Расскажу немного об еще одной работе МОО "Город и транспорт", по степени оригинальности не уступающей, пожалуй,
проекту А101. Речь о воронежской системе легкого рельсового транспорта. Как известно в 2009 году в Воронеже прекратилось трамвайное движение, существовавшее с 1926 года. До этого момента в городе проходила длительная борьба, за сохранение трамвая, которую вела общественная организация
"Комитет - Воронежцы за трамвай". Тут надо сразу отметить, что "ВзТ" стали одной из трех базовых организаций, на основе которых было сформировано МОО "Город и транспорт". Я как председатель региональной общественной организации "Комитет - Воронежцы за трамвай", стал одним из учредителей и сопредседателей МОО "Город и транспорт".
Итак, в 2008 году шла активная борьба за сохранение электротранспорта в Воронеже. Надо честно признать, что точка невозврата для трамвая была уже пройдена. Мы переключились на спасение троллейбуса, которое было на тот момент более реальной целью. По трамваю же стратегию действий было решено в корне изменить. Вместо попыток "спасти старое" была развернута борьба за "создание нового". В рамках этой новой стратегии был подготовлен доклад "Перспективы развития легкорельсового транспорта в Воронеже". Совместными усилиями с Государственным учреждением «Институт регионального развития», этот доклад был представлен на международной экономической конференции
«Стратегии и ресурсы развития крупных городов центра России». Впервые было представлено обоснование необходимости развития скоростного легкого рельсового транспорта в Воронеже, представлены варианты его развития. Доклад вызвал сдержанный интерес со стороны правительства области - вопрос упирался в отсутствие инвестора, который бы взял на себя часть затрат по реализации проекта.
Но уже к весне 2009 года такой инвестор появился. Интерес к развитию легкого рельсового транспорта проявила «Финансово-строительная компания "Мостгеоцентр"». Глава совета директоров компании Сергей Остапенко на встрече с Губернатором Воронежской области А.Гордеевым поднял тему развития легкого рельсового транспорта не только в контексте обслуживания городских потоков, но и в контексте связи города и реконструируемого аэропорта "Чертовицкое". В апреле 2009 года, практически одновременно с закрытием классического трамвая, проект был запущен в реализацию. Исполнителем проекта была выбрана дочерняя компания "Транстехинжиниринг", а для сопровождения проекта с точки зрения транспортного планирования была приглашена МОО "Город и транспорт".
По предложению заказчика были рассмотрены несколько вариантов развития системы ЛРТ, направленные на обслуживание города, обслуживание ближайшего пригорода, и даже на связь с соседними городами Черноземного региона. Для реализации была выбрана наиболее простая и удобная пилотная линия, связывающая центральный автовокзал Воронежа с аэропортом Чертовицкое. Ее особенность заключалась в использовании землеотвода трассы "Дон" (что упрощало строительство), и более имиджевой, нежели транспортной направленности (региону нужны были шикарные "ворота" города - транспорт для реконструируемого аэропорта).
МОО "Город и транспорт" подготовило исходные данные, а так же некоторые презентационные материалы для представления проекта. Была разработана трассировка первой и последующих линий, описаны технологии. На основе исходных данных МОО "Город и транспорт", а так же данных Управления пассажирского транспорта Администрации города были подготовлены экономические расчеты для проекта.
Проект был подготовлен в кратчайшие сроки, началось его сопровождение при рассмотрении органами власти. Параллельно были проведены предварительные переговоры с Петербургским трамвайно-механическим заводом, о поставке 20 сочлененных двухсторонних трамваев для обслуживания новой линии. Для представления проекта на Экономическом форуме в Сочи специалистами по сценарию МОО "Город и транспорт" был подготовлен презентационный ролик.
Проект был успешно представлен, и получил одобрение Губернатора Воронежской области, который определил даже очередность ввода последующих линий в городе. Проект прошел слушания на совместной коллегии Министерства транспорта РФ и Министерства регионального развития РФ. Через некоторое время он был одобрен и Росжелдором, в ведение которого должны были попасть создаваемые линии. Проект был рассмотрен и одобрен директором ВЭБа, как проект претендующий на федеральное софинансирование. Существовали все предпосылки к тому, чтобы начать работы по непосредственному строительству первой линии в 2011 году. Если бы не грянул кризис, повлекший существенное сокращение финансирования по всем крупным инфраструктурным проектам.
В результате проект был включен в перечень
перспективных инвестиционных проектов Воронежской области для последующей реализации. В конце 2010 года проект был еще раз рассмотрен Министерством транспорта РФ, и включен в перечень первоочередных проектов развития легкого рельсового транспорта в РФ. Выход экономики из кризиса, а так же начало активной фазы реконструкции аэропорта "Чертовицкое" позволяют надеяться, что проект снова будет поставлен на повестку дня.
В заключение стоит разве что упомянуть о том, что по заказу "Транстехинжиниринга" МОО "Город и транспорт" выполнила еще ряд предпроектных работ по легкому рельсовому транспорту для городов России, правда с меньшей проработкой чем для воронежского проекта.