Памятник Чугуновозу установлен в Туле, в промзоне, на улице Пржевальского у поворота к "верхним" проходным ПАО "Тулачермет".
Проехать к нему можно на городском автобусе №13 или №24 (остановка "ОАО Полема").
Необходимо учесть, что эти автобусы иногда не доезжают до "Завода", а разворачиваются на промежуточных конечных.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Дата съёмки: 08 марта 2014 года.
01.
02. Установлен Чугуновоз, в качестве элемента оформления подъезда к заводу со стороны Новомосковского шоссе.
03. Вагон использовался в производственном цикле для перевозки жидкого чугуна от доменных печей к разливочной машине.
Произведён вагон на нижегородском заводе "Красное Сормово", о чём можно узнать взглянув на буксы колёсных пар.
Летом 1932 г. «Красное Сормово» получило новый заказ - освоить для нашей чёрной металлургии производство прокатных станов /630 и 450 мм/ и первых в СССР сварных шлаковозов, чугуновозов, тележек и вагонеток для изложниц.
04. Чугуновоз - устройство, предназначенное для приема выпускаемого из доменной печи жидкого чугуна и транспортирования его к местам разливки или дальнейшей переработки на сталепрокатном заводе.
Чугуновоз состоит из следующих основных узлов:
- чаши
- опорного кольца
- механизма опрокидывания чаши
- рамы с автосцепками
- ходовой части
- электрооборудования.
Вместимость наиболее распространенных ковшей для чугуновозов составляет 11 куб.м и 16 куб.м
05. Чаша представляет собой круглую (со сферическим дном) отливку из углеродистой стали, предназначенную для приема выпускаемого из доменной печи жидкого чугуна и транспортировки его к месту переработки.
Четыре углубления на лапах чаши образуют замок с четырьмя выступами опорного кольца, обеспечивая тем фиксацию чаши и опорного кольца.
В нижней части чаши расположены четыре опорные площадки для замков, при помощи которых чаша закрепляется в опорном кольце.
Опорное кольцо, предназначенное для крепления на нем чаши, представляет собой стальную отливку, в стенках которой имеются сквозные овальные отверстия, улучшающие условия охлаждения чаши.
Механизм опрокидывания чаши состоит из электродвигателя, самотормозящей муфты, редуктора и системы зубчатых передач. Выходная вал-шестерня редуктора входит в зацепление с зубчатым сектором.
06. Чугновозы бывают двух видов
- самоходные
- несамоходные
Передвижение несамоходного чугуновоза по железнодорожным путям осуществляется с помощью локомотива.
Чугуновозы самоходные предназначены для транспортирования одного или двух ковшей из-под конвертера в пролет передачи ковшей, подачи порожних ковшей под конвертер, а также очистки пути и плит под конвертером.
07. У Чугуновоза нет тормозов.
Я так понимаю, что это связано с очень высокой температурой груза, опасной для шлангов, частыми операциями сцепки/расцепки и допустимостью медленного перемещения вагонов по территории завода.
08. Вблизи вагон выглядит массивнее, чем на фотографии.
09. Механизмы вагона выглядят исправными.
Красные рычаги приводят в движение элементы сцепных устройств.
10. Интересным способом реализован дренаж чаши вагона от дождя и снега.
11. Любопытно, что четверть чаши невидимая с дороги недокрашена :)
Координаты:
54° 9'7.40"С
37°42'40.68"В