Биосфера и Ноосфера. Часть 1д. Противостояние.

Mar 01, 2021 01:44

Начало

Биосфера и Ноосфера
Часть 1д
Противостояние
(продолжение)
Как было показано в предыдущей части, при прямом физическом столкновении техногенная цивилизация имеет огромное преимущество перед биогенной, которое обусловлено свойствами самой материи, свойствами атомов, молекул и образованных из них материалов и материальных структур. Техногенные материалы в разы прочнее и требуют больших затрат энергии на их разрушение, чем биогенные. При этом для перестройки структуры вещества при создании техногенных материалов и структур требуется намного больше энергетических затрат, чем для биогенных методов работы с материей. И это автоматически требует от цивилизации, перешедшей на техногенные методы работы с материей, научиться тем или иным способом добывать много энергии и управлять этой энергией. Но энергия это всего лишь инструмент, с помощью которого можно как созидать, так и разрушать. Овладев огнём, человечество научилось не только плавить металлы но и выжигать леса или сжигать неугодные кому-то города и поселения.

Но не только войны, вызванные низким уровнем развития социального сознания, представляют собой угрозу для цивилизации, которая начала переход на техногенный путь развития. Прежде, чем подобная цивилизация достигнет уровня, на котором она сможет представлять угрозу каким-либо цивилизациям на других планетах, эта цивилизация должна разрешить внутренний конфликт, который возникает между Биосферой и зарождающейся Техносферой. Преодолеть внутреннее противостояние.


Суть этого внутреннего противостояния в том, что Ноосфера является производной из Биосферы, поскольку человек изначально имеет биологическую природу, то есть, является неотъемлемой частью именно Биосферы. И для существования человечества, как биологического вида, Биосфера должна сохраняться. По крайней мере на начальном этапе формирования Ноосферы и Техносферы, пока движущей и созидающей силой остаётся именно разумный биологический вид живых существ. Уничтожение или серьёзная деградация Биосферы на этом этапе неизбежно также приведёт к уничтожению или серьёзной деградации и Ноосферы с Техносферой, поскольку вместе с Биосферой будет уничтожена или сильно ослаблена основная движущая, созидательная и творческая сила Ноосферы.

При этом в основе данного конфликта лежат фундаментальные свойства самой материи. Свойства тех атомов, из которых строится плотное вещество.

Чтобы лучше понять суть этого конфликта, давайте в начале подробнее рассмотрим то, как происходит обращение вещества в Биосфере. По своим химическим, физическим и структурным характеристикам плотное вещество Биосферы существенно отличается от плотного вещества, которое находится в твёрдой оболочке планеты - Литосфере. В большей своей части Литосфера состоит из различных не растворимых в воде минералов, которые имеют кристаллическую природу. Но манипулирование атомами, которые собраны в прочную кристаллическую решётку, если данное вещество не растворяется водой, требует огромных затрат энергии на то, чтобы эту решётку разрушить. Поэтому Биосфера не может напрямую использовать такое кристаллическое вещество Литосферы для построения живых организмов. Сначала очень прочные кристаллы нерастворимых в воде минералов должны быть тем или иным образом разрушены. Входящие в состав этих минералов вещества должны вступить в те или иные химические реакции, чтобы в конечном итоге они могли быть растворены в воде. Растворение в воде обязательно необходимо для биогенных методов манипулирования материей, поскольку живым клеткам требуется, чтобы ионы тех или иных атомов или молекул могли проникать через их клеточные мембраны. В ином виде вещество для живой клетки бесполезно, поскольку синтез всех органических соединений в Биосфере происходит только в водной среде внутри живых клеток.

Разрушение нерастворимых в воде минералов и их последующая химическая трансформация происходит под действием внешней среды, то есть, солнечного света, перепадов температуры, воздействия воды и различных газов атмосферы. Процесс этот сравнительно медленный. Поэтому, как об этом писал ещё сам Владимир Иванович Вернадский, Биосфера, захватив однажды вещество из Литосферы, стремиться как можно дольше обращать это вещество внутри себя. И даже когда часть это вещества в форме нерастворимых в воде осадочных пород возвращается обратно в Литосферу, структура данного вещества и его химический состав будут существенно отличаться от того кристаллического вещества, из которого Литосфера состоит изначально.

Другими словами, в Биосфере наблюдается постоянный круговорот вещества. Растения, используя энергию солнечного света и реакцию фотосинтеза, начинают процесс формирования сложных органических соединений, которые, с одной стороны, являются носителем энергии, а с другой, источником вещества для всех остальных видов живых существ. По сути растительная часть Биосферы является тем гигантским трансформатором вещества плотных оболочек Планеты, который под воздействием энергии Солнца переводит это вещество в форму, удобную для использования на всех остальных уровнях Биосферы. После этого Биосфера стремится как можно дольше не выпускать уже один раз захваченные атомы и молекулы обратно. Достигается это за счёт того, что тела одних живых существ служат источником пищи и вещества для других живых существ. Травоядные животные поедаю растения. Хищные животные поедают травоядных. А после смерти тела и травоядных, и хищных животных станут пищей для насекомых и различных микроорганизмов, которые в процессе своей жизнедеятельности преобразуют вещество из этих тел в форму, которая снова станет удобной для усвоения растениями и включения этого вещества в следующий цикл обращения.

Замкнутость циклов обращения вещества в Биосфере является одним из её фундаментальных свойств, которое обеспечивает ей устойчивость и возможность практически бесконечного существования и развития до тех пор, пока существуют благоприятные условия внешней физической среды. По этой причине в Биосфере нет мусора, то есть чего-то, что стало ненужным, бесполезным, лежащим без использования длительное время. Тело любого умершего живого организма практически сразу же становится источником энергии и вещества для множества других организмов.

На самом деле сформировать непрерывный цикл обращения вещества, при котором захваченные системой атомы и молекулы будут оставаться внутри системы как можно дольше, является единственным способом обеспечить этой системе возможность длительного существования и развития, которое будет зависеть только от наличия источника энергии достаточной мощности, чтобы поддерживать функционирование данной системы.

В том случае, когда непрерывный цикл обращения вещества в какое-то системе не сформирован, и мы имеем ситуацию, при которой некое вещество поступает в систему из внешней среды, однократно в ней используется, после чего выводится из системы в виде каких-либо отходов, которые больше не могут быть использованы системой, то время существования такой системы будет полностью определяться количеством исходного вещества во внешней среде. При этом деградация подобной системы начнётся намного раньше, чем это исходное вещество будет полностью исчерпано, поскольку по мере уменьшения концентрации исходного вещества во внешней среде затраты на его извлечение для нашей системы будут постоянно возрастать.

Одним из важнейших недостатков созданной на данный момент человечеством техносферы является то, что в ней до конца не сформирован замкнутый цикл обращения вещества. Частично этот цикл обращения реализован в металлургии, что отчасти обусловлено тем, что энергетические затраты на получение металлов из металлического лома во ряде случаев оказываются меньше, чем при получении тех же металлов из первичной руды, то есть минерала, имеющего высокую концентрацию требуемого металла. Но для многих других техногенных материалов полноценных технологий повторного использования  либо пока не существует, либо они оказываются более затратными, чем получение тех же материалов из первичного сырья.

Здесь следует отметить, что проблема утилизации техногенных материалов и отходов стала по настоящему критичной для нашей цивилизации сравнительно недавно, только во второй половине 20-го века. Связано это с тем, что до этого момента большая часть строительных и конструкционных материалов, которые человечество использовало в экономике, имели природное происхождение, а техногенные материалы в основном использовались для изготовления инструментов и машин, с помощью которых данные природные материалы добывались и обрабатывались. При этом срок использования подобных инструментов и машин был достаточно длительным.

Переход к массовому промышленному производству с одной стороны, а также активное развитие химии, которая позволила получить множество новых техногенных материалов, привели к тому, что начиная со второй половины 20-го века одной из самых острых проблем стала проблема утилизации техногенных отходов и мусора. И в основе этой проблемы лежит тот факт, что техногенные материалы в принципе не могут быть утилизированы Биосферой, то есть тем привычным способом утилизации отходов, которым человечество до этого пользовалось многие сотни лет.

Здесь нам всем необходимо осознать очень важный момент. Биосфера в принципе не может утилизировать большинство из производимых сегодня искусственных техногенных материалов, поскольку они не могут быть ей разрушены. Часть техногенных материалов в принципе не растворима в воде, что, как было показано выше, сразу выводит их из ряда веществ, которые могут быть использованы Биосферой. Другая часть техногенных материалов, которые могут быть растворены в воде, формируют при этом так называемую «токсичную среду», то есть такую химическую среду, которая тем или иным образом нарушает протекание необходимых биохимических реакций, обеспечивающих функционирование живых клеток, либо разрушает  сами белковые структуры, из которых состоят живые клетки и их внутренние функциональные элементы.

Сложность выстраивания замкнутых циклов обращения вещества в техносфере состоит также в том, что многие используемые сегодня технологии получения тех или иных техногенных материалов или производства сложных техногенных структур, например тех же электронных микросхем, образуют в итоге помимо требуемой продукции ещё и большое количество токсичных отходов, которые либо вообще не могут быть повторно использованы, либо требуют для повторного использования применения сложных, а значит энергетически затратных и/или длительных по времени процедур восстановления.

К вопросам экономики мы ещё вернёмся позже, но на данном этапе изложения хочу отметить, что с точки зрения управления материей существует только два главных параметра, которые определяют эффективность той или иной технологии, того или иного техногенного процесса. Это количество энергии, которое мы должны истратить на выполнение данного процесса, а также время, которое нам необходимо для его полного завершения. Чем меньше мы затратили времени и энергии, тем эффективнее наш процесс. Всё остальное вторично и тем или иным образом вытекает из этих двух параметров.

Из того факта, что одним из важнейших свойств Биосферы является непрерывный цикл обращения вещества внутри Биосферы, следует ещё один важный вывод. Современная официальная наука считает, что каменный уголь, нефть, а также другие углеводородные соединения, которые сегодня составляют основу энергетики современной техногенной цивилизации, имеют биогенное происхождение. То есть, другими словами, являются остатками некогда существовавших живых организмов древней Биосферы, которые тем или иным образом накопились в недрах Планеты.

Но если бы это были именно останки живых организмов, то тогда данные вещества должны легко возвращаться обратно в круговорот вещества в Биосфере после того, как они снова оказываются на поверхности, точно также, как в этот оборот включаются останки современных живых организмов. На практике же мы имеем совсем другую картину. Нефть практически любых марок токсична для Биосферы. Её химический состав таков, что никакие из существующих живых организмов не способны не функционировать в её среде, ни разлагать эти углеводородные цепочки на составные части. И в первую очередь потому, что данные соединения не растворимы в воде. Следовательно, Биосфера в принципе не может иметь к их образованию никакого отношения. Какое бы количество останков живых существ мы не собрали в месте, мы в итоге не сможем получить в качестве результата процесса их разложения. Например, так называемый «биодизель», то есть дизельное топливо, которое получают из растительных или животных жиров, во-первых, требует специального технологического процесса производства, при котором создаются необходимые температурные условия, а также дополнительные вещества в виде одноатомных спиртов и катализаторов. А во-вторых, что важнее, «биодизель» не рекомендуется хранить более трёх месяцев из-за его разложения. То есть, даже если бы подобное вещество и могло при определённом стечении обстоятельств сформироваться из органических останков в недрах планеты, то оно должно было разложиться в течение нескольких месяцев, а не ждать «миллионы лет», пока человечество начнёт его добывать.

При этом ещё Дмитрий Иванович Менделеев высказывал мысль о том, что углеводороды и каменный уголь могут иметь небиогенное происхождение и являются продуктом именно геологических процессов в недрах Земли, а не биологических процессов на её поверхности. На сегодняшний день версия небиогенного происхождения углеводородов и каменного угля была подтверждена не только теоретически, но и практически, путём ряда опытов по получению соответствующих химических соединений под высоким давлением и при высокой температуре, которые соответствуют условиям в недрах Земли. Но, ещё раз повторюсь, что сам факт химической несовместимости углеводородов с биологическими процессами и Биосферой в целом, при которой Биосфера не может использовать оказавшуюся на поверхности нефть и её производные, что противоречит фундаментальным принципам построения и функционирования Биосферы, уже является неоспоримым доказательством небиогенного происхождения нефти и других углеводородов.

Что даёт нам  это знание с практической точки зрения? На практике это означает, что процесс синтеза углеводородов, то есть нефти и природного газа, происходит внутри нашей планеты непрерывно. Мало того, если это именно геологический процесс, то он должен происходить не только внутри нашей планеты, но и внутри других планет, если на них имеется геологическая активность. Например, на том же Марсе или спутниках планет-гигантов, где тектоническая активность уже зафиксированы. А это уже совсем другие условия для освоения этих планет, поскольку нам не придётся доставлять все энергоресурсы на эти планеты при начале их освоения или полагаться только на ту энергию, которую могут дать солнечные батареи или ядерные реакторы, которые на эти планеты всё равно необходимо будет доставлять с Земли. Мы сможем добыть необходимые энергоресурсы на месте, что резко упростит и удешевит, а значит и ускорит освоение этих планет, включая их терраформирование.
Также это означает, что нас с вами не ожидает полное истощение углеводородов, как это предрекают сторонники биогенной теории их образования. Если углеводороды являются продуктом именно геологических процессов внутри Земли, значит существует определённый  уровень их синтеза в каждый конкретный момент времени. И пока мы будем добывать нефти и газа меньше, чем их синтезируется внутри планеты, для нас этот источник энергии будет столь же неисчерпаем, как и солнечная или ветровая энергия. Несомненно, что это количество имеет некий предел, который человечество рано или поздно достигнет, но этот предел на несколько порядков больше, чем в том случае, если бы углеводороды на самом деле были продуктом деятельности биосферы на протяжении миллионов лет своего существования, как это сейчас утверждает официальная геологическая наука.

Продолжение

Потивостояние, Земля, Основы, энергетика, Биосфера, Ноосфера, Техносфера, Вернадский, нефть

Previous post Next post
Up