57-мм противотанковая пушка образца 1941 года (ЗИС-2) установлена в Парке Дома офицеров города Байконур (Казахстан).
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 14 июля 2015 года.
01.
Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. Мемориальный комплекс и вечный огонь.
03. Каменный "кубик" огороженный цепочкой.
04. Вечный огонь не горит.
05. Неожиданно было встретить противотанковую пушку посреди Казахских степей, откуда до любых танков противника тысячи километров.
Космические и
ядерные ракеты,
поршневые и
турбовинтовые самолёты и, даже,
паровоз - смотрятся гораздо гармоничней в городе-космодроме.
06. На
табличке цитата из wikipedia:
57-мм противотанковая пушка образца 1941 года (ЗИС-2[1]) (индекс ГРАУ - 52-П-271) - советская противотанковая пушка периода Великой Отечественной войны.
Данное орудие, разработанное под непосредственным руководством В. Г. Грабина, в 1940 году, являлось, на момент начала серийного производства, самой мощной противотанковой пушкой в мире.
Прямо так, со сноской после ЗИС-2.
07. Пушка была настолько мощной, что в 1941 году орудие не имело достойных целей, что и привело к снятию её с производства ("в связи с избыточной бронепробиваемостью" - цитата), в пользу более дешёвых и технологичных пушек.
Однако, с появлением в 1942 году новых тяжелобронированных немецких танков "Тигр", производство орудия было возобновлено.
08. На базе ЗИС-2 была создана танковая пушка, это орудие устанавливалось на первые советские серийные противотанковые самоходные артиллерийские установки ЗИС-30.
57-мм пушки ЗИС-2 воевали с 1941 по 1945 год, позже, в течение долгого времени, состояли на вооружении Советской армии.
В послевоенное время многие орудия были поставлены за рубеж и, в составе иностранных армий, приняли участие в послевоенных конфликтах.
Орудие позднего выпуска с откидным верхним щитом (после 1943 г.)
09. Официальное задание на проектирование 57-мм противотанковой пушки было выдано заводу № 92 в июне 1940 года, а тактико-технические требования к орудию были утверждены несколько позже, 10 сентября, когда работы над орудием были в самом разгаре.
Первоначально орудие получило заводской индекс Ф-31.
При проектировании орудия Грабиным была использована конструктивно-технологическая схема опытного 76-мм полкового орудия Ф-24, успешно прошедшего полигонные испытания, но не принятого на вооружение.
Исходная конструкция была существенно доработана - была изменена конструкция и расположение накатника, применён тормоз отката с постоянной длиной отката, уменьшен максимальный угол возвышения, применены постоянные сошники, внесён ряд иных изменений.
Ключевой особенностью новой пушки стало использование длинного (73 калибра) ствола.
Одновременно, был решён вопрос с выстрелом - в качестве его гильзы была принята стандартная гильза от 76-мм дивизионной пушки с переобжатием дульца гильзы на калибр 57 мм.
Такое решение упрощало производство боеприпасов, а также в будущем позволило почти без изменений использовать затвор ЗИС-2 при создании новой 76-мм дивизионной пушки ЗИС-3.
10. При проектировании классической противотанковой пушки, Грабин столкнулся с проблемой выбора калибра орудия.
Расчёты показали бесперспективность калибра 45-мм с точки зрения резкого роста бронепробиваемости.
Различными исследовательскими организациями рассматривались калибры 55 и 60 мм, но в итоге было решено остановиться на калибре 57 мм.
Орудия данного калибра применялись в царской армии и флоте (пушки Норденфельда и Гочкиса), кроме того, 57-мм пушками Гочкиса были вооружены трофейные английские танки Mark V, состоявшие на вооружении Красной армии (хотя к началу 30-х годов все орудия данного типа были уже и сняты с вооружения).
11.
ЗИС-2 обр. 1941 года имели стволы как со свободной трубой, так и моноблоки, ЗИС-2 обр. 1943 года - только моноблоки.
Ствол со свободной трубой состоит из кожуха, казённика, свободной трубы, передней и задней обойм.
Ствол моноблок состоит из трубы, казённика, муфты, передней и задней обойм.
Труба служит для направления полёта снаряда и придания ему вращательного движения, канал трубы разделяется на нарезную часть и патронник, соединяемые коническим скатом, в который при заряжании упирается ведущий поясок снаряда.
Нарезная часть имеет 24 нареза постоянной крутизны, длина хода нарезов 30 калибров, глубина нарезов 0,9 мм, ширина нареза - 5,34 мм, ширина поля - 2,1 мм. Камора длиной 505,8 мм, объёмом 2,05 дм3.
Длина ствола - 73 калибра (4,16 м).
12. Казённик служит для размещения и закрепления деталей затвора и полуавтоматики, представляет собой массивную стальную отливку.
Муфта служит для соединения ствола и казённика.
Кожух, передняя и задняя обоймы предназначены для соединения всех деталей ствола, а также для обеспечения крепления ствола и противооткатных устройств.
13. Затвор клиновой с опускающимся вниз клином и полуавтоматикой механического (копирного) типа.
Состоит из запирающего, ударного, выбрасывающего механизмов и полуавтоматики.
Полуавтоматика затвора (состоящая из закрывающего механизма и копирного устройства) обеспечивает автоматическое открывание и закрывание затвора, заряжание и выстрел происходят вручную.
Для производства выстрела служит спусковой механизм кнопочного типа.
На этом экземпляре затвор приоткрыт и ствол просматривается насквозь (но сильно забит мусором).
14. Можно пересчитать нарезы и убедиться, что их действительно 24.
15. Механизмы наведения орудия служат для его наводки в вертикальной и горизонтальной плоскости и состоят из подъёмного и поворотного механизмов.
Подъёмный механизм секторного типа, размещён с левой стороны орудия.
Состоит из червячной и конической передач, шарнирного привода, вала с шестернями и двух секторов, закреплённых на верхнем станке.
Поворотный механизм винтовой толкающего типа, размещён с левой стороны орудия, обеспечивает наведение в горизонтальной плоскости вправо на 30 градусов и влево - на 27 градусов.
В маховике поворотного механизма смонтирован кнопочный спуск.
Усилие на маховике подъёмного механизма составляет около 4 кг, поворотного - около 4,8 кг.
16. Тяга шарнирного привода вертикального наведения выходит из-за щита и соединяется через карданный механизм с червячной передачей (в центре снимка, прикрыта кожухом).
17. Люлька служит для направления движения ствола при откате и накате, а также для размещения противооткатных устройств и представляет собой корытообразную стальную отливку.
Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката и воздушно-гидравлического накатника.
Тормоз отката смонтирован под стволом, накатник - над стволом; их соединение со стволом осуществляется при помощи передней и задней обойм.
Тормоз отката наполняется жидкостью стеол (глицериновая жидкость) или веретённым маслом в количестве 4 л (в пушках обр. 1943 года - 4,4 л), накатник - также стеолом в количестве 4,27 л и воздухом под давлением 25-28 атм (накатник пушек обр. 1943 года заполняется стеолом, а также воздухом либо азотом при начальном давлении 32 атм).
Нормальная длина отката составляет 970-1060 мм, предельная - 1100 мм.
При выстреле противооткатные устройства откатываются вместе со стволом.
18. Уравновешивающий механизм предназначен для уравновешивания качающейся части орудия (имеющей из-за длинного ствола перевес на дульную часть) относительно цапф люльки, что облегчает работу подъёмного механизма.
Механизм пружинный, тянущего типа, смонтирован в двух цилиндрах, закреплённых на верхнем станке.
На снимке цилиндры уравновешивающего механизма прямо под люлюкой.
Внешне похожие цилиндры у колёс (с острыми штырями) - амортизаторы подвески.
Нижний щит в походном положении (поднят, увеличив дорожный просвет).
19. Станины раздвижные, выпускались в двух вариантах: коробчатые (на орудиях обр. 1941 года) и трубчатые (на орудиях как образца 1941 года, так и образца 1943 года).
К станинам приварены шкворневые лапы, поручни и кронштейны правИл, а также приклёпаны сошники.
20. Ход орудия состоит из боевой оси с подрессориванием и колёс.
Боевая ось прямая, представляет собой балку двутаврового сечения с цилиндрическими концами.
Подрессоривание пружинное, собрано в двух цилиндрах, закреплённых на концах боевой оси (см. фото 18).
При разведении станин подрессоривание отключается автоматически.
Колёса дисковые, от грузового автомобиля ГАЗ-АА, но с изменённой ступицей.
Шина заполнена изнутри губчатой резиной.
Координаты:
45°36'54.06"С
63°19'18.67"В