В Ростове-на-Дону есть большой музей железнодорожного транспорта.
Находится он на станции Гниловская.
Проехать к нему можно на городском общественном транспорте (из центра троллейбус №12, автобус и маршрутка №4; остановка "Богачёва", в Железнодорожном районе города).
В ста пятидесяти метрах, по направлению движения троллейбуса, будет поворот налево - Казачий переулок, в конце которого расположена проходная музея.
Сотрудники музея были вполне доброжелательны, предложили сложить наши вещи в одном из помещений и разрешили залезать в любую открытую технику.
Мы были единственными посетителями в это прохладное весеннее рабочее утро 17 марта 2016 года.
01.
Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. Кроме паровозной классики в музее представлены тепловозы, электровозы, подвижной состав, строительная техника и узкоколейные поезда.
Про тепловозы, электровозы и технику -
вторая часть.
В музее несколько десятков паровозов.
Вот они, в алфавитном порядке:
03. 9П-320
Тип: маневровый танк-паровоз.
Осевая формула: 0-3-0.
Выпускался в СССР с 1935 по 1957 годы.
9П-320 построен в 1949 году на Заводе им. Ф.Э.Дзержинского в Муроме.
Такой же можно увидеть
в Орле.
(
wiki)
Два Ленд-Лизовских паровоза, выпущеных в США для СССР (тип Е).
Топку от похожего паровоза типа Еф можно увидеть
в Иркутске.
04. Еа-3510
Тип: грузовой паровоз.
Осевая формула: 1-5-0.
Выпущен в США на заводе ALCO в 1945 году.
(
wiki)
05. Ем-4239
Тип: грузовой паровоз.
Осевая формула: 1-5-0.
Выпущен в США на заводе Baldwin в 1945 году.
Имеет естественный вид паровоза, много лет простоявшего на хранении.
(
wiki)
Чаще всего я встречал памятники-паровозы типов Л и Э.
Паровоз Л-3476 я видел в составе бронепоезда на станции Тула-1 в
2015 и
2017 годах,
Л-0282 в Железнодорожном музее Калининграда,
Л-2182 в Улан-Удэ,
Л-3507 на Детской Ж/Д в Иркутске.
В этом музее есть две "Лебедянки" и шесть "Эхо" (ниже по тексту).
06. Л-0029
Тип: магистральный грузовой паровоз
Осевая формула: 1-5-0.
Выпускался в СССР с 1945 по 1955 годы.
Л-0029 выпущен в 1946 году в Коломне.
(
wiki)
07. Л-0270
Тип: магистральный грузовой паровоз
Осевая формула: 1-5-0.
Выпускался в СССР с 1945 по 1955 годы.
Л-0270 выпущен в 1948 году в Коломне.
(
wiki)
08. ЛВ-0333
Тип: магистральный грузовой паровоз.
Осевая формула: 1-5-1.
Выпускался в СССР с 1952 по 1956 годы.
ЛВ-0333 выпущен в 1956 году на Ворошиловградском заводе имени Октябрьской революции.
(
wiki)
09. ТЭ-322
Тип: немецкий военный паровоз.
Осевая формула: 1-5-0.
Выпускался в Германии с 1942 по 1950 годы.
Первоначальное обозначение Паровоз тип 52 или BR 52.
Эти паровозы были получены СССР в качестве трофеев по итогам Второй мировой войны.
Тип ТЭ расшифровывается, как Трофейный, аналогичный типу Э.
ТЭ-322 построен в 1942 году в Вене на Lokomotivfabrik Floridsdorf.
Похожий паровоз ТЭ-4564 можно увидеть
в Железнодорожном музее Калининграда.
(
wiki)
10. СО17-2724
Тип: магистральный товарный паровоз.
Осевая формула: 1-5-0.
Выпускался в СССР с 1934 по 1951 годы.
СО17-2724 построен в Улан-Удэ в 1947 году.
(
wiki)
11. Су-250-64
Тип: пассажирский паровоз.
Осевая формула: 1-3-1.
Выпускался в СССР с 1924 по 1941 и с 1947 по 1951 годы.
Су-250-64 построен в 1948 году.
Такой же паровоз Су205-91 можно увидеть
в Улан-Удэ.
(
wiki)
В музее есть два паровоза типа ФД - "Феликс Дзержинский".
Я видел паровоз того же типа - ФД20-1535
в Узловой.
12. ФД20-1562
Тип: магистральный грузовой паровоз.
Осевая формула: 1-5-1.
Выпускался в СССР с 1931 по 1942 годы.
ФД20-1562 построен в 1937 году на Ворошиловградском заводе имени Октябрьской революции.
(
wiki)
13. ФД20-1679
Тип: магистральный грузовой паровоз.
Осевая формула: 1-5-1.
Выпускался в СССР с 1931 по 1942 годы.
ФД20-1679 так же построен в 1937 году на Ворошиловградском заводе имени Октябрьской революции.
(
wiki)
Самый широко представленный в музее тип паровозов - Э.
Это не удивительно, если учесть, что паровозы типа Э производились с перерывами с 1912 по 1957 годы.
Паровозов Э всех индексов было выпущено не менее 10853 штук.
В течение всего периода производства базовый проект паровоза серии Э последовательно улучшался, в качестве конструктивных разновидностей (подтипов) и подсерий: Эу (1926-1930 гг.); Эм (1931-1934 гг.); Эр (1934-1936 гг.).
В течение 1944 года, производство наиболее удачной подсерии - Эр было возобновлено на Коломенском заводе по улучшенному проекту "П-28".
С 1947 года крупносерийное производство паровозов серии Эр (по проекту П-28 Коломенского завода), для сети дорог СССР, было развёрнуто в Польше, Венгрии, Чехословакии, Румынии, где в конструкцию вносились улучшения с учётом опыта эксплуатации на сети дорог СССР и местных технологических особенностей производства.
Я встречал паровозы Э в нескольких местах.
Эу-709-81 на Байконуре ,
Эр-787-70 в Брянске,
Эр-787-75 в Новомосковске.
14. Эм721-68
Тип: грузовой паровоз.
Осевая формула: 0-5-0.
Тип Эм выпускался с 1931 по 1934 годы.
Эм721-68 построен в 1933 году на Харьковском заводе.
(
wiki)
15. Эм729-29
Тип: грузовой паровоз.
Осевая формула: 0-5-0.
Тип Эм выпускался с 1931 по 1934 годы.
Эм729-29 построен в ???? году на Луганском(?) заводе.
(
wiki)
16. Эр739-99
Тип: грузовой паровоз.
Осевая формула: 0-5-0.
Тип Эр выпускался с 1934 по 1936 годы.
Эр739-99 построен в 1936 году на Брянском паровозостроительном заводе "Красный профинтерн".
(
wiki)
17. Эр750-11
Тип: грузовой паровоз.
Осевая формула: 0-5-0.
Тип Эр (П-28) выпускался в 1944 и с 1947 по 1956 годы.
Эр750-11 построен в 1944 году на Коломенском паровозостроительном заводе.
(
wiki)
18. Эр762-78
Тип: грузовой паровоз.
Осевая формула: 0-5-0.
Тип Эр (П-28) выпускался в 1944 и с 1947 по 1956 годы.
Эр762-78 построен в 1951 году на Combinatul Siderurgic Resita; Malaks (Румыния).
(
wiki)
19. Эу709-84
Тип: грузовой паровоз.
Осевая формула: 0-5-0.
Тип Эу выпускался с 1926 по 1930 годы.
Эу709-84 построен в 1930 году на Луганском паровозостроительном заводе.
(
wiki)
В музее есть ещё паровозы не попавшие мне в кадр.
Например, П36-0218 от которого была только табличка, а сам он
ушёл в очередной рейс.
Сведения о работе музея с
rzd-expo.ru (по состоянию на июнь 2017):
Экспозиция натурной железнодорожной техники музея истории Северо-Кавказской железной дороги на станции Гниловская
Адрес: 344033 г. Ростов-на-Дону, пер. Казачий, 44а.
Телефон: +7 (863) 238-28-95
Проезд: автобус № 4, троллейбус № 12 от Центрального рынка до остановки «База» или электропоезд с пригородного ж.д. вокзала в направлении на Таганрог (через Гниловскую), остановка «О.п. Гниловская».
Режим работы:
вторник - воскресение с 10:00 до 17:00
выходной: понедельник.
Стоимость входного билета составляет:
для школьников - 50 руб.
для студентов - 60 руб.
для взрослых - 100 руб.
Экскурсионное обслуживание:
для школьников и студентов - 250 руб.
для взрослых - 350 руб.
Координаты:
47°11'25.57"С
39°38'12.03"В