В пятницу в Самаре прошло два крупных мероприятия, - Первая публичная стратегическая сессия "Настоящее Самары: жизнь города и в городе" и "Встреча Д.И.Азарова с блоггерами". Я был приглашен на оба мероприятия, и, увы, не был ни на одном - врачи запретили покидать палату, не то что город. Однако, прочитав блоги нашел некоторую информацию о том, как проходило и первое, и второе. Я бы сказал, что вполне уместными можно назвать
отчет о Стратегической сессии у
kortunov и
отчет о встрече с блоггерами у
andreichernov. Достаточно емко, и выделена суть.
Руководствуясь выбранным к записи заголовком, буду говорить о Сессии, так как на встрече с блоггерами все было в тему и по делу - судя по отчету Чернова..
К уровню организации уже справедливо придрались многие люди, хорошо
описал это все коллега "по движению неприсоединения"
sv-bob. Мне правда письмо приходило один раз, и я один раз вежливо ответил, что не смогу - письмо ушло в тишину, дошло, не дошло... черт знает. Ну да ладно с приглашениями, не в них суть.
Честно сказать, когда я впервые услышал о разработке стратегии Самары до 2025 года у меня были смешанные чувства. С одной стороны я очень порадовался - люблю всякие Стратегии. Особенно в свое время любил Westwood'овские.. считал своим долгом все, что реал тайм пройти от начала и до конца. Начал с Dune 2, закончил уже с EA... даже и не помню на чем именно. Но со временем, как водится все они портились.. так что более новые версии были не за стратегию, а за красотульки. Ну да не суть. Вернемся к Самаре. Сам я принимал участие в написании Стратегии развития транспортного комплекса г.о. Самара на 2011 - 2020 годы, уважаемые мной коллеги работали над правительственной
Стратегией 2020. А еще я с удовольствием смотрел на результаты деятельности
chirkunov по разработке стратегии развития Пермского края вообще, и Перми в частности. Вот
тут вот можно посмотреть про транспорт например, в качестве образца (pdf).
Хотелось, конечно чтобы самарская Стратегия чем-то походила на пермскую, и там тоже бы выступал Жайме Лернер... Ну или пусть на правительственную и там бы выступал Михаил Блинкин. Ну или не знаю.. Но выступил там Сергей Самарцев, директор АНО «Урбэкс-развитие» (г. Москва), и, судя по представленной
на сайте Стратегии программе, он пытался сформировать у присутствовавших на заседании товарищей позицию Горожанина, жителя Самары. Замысел мне кажется настолько великим, а задача такой.. эгм.. смелой, что даже не знаю как расценить попытку. Наверное, это акт героизма. Потому, что не будь это актом героизма - пришлось бы назвать это глупостью.
К акту героизма господин Самарцев подготовился из рук вон плохо, судя
по слайду рассказать хотелось о таком невероятно многом числе вещей, что они не только сгрудились на картинке в кучу, но и даже вылезли за проекционный экран. Вообще за такой подбор цветов и шрифтов, такую, с позволения сказать, информграфику студентов МИФИ выгоняют с защиты курсовых на пересдачу, чтоб они там не плели параллельно голосом. Но, допустим, господин Самарцев готовил ее в последнюю ночь (как и наши нерадивые студенты делают) и не сам, а поручил все своему 12 летнему сыну...
Кстати тот же сын делал и сайт. Наверное, чтобы не расстраивать ребенка Денис Кортунов назвал сайт приличным. Я же, как циничная сволочь, пройдусь по нему ну хотя бы наискосок...
1) Во-первых, этот сайт прямо со входа начинает мне "тыкать", а ведь я с ним на брудершафт не пил. "Хочешь жить лучше?", "твой ход"... а вроде бы фокус-группа не школьники, ну или хотя бы так - не только школьники, а местами даже депутаты. Странно..
2) На сайт предлагается регистрировать.. или входить через Вконтакте. Опять же вспоминается 12 летний сын Самарцева. То есть авторизацию через ЖЖ, фэйсбук или другие инструменты, в которых сидит не только школота почему-то не додумали. А ведь это очень просто...
3) А в каких чудных форматах хранятся документы на сайте - вот например "Методические требования к содержанию аналитических глав.." хранятся в docx, упакованные сверху еще и в zip. А "Перечень тематических групп" хранится в doc. Поиска по сайту нет принципиально (ну или я не нашел), так что какие еще интересные не открытые форматы он содержит, сказать затрудняюсь..
4)
Местами содержимое документов для сайта вырывали так безжалостно, что я просто балдею от того на чем обрываются предложения... мысли и целые абзацы. А, да, кстати вот и pdf подтянулся в перечень форматов.
Ладно.. это я что-то увлекся. Перейдем все же к документам.. идеям, так сказать. Ну вот начните например смотреть с того самого pdf'а "Экспертное заключение на проект «Стратегии развития городского округа Самара на период до 2020 года»". Меня конечно несколько смущает то, что этот документ никем (!) не подписан... то есть представляет собой, как бы.. "экспертную анонимку". Но все же - почитайте текст. Это ж песня! Я насторожился уже тогда, когда разные типы кавычек начали мелькать, совсем стало плохо от подчеркиваний, выделений полужирным и курсивом.. но если вчитываться в текст, то это вообще какой-то наукоподобный треш. Вы например 4 страницу посмотрите. Если бы такой текст сдал бы нам студент-дипломник, то выше тройки бы не получил (тройку поставили бы, чтобы его больше не видеть).
Вообщем ладно.. Нильс Бор был очень деликатным человеком, и он старался никого не критиковать. Он даже так и начинал обычно рецензию словами "Я не хочу критиковать..." И уж если работа была по его мнению совсем негодной, произносил "Я не собираюсь критиковать, я просто не могу понять, как может человек написать такую чепуху!" Так вот... я не могу понять. Еще раз повторюсь, я там не был.. может быть я глубоко заблуждаюсь, и все совсем не так, как мне кажется... Может быть я просто хотел очень многого от этого дела... Но на данный момент я понять это все не могу.
Поэтому выскажу пару мыслей, которые бы мне хотелось увидеть в Стратегии Самары. Вы уж сами судите, насколько они к месту для города.. долго изучая документы на профильном сайте, я понял что эти идеи настолько не в формате обсуждения, что даже если бы я попал на эту Сессию - высказать их в комплексе (а они ценны только в комплексе) все равно не удалось бы.
Первая и главная задача города, как сделать, чтобы люди хотели в нем жить. Это очень хорошо известно, если кто играл в "Цезарь 3" - пока есть приток поселенцев, пока растет население, все прочие беды можно вырулить. Вокруг Самары нет крупных центров притяжения людей. Ближайший "магнит" - Москва. То есть почва в этом плане вполне себе благодатная. Казань, Ульяновск, Саратов, Оренбург, Уфа - ничем не лучше Самары. А значит надо делать так, чтобы люди оттуда максимально ехали жить в Самару, а коренные жители не утекали в Москву. Максимальной подвижностью обладают обычно самые "сливки" населения - активные, способные найти себе применение, решиться сменить место жительства, что в России не очень то просто. Поэтому первые вопросы которым стоит озадачиться - "Почему люди уезжают из Самары?" и "Как сделать чтобы люди хотели приехать жить в Самару?". У меня уже куча самарских друзей, тех с кем я познакомился в 2005 году, живет в Москве.. и это катастрофа.
Этот вопрос - это не 4 тематическая группа.. это первая и главная задача. Потому, что пока люди не хотят жить в городе - ни брендирование, ни как самарцы отдыхают, ни общение горожан обсуждать нет смысла.
Хотите пример хорошей Стратегии? Ее суть должна формулироваться буквально в паре слов. Вот у Артемия Андреевича краткая корпоративная стратегия "Долго. Дорого. Охуенно." Пока нет формулировки такой же четкости, о чем вести речь? Все вопросы "как? зачем? почему?" надо задавать в контексте какой-то довлеющей идеи. И выработка этой идеи не может быть предметом раздельных заседаний одиннадцати рабочих групп. Без нее одиннадцать рабочих групп - это лебеди, раки и щуки. Господа, очнитесь - это же СТРАТЕГИЯ, в ее основе должны лежать краткие постулаты и вокруг них уже можно вести обсуждение, как перестроить то, что есть к тому, что надо. Нельзя делать в обратном порядке - не сработает!
Итак, я предлагаю первый и главный постулат - "Самара - город желанный для проживания". Это, замечу, принцип не философский, как могло бы показаться, а крайне практический. В каком городе хотят жить люди?.. Любые люди, а не только коренные самарцы. Начнем с того, что город должен быть удобным.
Итак. Из первого постулата вышел второй. "Город удобный для жизни". Казалось бы, постулат сложный и противоречивый. Первая мысль - ну так все и работают, чтобы он был удобным! Это ж само собой очевидно! Так вот, я вам скажу, что это не очевидно даже авторам сайта "Самарских стратегий"... потому что на нем документы в разных форматах и нет функции поиска. Это не очевидно было МП ТТУ, у которого посреди маршрутов есть диспетчерские пункты на которых люди ждут пока водитель сходит в туалет. Это не очевидно бывает Департаменту благоустройства и экологии, который ремонтируя улицу может забыть сделать съезды на переходах, чтобы детскую коляску было удобно везти. И так далее...
Я даже поясню, как это работает. Чтобы никого не обижать - пример будет из транспорта. Есть вводная - на 22 маршруте трамвая пассажиры ждут 5 минут посреди маршрута, пока водитель сходит в туалет на Барбошиной поляне. Как вам это нравится? Удобно? В -20 на улице удобно в неотапливаемом битком забитом трамвае подождать 5 минут? Не удобно. Делаем замечание МП ТТУ, а оно отвечает: "Водители должны где-то в туалет ходить! На 22 маршруте на конечных нет диспетчерских, а значит ходить им в туалет больше не где!" Резонно? Совершенно резонно. С этим невозможно спорить. Невозможно, пока в городе нет Стратегии в которой будет черным по белому прописано, что город должен быть УДОБЕН для людей. Тут надо понимать одну странность жизни чиновников - им для любых действий нужны ОСНОВАНИЯ. Дело в том, что начал кто-то что-то делать... а инициатива наказуема. Его тут же спрашивают, а что это ты такой активный стал?! И ему надо обязательно закрыться - сказать "А я по поручению Иван Ивановича", ну или "А вот в Стратегии города пункт 6. подпункт 3, главы 10". Так вот сейчас нет такого основания, чтобы убирать санитарные остановки с середины маршрута, и ответы звучат убедительно - что водители люди и им в туалет тоже надо. А когда у нас будет документ за подписью Главы города, о том, что все должно быть удобным... этот вариант уже не прокатит. Будет основание долбить дальше. И тогда выяснится, что туалет можно кабинками биотуалетов на конечных поставить... выяснится, что маршрут можно продлить до ближайшей узловой станции, на которой туалет есть... много что выяснится. А пока - нет оснований.
Я думаю что такой подход будет чужд Департаменту экономического развития Администрации г.о. Самара... ведь именно он заказчик Стратегии. Могут быть резонные замечания - туалеты денег стоят, где окупаемость? А мы если будут основания, и ее посчитаем. Вот смотрите - пассажиропоток трамвая там суточный, ну 50 тысяч пассажиров (условно),каждый трамвай останавливается для туалета кондукторам или водителю, ну или даже просто покурить - ведь разрешено... То есть 50 тысяч человек каждый день ждут по 5 минут. Это 250 тысяч минут или 4166 часов в день. Средняя заработная плата в Самару (условно) 15 тысяч рублей за 40 часов рабочей недели, т.е. за 160 часов в месяц. То есть час стоит 93 рубля. Итого в день на туалет водителей тратится 390 тысяч условных рублей (не заработанных никем). В год 142 миллиона. Положим, что государству на это наплевать и его волнует.. ну скажем только НДС (забудем про НДФЛ и пр.). Итого, 25 миллионов недополученных налогов. Интересно, а сколько стоят туалетные кабинки? Это очень грубая, условная оценка вторичного эффекта от работы транспорта, связанного с самыми прямыми недополученными прибылями. Есть ведь еще транспортная усталость, которая снизит всем 50 тысячам пассажиров производительность труда.. есть эффективность использования подвижного состава - чем выше его скорость, тем меньше надо будет выпускать его на линию и меньше тратить на ремонт и ФОТ водителей...
Так вот, я постулирую - город, удобный для жизни, будет экономически эффективным. Я не хочу сказать, что не удобный город обречен на экономический провал... но город, став удобней, не станет убыточней.
Как применить этот "Город удобный для жизни" для подходов к конкретным аспектам жизни? Опять возьму транспорт. На основе стратегических постулатов, определяющих чего мы хотим добиться, вытекают принципы по которым этого надо добиваться. Вот у нас есть пробки, у нас есть проблемы с парковкой, разбитые дороги и у нас есть разбитый и медленный общественный транспорт. И есть руль денег. На что тратить? Вспоминаем, что город должен быть удобен для жизни. Желательно, конечно, чтобы он был удобен для жизни всех горожан. Это было бы лучшим случаем, но для начала надо решить проблемы большинства - потому что, напоминаю, город должен быть желанным для проживания. Порядка 80% у нас пользуется общественным транспортом, менее 20% - автомобилями. В городе жить должно быть удобно. Удобно ли стоять в пробках по дороге на работу? Нет, не удобно. Можно ли убрать пробки для всех за рубль? Нет, это не возможно. Значит руль стоит вложить в выделенные полосы общественного транспорта - 80% поедет без пробок, им станет удобней, а на рубль полосы сделать можно.
А как с экономикой? Транспорт поставленный на выделенные полосы имеет меньшие затраты на тягу, большую маршрутную скорость - то есть экономим на топливе, на ремонте, на ФОТе сотрудникам. Потом, 80% горожан едет быстрее, ну судя по опыту Москвы на 30-40%. То есть снижается пропорционально транспортная усталость, а значит растет производительность труда у большинства горожан. Выросла производительность труда, улучшилась экономика транспортных предприятий - вложенный рубль через косвенные эффекты стал 4 рублями. Опять же достаточно условно все это, но картина примерно такая.
Это все была просто пара примеров того, как из базовых постулатов, из подчинения локальных задач общей цели можно строить Стратегию развития города. На мой взгляд аналитика, это хорошо и замечательно - но она нужна на уровень ниже, когда цели уже определены. Городу надо знать о том, что у него 80% жителей используют не машины, а общественный транспорт.. но прежде чему надо знать ради чего существует и общественный транспорт и машины.
Еще один постулат, который я бы внес в Стратегию звучал бы так "Максимум внимания к мелочам!" Опять же - зайдя на сайт Стратегии становится видно, что на мелочи у нас никто и не смотрит... Все Стратеги почему-то мыслят так масштабно, что из самих стратегий не реализуется в итоге и 30%...
Вот например цель
Стратегии Самары 2025 в части транспорта: "Эффективное удовлетворение потребностей горожан, городского сообщества в целом и города как социально-пространственной целостности в коммуникационно-информационной сфере, ядро которой составляют транспорт и связь". Это цель?.. Это лозунг. Или вот вам:
"Ожидаемый эффект:
1. Переход Самары внутри глобальной сети городов в группу А3, усиление интеграции города в международное сообщество;
2. Стабилизация работы системы городского транспорта, а также существенное улучшение коммуникационного и информационного обслуживания жителей, городского сообщества и города в целом;
3. Чёткая структуризация и существенное повышение комфорта коммуникационного пространства, снижение негативного воздействия транспорта на окружающую среду, повышение безопасности дорожного движения;
4. Приведение в соответствие градостроительной и транспортной политики".
Нравится? Вот лично вам надо, чтобы Самара внутри глобальной сети городов перешла в группу А3? Или вам нужна "стабилизация работы системы городского транспорта"?.. Я вот специалист по транспорту честно говорю - понятия не имею, что этот набор слов может означать на практике. Мне кажется что этот поток сознания пафосного придурка излитый на бумагу. Это, так сказать, моя экспертная оценка.
Так вот.. я уже говорил - дьявол кроется в деталях. И у нас никто на детали никогда не смотрит, все смотрят на что-то великое - минимум строительство многоуровневых развязок и метрополитена. Всем плевать на то, что у нас надо построить пару-тройку поперечников и с движением уже станет лучше, а если метрополитен не строить пару лет, выделив тратящиеся на него деньги на трамвай, то трамвай вывезет весь город... Город состоит из мелочей - он состоит из незакрытых люков, из лужи посреди пешеходной улицы, из нечитабельных табличек транспорта. Этих мелочей миллион, и ими занимаются только в пожарном случае - когда кто-то провалится в люк, утонет в луже и т.д. А ими надо заниматься системно.
Я могу привести пример того, как выглядит продукт, для которого системно занимались мелочами - это продукция фирмы Apple. Например iPhone, или MacOS... там все продумано. Даже самые мелкие мелочи там удобны и приятны. Просто Стратегия этой фирмы подразумевает бескомпромиссную борьбу с неудобствами, даже в мелочах. Никто никогда в Самаре не думал о том, почему и какой должен быть шрифт маршрутоуказателей. С какой радости думать о шрифтах?.. А ведь маршрутоуказатели видят сотни тысяч человек каждый день. Я бы завел в районных администрациях должность "критикана", который бы только и делал что гулял по району и критиковал все и вся. Первым таким специалистом (а может даже на общегородском уровне) я бы советовал
Самарского обывателя. И в должностной инструкции всего пара пунктов - гулять по городу пешком, на общественном транспорту и на автомобиле, к вечеру приносить конкретные адреса не менее чем 100 проблем... Причем именно такого уровня - тут лужа посреди тротуара непересыхающая, потому что канализацию забило, там грунт подмыло, тут люк незакрыт, там щит рекламный обзор на дороге загородил, здесь фасад сыпется на голову, там сигаретами торгуют около школы...
Эту функцию могли бы выполнять и сами горожане. Только тогда надо изменять в корне подход к работе с их обращениями. Его надо менять не технически, создавая новые сайты или гео-привязку жалоб (хоть это и полезно), а идеологически - это должно быть приоритетом. Но оно не будет приоритетом, пока в Стратегии не записано "Внимание к мелочам!"
Дорогой читатель, если Вы дочитали до сюда, то сообщаю вам - вы псих :) а мы для простоты расчетов примем сердечник трансформатора деревянным, ну и пойдем дальше.
Следующий постулат я бы взял из Стратегии Джеймса Ульсона - проще говоря я взял бы
"Теорию разбитых окон" целиком. Я бы обязал руководствоваться ей всех чиновников Администрации при подготовке любых изменений и решений. Пишешь проект реконструкции набережной? Отлично - но не забудь в конце, описать меры по предотвращению деградации этой территории. В городе есть проблема с граффити. Кто-то может считать эту проблемы мелкой, а по мне так это одна из самых больших проблем города. Потому что, согласно Теории разбитых окон, она тянет за собой все остальное. Я бы объявил войну граффити. Я бы добивался внесения в КоАП области поправок, требующих штрафов в 100 тысяч рублей за один такой рисунок, и защищал бы право таких штрафов в суде. Я бы на месте Департамента по вопросам общественной безопасности и контроля замучал бы МВД, ФСБ, собственников зданий - всех, но добился приказа бескомпромиссного отлова этих детишек с баллончиками, и доведения их до суда. Я бы начал компанию общественной нетерпимости к этому делу, нашел социологов и психологов, которые бы разработали рецепты развития такой нетерпимости. Чтобы любой удививший человека с балончиком краски лезущего раскрашивать здание тут же бы звонил в полицию. Вообщем я бы дал ответственным чиновникам год на демонстрацию дееспособности в плане победы над граффити. Не справились бы - куда им тогда закрывать игровые клубы и наркоточки?..
Мало достичь эффекта - его надо развить и закрепить. В Самаре есть образцы мудрых идей - я считаю набережную очень правильной точкой роста. Но нужен четкий план, как ее защитить от распития пива и лусканья семечек. Борьба с незаконными свалками и замусориванием - очень верный сигнал, но ее недостаточно - пока на стенах граффити мусорить будут и дальше. Причем я бы начинал с точек роста - то есть берем точку, и вокруг нее 500 метров. И на этой территории наводим порядок и следим за ним. Победили тут, идем дальше - расширяем территорию. И точки роста нужны не только в центре города, они ОЧЕНЬ нужны на Безымянке и Металлурге. Потому что они должны менять сознание людей - главная цель в этом.
Вообщем ладно... закругляюсь. Я думаю понятно, чем мои предложения по Стратегии отличаются от того, что обсуждалось в пятницу. Мне надо заняться приготовлением капельницы... так что не буду писать дальше. Я описал просто подход, и всего лишь пару идей, которые на мой взгляд могли бы служить постулатами Стратегии. Я не социолог (хотя очень уважаю эту науку, считаю ее даже второй по интересности после физики), вероятно ничего не понимаю в правильных подходах к "стратегированию"... Но я бы делал так, а не иначе.