Легендарный британский пассажирский лайнер компании «Уайт Стар Лайн», как известно, затонул от столкновения с айсбергом почти сто лет назад - 14 апреля 1912 года, совершая свой первый трансатлантический рейс. Многое о недостатках парохода сказано в культовой одноимённой ленте с Кейт Уинслет и Леонардо Ди Каприо, но не все знают, сколько на самом деле было допущено непростительных промахов и умышленных преступлений. Об этом и хотелось бы побеседовать подробно.
Бесполезная макулатура
Не единожды случалось, что описанные в книгах события через несколько лет становились реальностью, как будто судьба начинает играть по готовому «сценарию», или литераторы действительно наделены даром ясновидения - чтобы предупредить своих последователей. Но, как обычно, последователи не интересуются такого рода посланиями, что и произошло с «Титаником». Некто Морган Робертсон за 14 лет до кораблекрушения (1898 год) издал роман «Тщетность» (издательство «Мэнсфилд»). Ирония в том, что действие книги разворачивалось на корабле «Титан», так же считавшимся непотопляемым. Характеристики литературного и реального кораблей практически совпадают: длина, водоизмещение, мощность двигателей, у обоих по четыре трубы и три винта. Оба корабля холодной апрельской ночью сталкиваются с айсбергом на скорости 25 узлов и тонут. Практически совпадает количество пассажиров на лайнерах, да и трагедия одна и та же: недостаточно спасательных шлюпок.
Это сладкое слово «авось»
Бюрократия до добра не доводит, особенно если создаётся нерадивыми чиновниками и исполняется недобросовестными коммерсантами. Всей этой известной эпопеей с 20 спасательными шлюпками, которые могли вместить не больше половины пассажиров, история обязана Британскому кодексу торгового мореплавания, согласно которому общая вместимость спасательного транспорта измерялась НЕ количеством пассажиров и членов экипажа, а тоннажем судна. То есть, если бы речь шла о грузовом пароходе, шлюпки предназначались для экипажа и 30% груза (самого ценного). Но это правило было утверждено ещё в 1894 году - когда самые крупные корабли были в 7 (!) раз меньше «Титаника», да и последний был отнюдь не торговым судном. На гигантском пароходе нашлись помещения под турецкие бани, прачечные и рестораны - а для спасательных шлюпок пожалели места и финансовых средств.
Отдельная тема, конечно, - та особая, сверхъестественная логика, которой руководствовалась каждая потерпевшая сторона во время крушения. Во-первых, отданный капитаном приказ «сначала женщины и дети» был по-разному интерпретирован для каждой отдельной лодки. Где-то мужчины занимали места в шлюпках при условии отсутствия женщин и детей, а где-то их категорически отказывались пропустить - в результате спуская на воду наполовину (!) пустые лодки. В шлюпке №1 вообще 28 мест из 40 остались «без аншлага». Во-вторых, не пропуская мужчин на шлюпки, экипаж не отказывал самому себе в аналогичном удовольствии и благополучно отплывал с тонущего судна. Разумеется, служащим нетрудно было догадаться, что исполнив до конца свой долг при посадке пассажиров им самим пришлось бы остаться на лайнере. Проведённый анализ операции по спасению людей с «Титаника» показал, что адекватные действия команды могли бы сохранить жизнь почти шести сотням людей, в результате оставленных за бортом, поскольку незаполненные шлюпки подобрали всего 6 человек и ретировались подальше от места катастрофы - чтобы тонущие не опрокинули лодки или их не затянуло под винты.
Если вы знакомы с экранизацией «Титаника», рассказывать о 75%-ной смертности пассажиров третьего класса особенно не надо. Чинимые экипажем препятствия и закрытые переборки - исторический факт. Зато пассажиры первого класса спаслись, разумеется, в полном составе.
Ключ к спасению
… Разумеется, отсутствовал! В последний момент по неразглашающимся причинам была заменена кандидатура помощника капитана, и в спешке (по официальной версии) новому служащему забыли (!) передать ключ от сейфа с биноклями для впередсмотрящих. На удивление, ночь кораблекрушения выдалась безлунной, безветренной (не видать гребешков пены возле айсберга), а сама ледяная глыба оказалась не белой, а… чёрной. Говорят, так бывает, если айсберг недавно перевернулся в воде. Другое дело, что такие айсберги «обитают», в основном, возле Антарктиды. А крушение «Титаника» произошло далековато от ледяного материка…
Вам телеграмма
Самый роскошный круизный лайнер своего времени не мог похвастаться прямой связью с капитаном - сообщения доносились в устной форме. И никто бы ничего не сказал, если при этом прямая радиотелеграфная связь не была бы в свободном доступе для наиболее состоятельных пассажиров, изнывающих от скуки и активно общающихся с соседними странствующими кораблями. Телеграфные услуги щедро вознаграждались чаевыми, и старший офицер связи так увлёкся высокосветскими телеграммами, что проигнорировал приходящие ещё с утра сообщения о дрейфующих айсбергах и их координатах с других судов. Вероятно, капитану и офицерам было в общих чертах устно доложено об айсбергах, но так или иначе, скорость сбавлена не была, - что могло бы спасти корабль от пробоины. На удивление, корабль не остановился даже после удара: отнимая у самого себя время для спасения пассажиров, «Титаник» на ходу успешно помогал себе зачерпывать воду.
В условиях экономии
Исследование куска корабельной обшивки «Титаника» около 15 лет назад было проведено в Канаде. Выяснилось, что низкокачественная сталь, которой был покрыт корабль, содержала много примесей серы, и при охлаждении до температуры ледяной воды в океане теряла пластичность. От этого произошёл так называемый «хрупкий разрыв», и расколовшийся пополам как спичка, лайнер скоропостижно ушёл под воду. Современная, добротная сталь при таких же габаритах парохода и скорости столкновения отделалась бы вмятиной.
Альтернативная версия
«Титаник» был одним из трёх кораблей-близнецов компании-изготовителя, и некоторые исследователи считают, что кораблекрушение было спланированным событием. По их версии, владельцы подменили «Титаник» ранее повреждённым (недостаточно сильно) «Олимпиком» с целью получения страховки - заменив кормовые листы с названием лайнера. Догадайтесь, кто занял пост помощника капитана перед самым отплытием? - Человек, занимавший аналогичный пост… на «Олимпике». Однако заговорщики не смогли верно спрогнозировать результат столкновения с айсбергом. Против этой теории выдвигают обнаруженный в конце столетия серийный номер корабля, отвечающий номеру «Титаника». С другой стороны, лично нам его не показывали, а фотошоп, как говорится, творит чудеса. Сторонникам теории заговора, в свою очередь, чудится некий аромат фальши в невероятном количестве роковых совпадений, проигнорированных предупреждений и мер безопасности: высокая скорость, отсутствие биноклей… Ясно одно: там, где вращаются большие капиталы - плетутся грандиозные интриги.
Опубликовано:
http://origin.iknowit.ru/paper1260.html
P.S. - А так выглядит "чёрный айсберг". В принципе и не скажешь, что такой уж незаметный (?) Что же касается самого фильма, то под песню Селин Дион невозможно было удержаться. Я плакал.