Несколько недель назад, в районе ТулаЧерМета, мне попался на глаза старый трактор Т-150К.
01.
02. Разработали его почти 50 лет назад, как часть "дуплекса" в паре с гусеничным трактором Т-150.
Советские инженеры решили создать два трактора на единой базе, отличающиеся только движителем и некоторыми деталями.
У одного это были гусеницы, а у второго большие колёса.
Преимущества гусеничного - лучшая проходимость и большее тяговое усилие (на 20-30%).
Зато колёсный может перемещаться по обычным дорогам, делает это быстрее и является более надёжным.
Любопытно, что поворачивает колёсный трактор при помощи "ломающейся" рамы.
Рулевое управление изменяет угол между передней и задней частями трактора, поворачивая их на большом шарнире, находящемся позади кабины.
03. Интересная особенность гусеничного Т-150 - это его трансмиссия.
Трактор имеет четыре диапазона скоростей (замедленный, рабочий, транспортный и задний).
В каждом диапазоне есть несколько передач (три или четыре), при этом переключение происходит при помощи специальных муфт без разрыва потока мощности.
Это похоже на коробку-автомат.
Благодаря раздельному двухпоточному приводу левой и правой гусениц, трактор может совершать повороты без остановки одной из них.
При этом управляют этой машиной, как машиной (в смысле автомобилем) при помощи руля.
Некоторые Т-150 были выпущены в бульдозерной версии Т-150Б.
(фото
Andrew Butko, multi-license with GFDL and CC-BY-SA)
04. Колёсные же Т-150К стали более универсальной платформой.
Из база была длиннее и они могли нести больше разнообразного оборудования.
Например, как этот заводской экземпляр с бортовой грузовой платформой.
Пахать на металлургическом производстве нечего, зато нужно возить между цехами грузы и таскать прицепы по сложным поверхностям (руда, кокс, всякие рельсы, камни и канавы).
05. Самое интересное, что оба варианта трактора производятся до сих пор.
Конечно, они неоднократно модернизировались и уже совсем не те же самые, что выпускались с 1975 года.
Колёсный теперь называется ХТЗ-150К-09.172.00 (примерная цена 4-5 миллионов рублей) и выглядит гораздо современнее.
06. Гусеничный сейчас выглядит попроще, зато на этой фотографии отлично видно, что у него есть руль, а не два рычага, как у его предшественника Т-74.
Текущая модель называется Т-150-05-09.