Начало Часть 7 Капиталистический строй
При капиталистическом строе вновь начинается полное изъятие работодателем (хозяином) у трудящихся всего произведённого продукта, как это происходило при рабовладельческом строе. Но, в отличие от рабовладельческого строя, при капитализме у работодателя и работника меняется характер отношений. Если раб считался собственностью рабовладельца и находился на его полном материальном обеспечении, то при капитализме работник уже не является собственностью работодателя, который не отвечает за полное натуральное материальное обеспечение работника. Единственная обязанность работодателя состот в том, что он должен тем или иным образом оплатить труд работника согласно договора, который заключается при найме работника. Кстати, это вовсе не обязательно должна быть именно денежная форма оплаты, просто при развитой системе денежного оборота и торговли за деньги, денежная форма расчётов становится наиболее удобной как для работодателя, так и для работника.
Изымая у работника весь произведённый им продукт, работодатель взамен выдаёт ему деньги, то есть некоторое количество прав на получение необходимых ему товаров или услуг в общей системе перераспределения, которая предоставляет ему товары и услуги за выданные деньги. При этом для работника на самом деле не важно, что из себя представляют эти деньги по своей форме. Это могут быть монеты из золота, серебра или какого-то иного металла. Это могут быть бумажные или даже пластиковые денежные знаки. Это может быть просто число в памяти компьютера, с помощью которого указывается количество денег, которыми обладает владелец счёта. Но это с тем же успехом могут быть и деревянные палочки или раковины моллюсков, насаженные на верёвочку, главное, чтобы учтённые с помощью используемых денег права на потенциальное получение товаров или услуг можно было безпрепятсвтенно обменять на необходимые владельцу данных денег товары или услуги.
Таким образом, для денег в общем-то не важно, в какой материальной или даже нематериальной форме они будут выражены. Для денег главное, чтобы их можно было в любой момент бесперпятственно обменять на необходимые товары и услуги (ликвидность). Если это требование не выполняется, например, вы не можете получть необходимые вам продукты питания когда вы голодны, то даже монеты из чистого золота потеряют для вас ценность и значимость.
Говоря о капиталистической модели производства, распределения и потребления, необходимо отметить ещё один важный момент, на который указывают далеко не всегда. Становление и развитие капитализма прямо связано с развитием и усложнением техногенной экономики и углублением разделения труда. При всех предыдущих моделях производства разделение труда было минимальным. Даже при феодализме большинство потребительских товаров производилось ремесленниками в основном по полному циклу, начиная от первичной обработки сырья и кончая получение конечного продукта. Но, по мере развития и усложнения технологий, когда число технологических этапов производства тех или иных продуктов, машин и механизмов начало включать в себя десятки и даже сотни различных операций, например, производство различных узлов, из которых в конечном итоге собирался тот или иной сложный механизм, стало очевидным, что для повышения качества и производительности, а значит и эффективности производства в целом, необходимо на каждую специфическую операцию поставить отдельного человека, который будет специально обучен хорошо выполнять именно эту данную операцию. Обучать всех работников выполнять все имеющиеся операции слишком долго и дорого. Да и не все люди в состоянии хорошо обучится большому количеству навыков. Кроме того, для качественного выполнения своей работы, работник должен наработать соответствующий практический опыт и навыки, на что также требуется время.
Подобные сложные модели производства с глубоким разделением труда неизбежно требуют введения той или иной модели учета того, кто и какое количество труда вложил в производство конечного продукта, поскольку конечный продукт, который может стать товаром и быть реализован на рынке, появляется только в конце производственной цепочки. Поэтому, даже если к моменту появления сложных технологичных производств с глубоким разделением труда у нас отсутствует денежная система учёта и оборота товаров, она неизбежно должна появиться. В противном случае процесс обмена товарами сильно усложняется, либо вообще становится невозможным из-за того, что производится не потребительский товар, а некий промышленный продукт, машина или механизм, который не может быть напрямую обменен на другие потребительские продукты. В том, что бартерная система обмена возможна, но очень неудобна, население России могло на собственном опыте убедиться в начале 1990-х годов, когда из-за фактчиеского разрушения финансовой системы и лишения предприятий оборотных средств, руководство предприятий вынуждено было перейти к бартеру. В результате производство на какое-то время удалось поддержать, но ни о какой эффективности производства уже говорить не приходилось, поскольку издержки на систему бартерного обмена и участвующих в этом обмене посредников оказывались очень большими.
По этой же причине при переходе к сложному технологическому производству с глубоким разделением труда, неизбежен переход к капитализму, в котором в основе обмена произведёнными ресурсами и продуктами лежит денежная система учёта. Капиталист, который производит какие-то машины или механизмы для промышленности, просто не в состоянии расплачиваться с работником частью произведённой этим работником продукции, так как она, как я уже отмечал выше, не пригодна для конечного потребления человеком. Он должен каким-то образом передать своему работнику право получить ту часть потребительских продуктов, которые прямо или косвенно через какое-то время будут произведены с помощью тех машин и механизмов, которые этот работник производит.
Соответственно, когда владелец швейной фабрики, где будут шить одежду, приобретает швейные машинки для своего производства за деньги, то тем самым с помощью уплаченных за эти машинки денег он передаёт хозяину производства швейных машин часть прав на то, чтобы в будущем получить сшитую на его фабрике одежду. В свою очередь, владелец фабрики по производству швейных машин, выплачивая своим работникам заработную плату деньгами, полученными от хозяина фабрики по пошиву одежды, передаёт вместе с ними право на получение части этой одежды, соответствующей заработной плате, о которой работник договорился с работодателем.
Таким образом, через денежную систему посредством передачи денег постоянно происходит перераспределение прав на получение тех или иных товаров или услуг. И чем больше денег вы смогли накопить, тем больше потенциальных прав на получение товаров или услуг в будущем вы за собой закрепили.
Обладание деньгами наделяет человека определённой властью, так как у него появляется право распорядиться по своему усмотрению некоторым количеством ресурсов, продуктов или услуг (услуги не обязательно должны оказываться именно тому, кто за них платит). В том числе и передать часть денег, а следовательно и прав на распоряжение ресурсами кому-то ещё, заставив его тем самым выполнять необходимые владельцу денег действия.
При этом следует также отметить, что деньги сами по себе не дают абсолютной власти, поскольку существуют ещё и иные права, например право собственности. Даже если у вас очень много денег, вы не можете распоряжаться на чужом предприятии. Вначале вы должны приобрести право собственности на это предприятие, потратив на это часть денег, при условии, что хозяева этого предприятия согласяться вам его продать. Кроме этого, существуют и другие формы ограничений, которые невозможно преодолеть с помощью денег, например по покупке определённых видов вооружений, обладать которыми, по крайней мере пока, могут только государства.
Из всего выше сказанного следует несколько важных выводов.
Во-первых, развитие науки неизбежно должно привести к повлению новых технологий производства как необходимых уже существующих продкутов, так и к появлению новых высокотехнологичных продуктов (своих для каждой технологической эпохи), которых до этого не существовало, и которые, со временем, постепенно переходят из предметов роскоши в продкуты регулярного и даже необходимого потребления. Особенно по мере того, как люди всё глубже погружатся в техногенную искусственную среду обитания отрываясь от первичной природной естественной среды обитания. Внедрение новых технологий производства неизбежно потребует создание высокотехнологичной экономики с глубоким разделением труда.
Во-вторых, переход к высокотехнологичной экономике с глубоким разделением труда невозможен без появления универсальной системы учёта вложенного в производство сложного изделия труда, особенно когда такое производство имеет множество этапов, длительный цикл производства, да ещё и распределено территориально, когда разные этапы выполняются в разных местах. Другими словами, появление универсальной денежной системы учёта и перераспределения товаров на её основе является обязательным для нормального фунционирования подобной сложной многоступенчатой экономики.
В-третьих, переход к высокотехнологичной экономике с глубоким разделением труда, основанной на денежной системе учёта вложенного труда и перераспределения товаров, неизбежно должен привести к переходу от феодализма, при котором сбор налогов, а также изъятие части излишков произведённых продуктов с населения осуществляется в основном в натуральной форме, к капитализму, при котором у работников изымается весь произведённый ими продукт, а в замен предоставляется право, в объёме полученных в качестве заработной платы денег, на получение части товаров или услуг из общей системы перераспределения, основанной на денежном обращении.
При этом интересен следующий момент. Если феодал осуществлял контроль над собранными излишками ресурсов непосредственно, поскольку эти излишки в конечном итоге оказывались в его хранилищах (отсюда и термин „казна“, который среди прочих имеет значение „кладовая, хранилище“), то капиталист осуществляет контроль над изымаемыми продкутами и образующимися в конечном итоге в виде прибыли излишками ресурсов через систему правовых отношений и денежного обращения. Определённые складские запасы при капитализме, несомненно, существуют, но в целом весь произведённый продкут в большей части постоянно находится в движении. Промышленный продукт перемещается от точки его производства к точке последующего использования на следующем этапе технологического цикла для производства другого продукта, пока, в конечном итоге, не будет произведён продукт непосредственного потребления человеком. Продукты непосредственного потребления (товары), в большей своей части находятся на пути от места их производства к месту их продажи конечному потребителю. Капиталист осуществляет контроль над принадлежащими ему ресурсами опосредовано, через систему права и денежного обращения.
Пока товар перемещается к конечному потребителю, право на этот товар принадлежит либо капиталисту-производителю, либо капиталисту-торговцу, который приобрёл право на данный товар у капиталиста-производителя, передав ему взамен соответствующую сумму денег. В тот момент, когда товар приобретается конечным потребителем в магазине, право на этот товар переходит от капиталиста-владельца к конечному потребителю, а взамен капиталист получает от потребителя деньги, то есть потенциальное право приобрести нужные ему ресурсы на рынке, в том числе труд своих работников.
Но главное для капиталиста на самом деле не обладание непосредственно деньгами, в какой бы сумме это не выражалось, поскольку любая, даже самая большая сумма рано или поздно закончится. Главное для капиталиста, это контроль над тем или иным процессом, который будет постоянно ему приносить всё новые и новые деньги. И этот контроль выражается в праве собственности на средства производства, которое и позволяет капиталисту в конченом итоге присваивать себе право на весь проивзедённый с помощью данных средств производства продукт.
Именно по этой причине для нормального функционирования капиталистической системы такое высокое значение приобретает гарантирование прав капиталистов на принадлежащие им товары, ресурсы и средства производства. При этом следует понимать, что в данном случае речь вовсе не стоит в том, что капиталистическая элита заинтересована в создании справедливой и честной правовой системы, которая будет защищать права всего населения. Их интересует защита и охрана в первую очередь своих собственных прав, на принадлежащие им средства производства, ресрусы и денежные средства. На интересы всего остального населения им глубоко плевать, в том числе на интересы других капиталистов, которые находятся ниже их в системе иерархии. Именно поэтому мы имеем законодательство и судебную систему, которые строжайшим образом назаказывают простое население за воровство в магазине мешка картошки, но в тоже время условные или минимальные сроки за воровство миллионов и даже миллиардов рублей из государственного бюджета. По этой же причине процветает система рейдерских захватов и отъёма собственности, когда более богатые и влиятельные кланы через подконтрольную им тем или иным образом судебную систему имеют возможность отнимать и переоформлять на себя собственность более бедных и менее влиятельных (имеющих меньше связей) кланов или капиталистов-одиночек.
Кстати, ровно тот же самый механизм с признанием или непризнанием прав собственности сейчас используется в процессе конфликта между частью российской элиты и правящими кланами западных стран. Каким образом будут реализованы „санкции“ против тех людей, которые были включены в последний опубликованный список, если они откажутся выполнять требования „хозяев“? Да очень просто. Они перестанут признавать их права собственности на принадлежащие им недвижмость, денежные средства на счетах в банках, акции зарубежных компаний и прочие ценные бумаги. Всё это будет оформлено на законодательном уровне через свои собственные суды. А если каких-то законов для осущетсвления данных процедур им сейчас не хватает, то эти законы будут достаточно быстро приняты, поскольку законодательные органы также находятся под полным контролем этих правящих кланов.
Подводя итог всему вышесказанному, ещё раз кратко повторю общую суть фцнуционирования капиталистической системы с точки зрения ресурсного метода.
При капиталистической системе производства, капиталистом изымается весь произведённый продукт, то есть, и необходимый, и избыточный. Этот продукт в конечном итоге тем или иным образом попадает в распределённую систему перераспределения товаров и услуг, в которой товары и услуги предоставляются за деньги, где деньги являются универсальной системой учёта права на получение части товаров или услуг, соразмерно имеющейся сумме денег.
Контроль за перераспределением и потреблением товаров и услуг при капиталистической системе осуществляется через финансовую систему. В том числе через систему кредитования, но эту тему мы подробно рассмотрим в следующей части.
Продолжение