Отрочество. Часть 9

Sep 06, 2010 10:51

Продолжение главы III. Отрочество.
См. Часть  1,  2,   3,  4,  5,  6,  7,  8.
См также главы:
Глава I. Довоенное детство. Части 1 - 15.
Глава II. Военное детство. Части 1 - 20.

клевета на современный Ленинград

В этом Постановлении критиковали еще одного поэта-сатирика - Александра Хазина. Он написал пародию на «Евгения Онегина» - 11 главу «Возвращение Онегина». Эти стихи уже были опубликованы и я их читал. Они были смешные и мне нравились:

В трамвай садится наш Евгений.

О, бедный милый человек!

Не знал таких передвижений

Его непросвещенный век.

Судьба Евгения хранила,

Ему лишь ногу отдавило,

И только раз, толкнув в живот,

Ему сказали: «Идиот!»


Он, вспомнив древние порядки,

Решил дуэлью кончить спор,

Полез в карман... Но кто-то спер

Уже давно его перчатки,

За неименьем таковых

Смолчал Онегин и притих.

А в Постановлении было написано, что в стихах Хазина «Возвращение Онегина» «под видом литературной пародии дана клевета на современный Ленинград».

Должен сказать, что эти стихи тогда, вероятно, знал каждый житель Ленинграда, особенно после выхода Постановления. И, пожалуй, никто не видел в них никакой клеветы. Действительно, и в трамваях, и в автобусах была страшная давка. Трамваи трогались и ехали, а люди гроздьями висели на поручнях. И летом, и зимой. Даже на сцепке сзади трамвая стоял какой-нибудь пацан, говорили, что он едет на колбасе. А карманных воров было в изобилии. У меня как-то вытащили из кармана 10 рублей, и я страшно переживал по этому поводу. Это было впервые, и я чувствовал себя растяпой.

Александра Хазина перстали издавать, хотя он был членом Союза писателей с 1934 года. Впоследствии известный артист эстрады Аркадий Райкин, создавший в Ленинграде Театр миниатюр, взял его заведующим литературной частью. Для сцены Александр Абрамович писал под псевдонимом «Балашов». Многие его фразы стали крылатыми: «Только не поймите меня правильно!..» или «Партия учит нас, что газы при нагревании расширяются...»

Александр Хазин писал романы, пьесы, рассказы, поэмы, но все это до сих пор не издано. Он умер в 1976 г.

борьба за репертуар драматических театров

Вскоре, 26 августа 1946 года вышло новое постановлением ЦК КПСС "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению". Теперь критиковали Александра Гладкова, Александра Штейна и Григория Ягдфельда. Не были забыты и "злопыхательские пьесы" М. Зощенко "Парусиновый портфель" и "Очень приятно").

Об Александре Штейне (Рубинштейне) писали еще в докладной записке Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) секретарю ЦК ВКП(б) А.А.Жданову О неудовлетворительном состоянии журналов «Звезда» и «Ленинград»: «В рассказе А. Штейна "Лебединое озеро" выведен летчик, интересующийся не столько авиацией, сколько балетом, о котором он непрестанно вспоминает».

Понимаете, как серьезно? Взрослые люди, занимающие важные посты и такое смехотворное обвинение!

Но Штейн быстро исправился. Он написал в 1948 году сценарий фильма «Закон чести», в которой поддержал компанию против космополитизма и получил первую Сталинскую премию. Вторую он получил за пьесу «Флагман флота в 1951 году.

Биография Штейна приведена в интернете, можно ее посмотреть. Там написано, что он покривил душой, поддержав кампанию против космополитизма. Фактически против себя. Не будем его осуждать. Не все герои. Штейн - талантливый драматург и сценарист, и его пьесы показывались десятки лет во многих театрах. Можно представить себе, как он сам страдал...

Другой драматург, упомянутый в Постановлении ЦК КПСС "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению", Григорий Борисович Ягдфельд. Он родился вПетербурге в 1908 г. Окончил киноотделение Ленинградского государственного института истории искусств в 1930 году. Литературную деятельность начал в 1929 году. Как сценарист дебютировал комедией "Веселые артисты". Известность кинодраматургу принесли фильмы "Девочка и крокодил", "Волшебная лампа Аладдина", "Русалочка", "Снежная сказка". Кроме того, Григорий Ягдфельд принимал участие в создании многих анимационных и научно-популярных фильмов.

Не думаю, что его тоже было за что критиковать.

А вот об Александре Константиновиче Гладкове следует рассказать более подробно. Он почитал Мейерхольда, у которого работал в тевтре, и Пастернаком. Был известен своей пьесой «Давным-давно», поставленной многими театрами. Впоследствии Эльдар Рязанов экранизировал пьесу, создав фильм «Гусарская баллада»).

После выхода Постановления за ним следили, арестовали по доносу за хранение самиздата (тогда, правда, он еще так не назывался). С 1949 года по 1954 год Гладков провел в лагерях. Он не сломался на допросах, не сломили его и годы, проведенные в лагере.

Он всю жизнь вел дневник, даже в лагерном бараке, мечтая когда-нибудь написать книгу о времени и об испытаниях, выпавших на долю его поколения. В его наследии дневники представляют особую ценность, - это многолетняя подробная хроника культурной жизни советского периода.

Перу Гладкова принадлежит сценарий фильма «Зелёная карета», незаконченная книга об его театральном наставнике Мейерхольде, воспоминания о Пастернаке…

Идеологическая «серия» Постановлений ЦК КПСС 1946 года завершилась 4 сентября - постановлением О кинофильме «Большая жизнь». Дело было вовсе не в этом фильме, тогда так и не вышедшем на экраны (режиссер Л. Д. Луков, сценарист П. Ф. Нилин). Речь в Постановлении, главным образом, шла о художнике мирового уровня - Сергее Эйзенштейне. Он был творцом революционного фильма «Броненосец Потемкин», создал патриотический фильм «Александр Невский» (Сталинская премия), державную первую серию фильма «Иван Грозный» (еще одна Сталинская премия). Теперь его беспощадно критиковали за вторую серию «Ивана Грозного». В Постановлении утверждалось, что Эйзенштейн « ...обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников в виде шайки дегенератов, наподобие американского ку-клукс-клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером, слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета».

На самом деле, в фильме ясно видна мысль о неотвратимости расплаты за победу в борьбе за власть. Единовластие Ивана Грозного было достигнуто путем обмана, коварства и жестокостей обрекло его на одиночество. Вероятно, Сталину, смотревшему предварительно все фильмы перед их выходом на экран, почудился прямой намек на него самого. Фраза «Един, но один!» явно намекала на параллель с современностью. Фильм был запрещен, и его показали зрителю только в 1958 г. Сталин, Молотов и Жданов встречались в феврале 1947 с Эйзенштейном и артистом Н.К. Черкасовым, исполнявшим роль Ивана Грозного. Эйзенштейну предоставили возможность переработать картину, но он не успел этого сделать - умер от очередного инфаркта. А работа над 3-ей серией была остановлена.

Сегодня «Броненосец Потемкин» признан лучшим фильмом всех времен и народов.

они ждали физической расправы

Я думаю, «герои» постановлений ЦК, ошельмованные деятели культуры и науки, особенно упомянутые главные фигуры, независимо от рода творческих занятий, могли ожидать и физической расправы. Об этой практике в Сталин не забывал никогда (вспомним хотя бы великого актера, режиссера и общественного деятеля международного уровня Соломона Михоэлса). В 1946 году, вроде бы, не расстреливали, но в лагеря вскоре потекут «повторники», т.е. вновь арестованные после отсидки срока, а также «космополиты», не только члены ЕАК, но и многие другие, проходившие по этому делу. Применялись и другие методы: собрания с покаяниями, снятие с работы, отлучение от исполнения произведений (в музыку), печатания книг и статей в журналах. Людей вычеркивали из всех списков, включая списки на продовольственные карточки, тогда они еще были.

Мы знали, что вернувшиеся из немецких лагерей военно пленные становились узниками советских лагерей, - искупали свою вину. Некоторых расстреливали.

На примере упомянутых шла мощная «промывка мозгов». Идеологи развернувшейся кампании были весьма внимательны к малейшему несогласию с духом и буквой вышедших установок ЦК.

Приведу пример партийного собрания на ленинградском заводе «Электросила», которое состоялось по горячим следам постановлений О журналах «Звезда» и «Ленинград» 7 сентября 1946 года. На этом собрании, отчет о котором приведен в газете «Ленинградская Правда», "открыто" пишется о некоем сбое, нарушении канонизированного партией "единодушия". Старший техник 45-го заводского отдела Микелов, выступая, осуждает то, что следует на собрании осуждать, но с какими-то "правдоподобными", "живыми" оговорками: Он говорит: "В свое время нам была близка поэтесса Ольга Берггольц. Связь с рабочими коллективами питала ее творчество. В ее стихах мы видели живые и яркие образы. Но уже одно то, что она выступила с поддержкой позиции Ахматовой, показывает, как Берггольц оторвалась от советской действительности".

Каждому ясно, что прозорливый техник Микелов не мог сам собрать сведения об Ольге Берггольц, Кто-то ему их любезно предоставил и вложил а его уста соответствующме слова.

Но тут есть еще одно. Отношения Берггольц и Ахматовой не изменились, остались прежними. Берггольц поддерживает Ахматову. Это уже нетерпимо. Сначала Ольгу Берггольц предупреждает техник Микелов, а через месяц 11 октября "Ленинградская правда" пишет о выступлении Ольги Берггольц на отчетно-выборном собрании в Ленинградском отделении Союза писателей:

«Ни в какой мере не удовлетворило собрание выступление Ольги Берггольц. Внезапно потеряв столь обычную для ее прежних речей взволнованность и искренность, она отделалась сухой констатацией ошибочности своих статей об Ахматовой».

Теперь уже в опалу попадают литераторы самой разной степени ангажированности и занимаемого места в номенклатурной табели о рангах: О. Берггольц, Ю. Герман, Г. Гор, М. Комиссарова, Вл. Орлов, Дм. Остров ... Вслед за литераторами попадает и редакторам книг Зощенко и Ахматовой - Сергею Спасскому и даже Алексею Суркову. Попался под руку и Анатолий Тарасенков, неосторожно похваливший "оторванную от жизни" поэзию Бориса Пастернака...

Известный ленинградский писатель М. Л. Слонимский, попавший в ленинградскую опалу как старый друг Зощенко, потерял в северной столице всякую возможность заработать хоть немного денег, вынужден был уехать в Москву, где оказался не столь заметен, и получил хоть какую-то работу

проработка на собраниях

Мне попался интересный документ - Специальное сообщение о реагировании интеллигенции гор. Киева в связи с разоблачением антипатриотической деятельности группы критиков. МГБ Украины сообщает своему республиканскому партийному начальству и правительству - ЦК КП(б)У т. Хрущеву и т. Мельникову, Сов. Мин. УССР т. Коротченко, а также МГБ СССР т. Абакумову и т. Волкову. Посмотрите его в Google.

Посмотрите, как внимательно они следили за ходом собраний. Как яростно шельмуют людей на этих собраниях. Как доносят на несогласных. Это очень характерный документ той эпохи.

Продолжение следует
 

отрочество. Миша Качан

Previous post Next post
Up