В конце июня 2019 года в Тульском парке Патриот появился новый экспонат - американский средний танк M4A2(76)W Sherman
Дата съёмки - 06 июля 2019 года.
01.
02. Установили его в левой части парка перед первым ТМУ, рядом с Т-34-85 и макетом Т-37А.
03. История этого танка достаточно любопытна.
В рамках Ленд-Лиза он был отправлен в СССР на транспорте SS Thomas Donaldson в составе арктического конвоя JW-65.
Почти дойдя до Мурманска, Томас Дональдсон был торпедирован немецкой подводной лодкой U-968 (или U-995) 20 марта 1945 года.
Корабль затонул на глубине около 60 метров в полумиле от острова Кильдин.
В начале 2000-х годов в результате поисковой операции место кораблекрушения было найдено.
Моряки Северного Флота ВМФ РФ обследовали судно и подняли часть оборудования и груза.
С Дональдсона подняли несколько орудий, дорожный каток (
рассказ mib55), фрагменты паровозов и много других грузов.
Первый танк M4A2(76)W был поднят в 2014 году.
В последующие годы подъёмные работы были продолжены.
На канале Министерства Обороны РФ есть видео об этих работах, где хорошо показан процесс подъёма и состояние машин:
Click to view
Управление поисковых и аварийно-спасательных работ Северного Флота использует место крушения Томаса Дональдсона, как учебно-тренировочный полигон для своих подразделений.
В результате этих тренировок на поверхность поднимаются уникальные образцы техники, которые затем восстанавливаются и передаются в музеи.
К 2019 году танков Шерман поднято уже шесть штук.
Этот танк М4А2(76)W Шерман, заводской номер S64441, выпущен заводом Fisher Tank Arsenal в городе Гранд Блан, штат Мичиган в конце декабря 1944 года.
Танк поднят на поверхность килекторным судном КИЛ-143 аварийно-спасательного отряда Северного флота 24 июля 2018 года.
После подъёма выглядел вот так:
(спасибо камраду northfox51
northfox51 за подробности и фото)
04. M4 «Шерман» (англ. M4 Sherman) - основной американский средний танк периода Второй мировой войны.
Широко использовался в американской армии на всех местах боевых действий, а также в больших количествах поставлялся союзникам (в первую очередь Великобритании и СССР) по программе ленд-лиза.
05. После Второй мировой войны «Шерман» состоял на вооружении армий многих стран мира, а также участвовал во множестве послевоенных конфликтов.
В армии США M4 состоял на вооружении вплоть до окончания Корейской войны.
Название «Шерман» (в честь американского генерала времён Гражданской войны Уильяма Шермана) танк M4 получил в английской армии, после чего это название закрепилось за танком в американской и других армиях.
У советских танкистов имел прозвище «эмча» (от М4).
06. M4 стал основной американской танковой платформой во время Второй мировой войны, на его базе было создано большое количество специальных модификаций, САУ, инженерной техники.
07. Всего с февраля 1942 года по июль 1945 года было выпущено 49 234 танка (не считая танков канадского производства).
Это один из самых массовых танков в мире (после Т-34), а также наиболее массовый танк американского производства.
08. На момент съёмки танк был окружён загородкой с надписями о проведении реставрационных работ.
Башня повёрнута назад в транспортное положение.
Надеюсь, что её со временем вернут в походное или боевое положение стволом вперёд.
09. Башня - литая, цилиндрической формы с кормовой нишей.
Диаметр погона - 1750 мм.
Толщина брони лба башни 76 мм, борта и кормы башни 51 мм.
10. Лобовая часть башни скошена под углом 60 градусов.
Подвижная маска пушки - литая, почти полностью закрывающая переднюю часть башни.
Толщина маски пушки - 89 мм.
11. На левом борту башни большая амбразура для стрельбы из личного оружия экипажа, закрытая бронезаслонкой.
12. Длинноствольная 76-мм пушка М1.
Обладала значительно лучшей бронепробиваемостью, чем 75-мм пушка M3 которую ставили на ранние модификации танка M4.
Это орудие начали устанавливать на Шерманы в январе 1944 года.
Все танки получившие такую пушку имеют обозначение "(76)" в индексе машины (в нашем случае - M4A2(76)W).
13. Корма танка.
Имитация складной полочки и решётка в нижней части - новодельные.
Родные детали за 63 года сгнили в солёной воде Баренцева моря.
Сама кормовая деталь - оригинальная.
14. Крыша моторного отделения.
Под ней находилась спарка шестицилиндровых дизелей GM 6046, мощностью 375 л. с.
Этот вариант двигательной установки в индексе машины обозначен, как "A2" (M4A2(76)W)
Оригинальный двигатель был разрушен коррозией, поэтому внутри МТО пусто.
15. Передняя часть крыши корпуса.
16. Нижняя лобовая деталь.
Литая, толщиной 51 мм, изготовленная единым элементом (поздний вариант).
Внутри неё находится трансмиссия.
17. Верхняя лобовая деталь.
Угол наклона 47 градусов, толщина 51 мм.
Курсовой пулемёт на своём месте отсутствует.
Частично сохранился кронштейн крепления орудия по-походному.
Кронштейны на башне предназначены для походного же крепления зенитного пулемёта.
Фары и их ограждения - новодельные.
18. Борта танка плоские, без дополнительных экранов.
Это признак "мокрой" боеукладки, которая даёт букву "W" в индексе машины (M4A2(76)W).
Мокрыми укладки назывались по той причине, что между кассетами со снарядами размещались специальные бачки.
Летом они заполнялась водой, а зимой - антифризом.
Это заметно снижало вероятность детонации боеукладки при попадании вражеского снаряда.
19. На бортах танка нанесены сервисные надписи по трафарету.
20. Они выполняли функции краткой инструкции по приведению танка в рабочее состояние после доставки в СССР из Англии.
(ещё одно спасибо
northfox51 за трафарет)
21. Фактически это номера партии и отметки ОТК.
22. Так как танки предполагалось доставлять в СССР морем и неоднократно перегружать кранами, к корпусу приварены несколько мощных петель.
Маркировка отмечает их, как подходящие места для фиксации тросами к кораблю и как точки подвеса к подъёмному крану.
23. Ходовая часть в оригинальном виде.
Передние ведущие колёса с цевочным зацеплением (звёздочка).
По шесть попарно сблокированных в тележки одинарных опорных катков с каждой стороны.
В верхней части тележек - поддерживающие катки.
Бортовые полочки над гусеницами, как и передние и задние крылья - новодельные.
24. Правая сторона ходовой части.
Пришлось немного отодвинуть заборчик, на что тут же раздалось бурчание охраны.
25. Тринадцатиконечная звезда.
Интересно, почему выбрано такое число?
26. Гусеница - двухгребневая, мелкозвенная, с резинометаллическим параллельным шарниром, шириной 420 мм, 79 траков.
Состояние шарниров, пролежавших 63 года в море, оставляет желать лучшего.
Интересно, этот танк в нынешнем состоянии может катиться в принципе или его можно перемещать только краном?
27. Опорные катки.
28. Опорные катки объединены в тележку - узел парной блокированной подвески VVSS с буферными пружинами.
VVSS - The Vertical Volute Spring System - пружины имеют вертикальное расположение.
В верхней части тележки виден поддерживающий каток.
В центре - буферная пружина.
29. D47528 OSF?
30. Направляющее колесо (ленивец) заднего расположения.
Ленивцы в движителях танков и тракторов используются для регулировки натяжения гусениц.
Они могут перемещаться вперёд и назад, тем самым ослабляя или натягивая гусеницу.
31. Взаимное расположение элементов ходовой части в вертикальной плоскости.
32. Трак с приваренным стальным протектором в виде шеврона.
В документах обозначался как T54E1 или T54E2.
Координаты:
54°11'18.20"С
37°39'28.11"В
Шерманы с Томаса Дональдсона:
- В Сафоново, восстановлен до ходового состояния (реставрация) ( рассказ avp23649);
- В Санкт-Петербурге в артиллерийском музее (сайт музея);
- На Дальнем Востоке, восстановлен до ходового состояния (неоригинальный двигатель, крылья от БМП и другие странные детали) (видео с подготовки парада в Хабаровске, в котором танк участия не принял);
- В Санкт-Петербурге, используется на выставках, восстановлен в ремонтно-восстановительном батальоне бригады материально-технического обеспечения Западного военного округа (линк);
- В Рязани в автомобильном музее (местные новости про музей);
- В Туле в парке Патриот.
UPD (август 2019):
Башню повернули и закрепили в походном положении, поставили фары и зеркало, покрасили гусеницы.