нетерпением начнешь ждать среды и пятницы, а также многодневных постов.
Пост твой должен быть умеренным. Главный критерий - чтобы хватало сил на выполнение данного правильца, на труд и другие телесные нужды. При нападениях блудного беса необходимо усиление поста, опять же по силам.

Четки
Лучше на правиле молиться по четкам, хотя можно и по будильнику. В остальное время суток четки не нужны. «Подзавода» молитвы на правиле должно хватать на весь день и без четок. Но особенно во время полуденного (дневного) правила лучше все же использовать четки, так как они помогают удерживать внимание на словах молитвы. Также для подвижника они являются средством выделения молитвы на правиле от повседневной, как очень напряженной и предельно внимательной. Чего в ходе дня достичь не удается и молитва поневоле становится более рассеянной.

сердечная молитва, умная молитва, молитва Иисусова

Previous post Next post
Up