Аннотация: жизнь заставила сходить на почту США, и посмотреть на ее работу. Теперь мне есть с чем сравнивать "Почту России", которая очень хотела, чтобы ее попиарили в ЖЖшке.
Недавно мне в личку ЖЖ поступило предложение от человека, представившегося как специалист по продвижению услуг "Почты России". Суть его письма была в следующем: "Почта России" меняется к лучшему, в связи с чем они просят меня, как активного блоггера рассказать о новых приложениях для мобильных устройств, которые будут служить средством обратной связи со стороны клиентов "Почты России". В награду за такую активную позицию мне посулили возможность в числе первых протестировать эти приложения. Я отказался. Я написал этому человеку, что "пиарить "Почту России" еще позорней чем пиарить "Единую Россию" и посоветовал сменить работу.
Это я не просто так. Я в своем письме ему пояснил, как так получилось, что у меня такое отношение к почте. За последнее время я пользовался ее услугами дважды. Первый раз жена хотела послать посылку в Иваново через EMS. Мы пошли в офис на Чистых Прудах (я так понял, что это чуть ли не центральный офис) и там сотрудники всего за 40 минут обработали нашу корреспонденцию. На уточняющий вопрос о том, когда ожидать ее доставку они сказали буквально следующее: "Нет, ну она конечно дойдет... но вот когда..." Экспресс-почта из Москвы в Иваново шла три недели. Второй раз мне потребовались конверты для бюрократической системы. Наши бюрократы без конверта ничего не делают. Так что пришлось мне топать на почту покупать конверты. Так вот в почтовом отделении города Железнодорожный мне отказались продавать нужное число конвертов, ссылаясь на то, что "так вы все у меня их купите - у меня не останется!" Итого в двух случаях из двух "Почта России" оказалась "на высоте". Мне кажется, что ни приложениями для мобильных устройств, ни пиаром в блогах они это не исправят... Им бы стоило начать меняться с увольнения 99% собственных сотрудников.
На косплее в Воронеже моя сестра играла одного из четырех всадников апокалипсиса - "Пошту Руси"
Так что когда у меня уже в США возникла необходимость идти на почту, я честно сказать, по привычке вздрогнул. Так уж вышло, что я смотрел какие-то мультики и карикатуры на тему почты в Америке. То там сотрудников рисовали черепахами, то показывали обработку посылок кувалдами внутри отделения... Ну то есть я как-то был заранее готов, что там все будет также как в России, и что в этом особом шарме как раз и состоит основа почтовых служб. Ужаса в это дело добавляло то, что мне надо было посылать ни чего-нибудь, а подписанный для оплаты чек от клиники. Так что я опасался, что с моим знанием языка я еще что-нибудь не так сделаю, и потом останусь должником.
Но на деле мне стоило бы задуматься о том, почему мне счет прислали по почте чуть раньше. Ведь клиника выходит доверяет посылать такие документы по почте! На самом деле, если оглядеться по сторонам, то можно понять, что значение почты в США огромно. Человек тут получает кучи счетов, и многие из них оплачивает именно по почте. Здесь нет прописки - но в любом месте у вас будут выяснять куда вам слать бумажные счета, или информацию, или чеки. Именно бумажные. Вы не сможете открыть банковский счет, если у вас нет почтового адреса. В больничке тоже на вас посмотрят с удивлением, если не смогут вписать почтовый адрес в карточку. Ну и так далее. Даже когда я собирал средства на трансплантацию несколько человек (привет и спасибо им!) спросили у меня почтовый адрес, чтобы выписать и послать бумажный чек. То есть в США принципиально иное доверие к бумажной корреспонденции, при всем том, что все вокруг сто раз компьютеризировано. Здесь почте нормально доверяют финансовую корреспонденцию. Еще один отголосок почты - это zip-коды, которые применяются везде и всюду. Например, при оплате банковской картой автомат может спросить у вас не ПИН-код, а ZIP-адрес, по которому зарегистрирован ваш счет в банке. Соответственно по zip-коду проще всего искать что-либо рядом с собой, на его восприятие ориентированы и электронные сервисы, такие как гугль-карты.
Так вот, Почтовая служба США основана в 1775 году, а в настоящее время является одним из крупнейших работодателей в США, имеющим 522 тысячи сотрудников (еще недавно ее штат составлял 785 тысяч сотрудников (!), но 200 тысяч человек были сокращены в борьбе за повышение экономической эффективности, в результате автоматизации многих процессов). Почта эксплуатирует крупнейший в мире гражданский автопарк, состоящий из 260 тысяч автомобилей. Естественно, что содержание такой махины обходится очень дорого. На появление конкурентов в виде частных компаний, а также из-за снижения числа почтовых отправлений на фоне роста популярности электронной почты, Почта США ответила изменением своей бизнес-стратегии. С 2000 по 2007 год ежегодно проводились работы по повышению производительности, за счет внедрения в работу средств автоматизации, а также за счет оптимизации организационных процессов. В частности большое внимание было уделено сайту
usps.com, который посещает в год порядка 160 миллионов человек. Именно в это время были уволены лишние 200 тысяч человек.
Сейчас почта предлагает экспресс-почту (доставка в большинстве случаев на следующий день), приоритетную почту или почту первого класса (доставка в течении 1-3 рабочих дней), пересылку бандеролей и специальные сервисы по пересылке медиа (книги или записи) и библиотечной почте. Это основные сервисы, существует еще тьма всяких дополнительных опций, за отдельные деньги. Например вы можете заказать себе изготовление почтовой открытки через сайт, выбрав размер, загрузив изображение, и оплатив заказ. Через 7 дней ее вам пришлют на почту. Там же можно купить марки - тоже пришлют. Ну вы на сайт зайдите и все посмотрите сами -
как удобно и просто все сделано. Кстати, у Почты России тоже
есть сайт... его врагу не пожелаешь.
Но я не об этом. Я о том, что жизнь заставила просто пойти на почтамп отправлять письмо. Первое, что бросилось в глаза - вот такие стенды. Там можно взять конверты, коробки для бандеролек, ленту, для заклейки и прочие радости жизни. На столиках были размещены бланки всевозможных счетов, которые оплачиваются через почту. Там же имелся достаточный запас работающих ручек. То есть на первом этапе мне не потребовались работники почты - все было уже выложено для использования людьми.
Я подготовил конверт, запечатал его и подумал - ну теперь то мне придется идти к тете в окошке покупать марки. Но нет. Осмотревшись по сторонам я нашел вот такой агрегат (точнее целый ряд таких агрегатов):
Эти устройства умеют делать все то, что обычно делают тетечки. Там есть весы для бандеролек, там можно измерить их размер. Там можно напечатать себе марки (причем сразу марку на нужную сумму, выбрав класс отправки и ее направление). Так что я просто напечатал себе марку, и налепил ее на письмо. Для того, чтобы положить ее в почтовый ящик никто мне тоже не потребовался (ящики были разные для писем и открыток, а также для бандеролек). В общем и целом у меня сложилось чувство, что 522 тысячи человек и правда занимаются доставкой почты, а не созданием очередей и хамством на тему "у меня вы так все конверты выкупите".
К слову сказать на улицах Нью-Йорка стоит огромное число почтовых ящиков, в которые можно бросать письма вне почтовых отделений. Эти почтовые ящики регулярно опустошают сотрудники, разъезжающие на почтовых автомобилях :) Так что в принципе в почтовые отделения можно вообще не ходить - марки заказать по интернету, почту бросить в ящик во время прогулки. О том, что в почтовое отделение ходить не обязательно даже напоминает специальный плакат.
В общем от пользования почтовой службой США у меня остались только самые благостные впечатления. Я буду рад, если "Почта России" когда-нибудь начнет работать также. Наверное, конечно, тут куча косяков бывает и я их просто не успел распробовать... Но по крайней мере сегодня мне показалось, что анекдоты про Почту США были сочинены до того, как она уволила 200 тысяч человек, и автоматизировала работу с клиентами. Она тут явно меняется к лучшему. Клиентов много, а очередей нет. Сказка, а не почта. У нас же пока вместо того чтобы увольнять, нанимают новых бездельников - для пиара никчемного сервиса в блогах.