Так уж получилось, что при прошлой Администрации города жителям было предложено смириться со смертью значительной части электротранспортных линий в центре города, мало кто знал, что эта же судьба ждет и еще одну часть линий - на проспекте Кирова... События эти было принято связывать с планами по строительству мостовых переходов - Фрунзенского и Кировского, хотя, как показывала практика, для закрытия очередной линии - ну, например, по набережной - нужен только подходящий повод. Департамент транспорта под руководством Романико спокойно подписывал документы на любые демонтажи, а заядлый автолюбитель Тархов, несказанно радуясь таким решениям лоббировал сокращения числа вагонов на загруженных маршрутах, лишь бы добиться закрытия одной из важнейших линий города.
Но, можете считать это агитацией или чем угодно, но именно с приходом новой Администрации ситуация начала изменяться. Самое простое - вернуть на 20 маршрут трамвая двухвагонные поезда, сделали почти сразу. Параллельно начались проработки вопроса о том, как защитить трамвайные пути на улице Полевой от автомобильного потока, чтобы исключить "трамвайные пробки" на Галактионовской и подумать о том, как мы можем более удачно распорядиться вагонами 20к маршрута.
Но кроме простого - такого что требовало работы Администрации, пусть и с многочисленными согласованиями с различными ответственными органами - было еще то, что приобрело силу документов, потянулось в распоряжения, проекты и планы.. То что стало вопросом межведомственным, требующим изменения подходов к финансированию и проектированию.
И первым таким вопросом встал даже не трамвай, на улице Фрунзе, как многие могли бы подумать - первым стало спасение троллейбуса в Куйбышевском районе. Как известно троллейбус сейчас ходит туда по аварийному Самарскому мосту, и в рамках строительства Фрунзенского мостового перехода проектом не предполагалась установка на нем и подъездах к нему опор, способных выдержать нагрузку контактной сети. В рамках строительства съездов с моста полагался демонтаж троллейбусной линии на улице Шоссейной. И все это было мило и тихо согласовано, утверждено, и проект Фрунзенского перехода проходил согласования без троллейбусной линии! На практике, как мы все понимаем, с открытием Фрунзенского моста старый Самарский мост будет закрыт на реконструкцию, причем на многие годы. С учетом частичного демонтажа троллейбусных линий на подъездах к мосту это гарантировало полную гибель электротранспорта в Куйбышевском районе города.
Итак, в сентябре этого года удалось внести существенные изменения в этот вопрос - на стадии разработки рабочей документации троллейбусные опоры будут внесены в проект Фрунзенского моста, для этого согласованы необходимые технические условия и обсуждена схема движения на время строительства 2 очереди моста (на подъездах к улице Шоссейная). То есть Куйбышевский район не останется без нормального транспорта, он пойдет по Фрунзенскому мосту - быстрее и удобней чем раньше.
Второй вопрос - это разговоры о демонтаже трамвайной линии по улице Фрунзе. Все мы помним бурное общественное обсуждение данного вопроса. Опять же, сколько угодно считайте это чем угодно, но именно общественная приемная "Единой России" собрала более четырех тысяч подписей против демонтажа - кто был главным его идеологом и вдохновителем, я думаю все и так помнят. Идея неизбежности скорого демонтажа одной из старейших и важнейших линий трамвая так прочно засела в головах горожан, что ремонт ее небольшого участка, проведенный в этом году, многие приняли за начало этих работ. Однако, и здесь ситуация теперь складывается иначе.
Как мы помним, в 2018 году Самара планирует принять игры Чемпионата мира по футболу. И я могу сказать, что лично у меня нет сомнений в том, что это событие обязательно пройдет в Самаре. Причин к тому множество, в том числе качественная проработка проектных и предпроектных решений в сфере подготовки инфраструктуры Чемпионата. Причем одним из базовых предложений города стало использование скоростного трамвая (легкого рельсового транспорта), для обслуживания новой арены. Кроме того, некоторое время назад в СМИ было написано о том, что в Самаре активно прорабатывается вопрос создания скоростной трамвайной линии по 20 и 22 маршрутам трамвая. Все эти мероприятия, к слову, отражены не только в Стратегии развития транспортного комплекса г.о. Самара на 2011-2020 годы, но и, к моему удивлению, я нашел их в программе партии "Единая Россия" в рамках нынешних выборов.
Удивился я тогда не самим планам - мне известна степень их проработанности, и выйти с ними на публику было вполне логично, меня скорее порадовала конкретика в политической программе - редкая вещь для наших дней. Так вот, вопроса о трамвайной линии по улице Фрунзе на участке от Красноармейской до Пионерской не стоит вообще - эта линия будет действовать, и будет модернизироваться. Стоит вопрос о том, как лучше обеспечить подключение трамвайного куста центра города к месту размещения Стадиона - и здесь действительно возможны несколько вариантов, как через Хлебную площадь, так и транзитом под ней, так и в обход с перекладкой части линии. Но это вопросы технического характера, и это вопросы о продлении сети, а не ее демонтаже. Вероятно, на время проведения этих работ надо будет усилить конечную на Пионерской, потому что на время реконструкции будет закрываться Хлебная - но это скорее даст нам гибкости на будущее, при управлении скоростной линией, чем вызовет неудобства. В ообщем и в целом эти вопросы сейчас в тщательной проработке - скоро будут и окончательные решения.
Теперь участок о котором многие и не догадывались - проспект Кирова. Дело в том, что в 2012 году будет введен в строй долгожданный Кировский мостовой переход, который обеспечит вывод значительной части грузового трафика с Безымянской промышленной зоны в обход магистралей города. Естественно данный мост требует в том числе модернизации подъездных путей. Если быть совсем точным, то в зону реконструкции попадает проспект Кирова на участке от берега реки Самара до Заводского шоссе. И тут, увы, был согласован повальный демонтаж электротранспортных линий - и трамвая, и троллейбуса...
Думаю тем, что бывал в этих местах понятно, чем может грозить такое урезание сети, особенно в зоне действия живых промышленных предприятий. Никаких автобусов на обеспечение трафика по этому направлению просто не напасешься. Поэтому были опять же предприняты значительные усилия для того, чтобы свести ситуацию в самое выгодное для города русло. Итак, начну с того, от чего решено отказаться - трамвайная линия будет демонтирована на участке от конечной станции до улицы Железной Дивизии. Маршруты трамвая будут перенаправлены на станцию Юнгородок. Почему принято такое решение - объективно заполнение трамвая на участке далее ст.м.Кировская было критически низким, а сама трамвайная линия имела предельный износ. Соответственно перед городом уже стоял вопрос - ремонт полотна или приостановка движения из-за аварийного состояния линии. Ремонт был не целесообразен, в ситу пассажиропотока, перспектив его увеличения не было никаких - поэтому демонтаж за счет средств выделенных на мост был воспринят как благо.
Теперь троллейбус - на время реконструкции улицы, к сожалению, его маршруты надо будет переделать. Для этого будет смонтирован поворот контактной сети на линию по Заводскому шоссе, а так же разворот под путепроводом на проспекте Кирова. Однако, данная схема будет временной - в рамках проекта подъездов к Кировскому мостовому переходу внесено требование установки за счет средств выделенных на работы по мостовому переходу новых опор контактной сети троллейбуса на участке от Заводского шоссе до берега реки Самары (там будет разворот под мостом). Соответственно, после завершения реконструкции улицы будет восстанавливаться не просто старая троллейбусная линия, а продленная троллейбусная линия по проспекту Кирова.
Наверное многие захотят спросить тут же и о планах по улице Соколова, "о которых так много говорилось". Действительно, в этом году в плане тренировки и оценки сил было смонтировано только новое кольцо на улице Советской армии, но, вдумайтесь - это первый объект строительства троллейбусной сети в городе с 1990 года! Теперь задача успеть ударными темпами к началу пляжного сезона построить линию троллейбуса по улице Сколова, до проспекта Масленникова, с тем, чтобы возобновить троллейбусное движение по набережной Волги. Этот проект очень важен не только жителям набережной, которые давно настойчиво просят вернуть троллейбус. Этот проект важен так же для жителей Стара-Загоры и проспекта Кирова, так как продленный маршрут соединит их районы с центром города через набережную. Предпроектные работы по данному направлению уже начаты, работа стоит в планах следующего года.
Теперь мне хотелось бы сделать небольшую ремарку для теоретиков, которые непременно набегут сюда, чтобы сказать что все это сделать вообще элементарно, и что я тут только и делаю что без всякой причины хвалю "Единую Россию" перед выборами. Уважаемые теоретики, ни разу не собираюсь вас переубеждать в чем-то - вы то отлично знаете КАК что делать, и опыта у вас в таких делах масса.. Просто факты в том, что будь у нас на второй срок мэром Тархов, у нас бы ничего кроме подписанных его администрацией бумаг по массовому демонтажу линий троллейбуса и трамвая не было бы. Линий электротранспорта, скорее всего, тоже. И благодарить за это нам бы следовало отнюдь не ПЖиВ. Не?