Доброе утро, Воронеж!

Jan 09, 2014 11:32

Аннотация: удивительные повороты истории жизни, смерти и воскрешения воронежского трамвая, поучительные для всех городов, где хотят снимать линии трамвая.

В 1926 году в Воронеже была открыта трамвайная система, строительство которой началось еще в 1913 году. Так уж получилось, что воронежскому трамваю всю его историю что-то мешало. История мытарств с его строительством настолько позабавила корреспондента газеты "Гудок" И. Ильфа (командированного на церемонию открытия), что он включил эпизод с открытием "старгородского" трамвая в роман 12 стульев. Во время войны большая часть Воронежа была окупирована и разрушена, но трамвайное депо осталось стоять - в нем фашисты устроили танковый гараж. 25 января 1943 года Воронеж был освобожден, а уже 25 мая был восстановлен первый трамвайный маршрут, так как каждый трудоспособный воронежец был обязан отработать 100 часов на восстановлении трамвайного хозяйства. К пышному празднованию 400-летия Воронежа в 1986 году город получил подарки - Северный трамвайно-автомобильный мост, знаменитый своим вторым - трамвайным ярусом, и третье трамвайное депо.

А в 2001 году очередной недоделанный мэр Воронежа А.Я.Ковалев решил начать демонтаж трамвайной системы. Для объяснения подобных действий Ковалёв приводил следующие доводы: «…необходимо расширить проезжую часть для автомобилей», «трамвай нигде в мире уже не используется, у него нет перспектив развития», «…этот вид электротранспорта оказался слишком затратным и малоэффективным» и даже такой: «Трамваи - экологически очень грязный вид транспорта». В результате последовательных действий мэра по созданию долгов местному ГЭТу он был обанкрочен, ВСЕ электротранспортные депо (3 трамвайных и 2 троллейбусных) закрыты и проданы как земля для застройки. Любопытно, что земля под первым трамвайным депо расположенном в самом центре города и устоявшем во время окупации, была продана по цене двухкомнатной квартиры... по странной случайности земля под объектами ГЭТа была скуплена бизнес-партнером сына А.Я.Ковалева, а сам Александр Яковлевич после того, как его сняли с должности депутаты Гордумы (он умудрился дожить до импичмента!) пошел работать в УГАДН и "крышевать" маршруточный бизнес, который в отсутствии муниципального транспорта занял 98% рынка пассажирских перевозок.

Окончательное закрытие воронежского трамвая изначально было запланировано на март 2006 года в том же году ожидалась смерть троллейбуса, так как депо в собственности города не осталось, а движение неоднократно прерывалось на длительное время по различным причинам. Общественность Воронежа испытав на себе "преимущества" коммерческого транспорта, в том числе вынужденное снижение в три раза подвижности; вклад на уровне 43% маршруток в образование заторов, при 50% дефиците транспортных услуг; 30% рост легочных заболеваний; резкий рост аварийности на пассажирском транспорте, задумалась о необходимости сохранения электротранспорта. Путем политических маневров удалось добиться продления срока работы трамвайной системы, а также выкупа и восстановления одного из троллейбусных парков (правда только части его территории). В конце 2008 года на экономической конференции, проходившей под патронажем Обладминистрации в ВГУ, впервые был представлен план создания системы легкого рельсового транспорта на базе трамвайной системы Воронежа.

Вот схема линий из презентации. На тот момент, напомню, трамвайное движение еще продолжалось, так что некоторые линии были отмечены как существующие. По сути предполагалось восстановление большей части существовавших ранее линий трамвая и проведение некоторых перспективных мероприятий, которые от части уже были в советском генплане. Плюс предложены перспективные направления на аэропорт и на поселок Шилово.



7 апреля 2009 года компания "Мостгеоцентр" представляет проект строительства легкого рельсового транспорта для Воронежа. Вот карта предлагаемого развития линий внутри города:


15 апреля 2009 года трамвайное движение в Воронеже прекращено. А проект "Мостгеоцентра" успешно проходит согласования у Губернатора Воронежской области, в федеральных министерствах транспорта и регионального развития. Концепция строительства легкого рельсового транспорта в Воронеже представляется на экономическом форуме в Сочи. А потом начинается активная фаза экономического кризиса и проект откладывают.

И вот 6 января мэр Воронежа Александр Гусев сообщает, что Воронеж планирует строительство скоростного трамвая, и что на поиск финансирования проекта уйдет около трех лет. А теперь смотрим на проработанную схему будущих трамвайных линий.


Стоимость строительства первых трех линий оценивается в 18 миллиардов рублей.

Ну а теперь самое интересное, ради чего я и начал писать этот пост. Вот схема трамвайного движения (красные линии) до начала разрушения системы Ковалевым:



Проще говоря через 12 лет после начала разрушения трамвайной системы, и через 5 лет после закрытия трамвая, мэрия города представляет план по сути восстановления линий трамвая по тем же трассам по которым он проходил ранее, с небольшими косметическими изменениями.

Вот ровно такая история ждет города, снимающие трамвайное движение сейчас. Восстанавливать придется с нуля, в значительной части по тем же транспортным коридорам, на которых ранее снимали. Пример Воронежа не показателен? Тогда вот вам еще пример Москвы, карта с планами развития трамвайного движения на ближайшую перспективу:



Восстановление снятых ранее линий занимает заметную часть плана развития. По тем же трассам... включая Ленинградку. Жалко восстановление идет не за счет тех, кто принимал решение о демонтаже...

Так что если у вас в городе снимают трамвайные линии - знайте, потом вам придется заплатить вашими налогами за их восстановление...

жизнь

Up