Танк Т-26 (Ленино)

Jun 05, 2020 07:08

Советский лёгкий танк Т-26 из коллекции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея.
Дата съёмки - 18 марта 2020 года.

01.




02. В конце 1920-х годов, после десятилетия поиска оптимальной конструкции танка своими силами (Рено-русский, Т-18/МС-1), советское руководство обратило внимание на иностранные образцы.
Это совпало с моментом, когда опыт Великой войны был окончательно переосмыслен ведущими мировыми танкостроителями.
Например, в Англии появился новый танк Vickers Mk E (aka Vickers 6-ton), который не пришёлся ко двору собственной армии (там были сложные бурления на тему танка будущего) и оказался выставленным на продажу на экспорт.
После знакомства советской делегации с конструкцией машины, она была приобретена со всей конструкторской документацией и лицензией на производство.

Подобные акции советские закупочные комиссии проводили в конце 1920-х и в 1930-х годах по всему миру.
Приобретались лучшие доступные образцы, технологии их производства и вся конструкторская документация.
Так в сельском хозяйстве СССР появились первые массовые колёсные и гусеничные тракторы Фордзон-Путиловец, Универсал-2, СХТЗ-15/30, Сталинец С-60.
В авиации лицензионным был Ли-2.
В автомобилестроении прямыми копиями иностранцев были ГАЗ-А, ГАЗ-АА, основанными на иностранных технологиях - АМО-Ф-15 и ЗИС-5.
В танкостроении были куплены технологии и конструкция Т-26 и БТ (шасси).
В артиллерии, например, 45-мм ПТП 19-К была разработана путём замены ствола лицензированной немецкой 37-мм пушки Rheinmetall 1930-го года.
Было приобретено несколько крупных и не очень надводных кораблей.
Все эти и многие другие образцы принесли в СССР технологии, которые были использованы в Индустриализации советского народного хозяйства.
В начале 1920-х Советская Россия была крайне технологически отсталым государством, но всего за 20 лет, при помощи грамотной политике технологических заимствований и вложений в капитальное строительство заводов, фабрик и электростанций, сумела сделать огромный скачок, догнав к началу 1940-х ведущие мировые страны.
Далось это не просто, но сам факт впечатляет.



03. Одним из образцов, принёсших в страну новые технологии, и стал танк Т-26.
История его развития заслуживает отдельного рассказа (и эти рассказы есть в массе).
Остановимся на той машине, которая стоит в Ленино-Снегирёвском музее.
Это однобашенный танк, вооружённый 45-мм танковой пушкой 20-К (адаптированной под установку в танк упомянутой выше 19-К).
В 1932-м году первоначальная двухбашенная пулемётная конфигурация, приобретённая у англичан, была модернизирована советскими инженерами с разработкой совершенно новой башни и установкой в неё 45-мм пушки.
В процессе массового выпуска конструкция танка постоянно улучшалась и оптимизировалась.
По некоторым признакам, этот танк можно отнести к выпуску 1933-1934 годов.
В частности, об этом говорит форма рубки механика-водителя (на более поздних образцах она выступает вперёд из подбашенной коробки).
Так же у этого образца ранний люк доступа к трансмиссии на верхней лобовой детали (откидывается назад, а не вперёд).



04. Эта машина была потеряна Красной Армией в 1942 году в районе Мясного Бора (деревня в 35 км севернее Великого Новгорода).
Нашли её в 1989, привели в порядок и через некоторое время Т-26 оказался здесь, в музее.
Что тут с ним происходило неясно, но после нескольких лет стояния подвижная бронировка орудия оказалась расколота ( на старых фото она целая).



05. Задняя часть танка с характерным воздуховодом системы охлаждения.
Двигатель Т-26 имел воздушное охлаждение (как Запорожец).
Для условий эксплуатации на территории СССР - это вполне подходящее решение.
Нет необходимости в антифризе и опасности "разморозки" жидкостной системы охлаждения при не слитой в сильный мороз воде.



06. Решётка маслорадиатора.
На более поздних версиях этот элемент закрыт волнистой крышкой, защищавшей двигатель от заливания водой в дождь, а в бою препятствующей попаданию зажигательной жидкости или прокола радиатора штыком вражеского пехотинца (были случаи в Испании).



07. Башня танка.
Сложно сказать, где тут оригинальные детали, а где заплатки и позднее макетирование.



08. Смотровая щель и пистолетный порт.
Закрывались заслонками изнутри.
На танках БТ с такой же башней использовались выпадающие наружу пробки.



09. Сварная маска пушки.
С непонятной трещиной, полученной в музее.



10. Пушка и спаренный с ней пулемёт.
Для того, чтобы скрыть повреждения подвижной бронировки подняты на максимальный угол возвышения.



11. Крыша башни с различными приборами.



12. Квадратные люки.
На более поздних моделях на месте правого люка была устроена круглая турель с зенитным пулемётом.



13. Ведущее колесо переднего расположения.
В то время это была нормальная схема для лёгких танков (а иногда и тяжёлых).
Сейчас её используют, в основном, на гусеничных транспортёрах и тягачах.
Двухвенцовая звёздочка, часть которой была "восстановлена" при реставрации танка.



14. Опорная тележка.
Хорошо узнаваемый элемент танка Vickers 6-ton и всех его наследников.
Состоит из четырёх пар обрезиненных катков малого диаметра, два из которых закреплены на шарнире на одном конце жесткого коромысла, а ещё два подвешены на многолистовой рессоре, прикрепленной другим концом к тому же коромыслу.
Сами катки разных типов.
Поздние (с тонким бандажом и болтами) и ранние (почти полностью из резины).



15. Направляющее колесо заднего расположения.



16. Гусеница.
Большая часть звеньев похожа на настоящую.
Но в районе правого ленивца есть несколько звеньев со странными гребнями, крупных фото которых я, к сожалению, не сделал.



Координаты:
55°52'52.54"С
37° 3'8.42"В


военная техника, бронетехника, Московская область, музей, памятники

Previous post Next post
Up