Как направить разговор в другое русло?

Apr 26, 2013 05:51

.


Необходимость «съехать» на другую тему возникает довольно часто: это и семейные ссоры, и наезды от начальства, и навязчивые родственники-знакомые, и просто вечеринки, где хочется не скучать - а блеснуть своими познаниями. В этой статье мы собрали несколько манипулятивных приёмов: вы можете использовать их сами, а можете просто запомнить - дабы впредь не попадать на крючок более опытного собеседника.



Увести беседу в сторону

Используйте приём «импровизации по маршруту». Суть заключается в том, чтобы плавно перетечь из одной темы в другую, используя одно или несколько промежуточных ключевых слов. Допустим, вы хотите незаметно подвести собеседника (тусовку) от сплетен про личную жизнь знаменитостей до микробиологии, в которой вам нет равных. Проще пареной репы! Начните каким-нибудь общеизвестным афоризмом о любви, и продолжайте: «К сожалению, иногда любовь вдруг уходит из нашей жизни. Из-за чего? Из-за каких то мелочей: из-за не вымытой посуды, из-за не вынесенного мусора, из-за грязных носков, которые лежат посреди комнаты… Мы моем руки с мылом, чтобы обезопасить своё тело от микробов, но при этом забываем избавляться от душевных микробов - мелочности, обиды, злости, которые способны разрушить любовь. Кстати, о микробах: а знаете ли вы…»

Заставьте всех с собой соглашаться, а потом развешивайте любую лапшу - Сократ, кстати, не стеснялся использовать этот приём. Даже если изначально аудитория настроена к вашим идеям критически, таким образом можно без особого труда управлять разговором. Задайте несколько вопросов, содержащих простые общеизвестные истины и на которые сложно ответить отрицанием. Например: «Согласитесь, жизнь не стоит на месте?», «Скажите, для вас важно качество и гарантии?» и т.д. Риторические вопросы задаются с целью вызвать у людей изначальное доверие к вашим словам и свести к минимум желание спорить.

Если вы замечаете, что манипулировать пытаются вами, и собеседник от прописных истин перешёл к сомнительным утверждениям, категорично не соглашайтесь с ним. Потому что если ваш ответ прозвучит как «Ну, предположим, в этом есть доля правды…», опытный манипулятор будет и дальше вынуждать вас уступать. Если замечаете, что вас искусно увели от первоначальной темы важного разговора, без плавных переходов начинайте говорить о том, что нужно именно вам, игнорируйте деланный протест манипулятора. Если же вы начнёте его упрекать, вы проиграете словесную баталию: «Знаете что, мы не об этом с Вами говорим, и давайте не будем уходить от темы», - «А я и не ухожу от темы! И я - о том же, только я хочу показать Вам, что все мы…»

Лучшая защита - нападение

Намеренно «воспринимайте» любую критику как оскорбление: «Кто вы, чтобы называть меня таким-то и таким-то! Хороший человек не стал бы так со мной разговаривать! Вы просто пытаетесь самоутвердиться за счёт того, кого поливаете грязью…» Далее сосредоточьтесь не на том, что говорят, а как говорят: «Кто вы такой, чтобы учить меня жить?! Ой, посмотрите на него, какой он большой и сильный! А на самом деле…» (переходите в наступление). Можно сделать вид, что вас обеспокоило не содержание сообщения, а его тон. Или «зациклиться» на какой-то мелочи и раздуть из мухи слона. Но всё это желательно применять только к особенно навязчивым и беспардонным людям, которых вы видите первый и последний раз в жизни. Обычно эти приёмы «на ура» используются на всевозможных интернет-форумах.

Задавайте провокационные вопросы, ставящие собеседника в двусмысленное или откровенно неловкое положение. Не важно, как далеко они будут от истины, ведь они задаются с целью вызвать у оппонента бурю эмоций, - чтобы человек в порыве страстей выдал скрытую информацию, сболтнул что-то лишнее. Провокационные вопросы - это чистой воды манипулятивное воздействие, поскольку умный человек всегда помнит: «нами управляет тот, кто нас злит».

Хорошим инструментом в споре могут стать и эстафетные вопросы, опережающие слова собеседника: «Вы этим хотите сказать, что?..» Таким образом можно как обвинить противника в чём-либо, так и сделать примирительное заявление. Кроме того, эстафетным вопросом можно выручить товарища, загнанного манипулятором в угол - поскольку он может быть одновременно и провокационным: «Так значит, вы никогда ничего подобного не делали? Или вы предпочитаете всем нравиться, чем быть индивидуальностью?..» и т.п.

Ещё один классический приём - изобразить непонимание вопроса, или, проще говоря, «закосить под дурачка». Когда собеседник пытается что-то доказать, а вы делаете вид, что не понимаете о чём это он, очень сложно относиться к вам не агрессивно. Именно это вам и нужно: после того, как оппонент дойдёт до белого каления и сорвётся на грубость, можно демонстративно оскорбиться - и либо завершить беседу под предлогом откровенного хамства и неуравновешенности, либо перейти в атаку и подмять разговор под себя.

Когда нужно замять конфликт

Предположим, назрел очередной семейный скандал - благоверная начинает высказывать свои претензии и т.д. Жаль того мужчину, который воспринимает всё это на полном серьёзе, ведь истинные проблемы всегда обсуждаются спокойно и сосредоточенно. Суть шумных сцен сводится к желанию покапризничать и выпустить пар, поэтому разбушевавшуюся супругу стоит просто чем-то отвлечь. Честно говоря, какой-нибудь неожиданный и приятный сюрприз будет намного эффективнее любых слов, особенно если ваша дама избалована комплиментами. Можно, конечно, попытаться переключить барышню на решение какой-то совершенно другой и «очень срочной» проблемы, или завести разговор о том, что она чувствует (очень грамотный ход, учитывая, что сейчас ею руководят почти исключительно эмоции).

Отвлекающий маневр можно применять и при беседе с начальником. Если шеф начал высказывать своё недовольство, разворачивайте разговор сразу в конструктивное русло: вместо того чтобы оправдываться, поинтересуйтесь его профессиональным мнением по обсуждаемому вопросу, спросите совета. В результате разбор ваших ошибок превратиться в деловую беседу, из которой вы сможете вынести много новой или полезной информации для себя, а шеф будет самоутверждаться за счёт своего солидного багажа знаний, а не унижения ваших способностей. И все довольны.

Если же вам просто наскучил разговор с навязчивым собеседником, а притвориться занятым или «уйти по делам» нет возможности, просто демонстрируете ему полное отсутствие заинтересованности в нём самом и в теме разговора. Дайте ему понять, что вы его абсолютно не слушаете. Можно постоянно, лучше всего невпопад, кивать головой. На вопросы отвечайте нечленораздельным мычанием. То и дело отвлекайтесь на что-нибудь, задайте отвлечённые вопросы и тут же бросайте эти темы, словно вы не способны на чём-либо сосредоточиться. Вполголоса начните говорить с самим собой : «Хммм, а я выключил утюг?» и т.п. Устав ловить ход ваших мыслей, даже самый надоедливый «банный лист» отправится на поиски более сговорчивой жертвы.

Опубликовал здесь

Психология, Офис, Социум, Полезные советы, Семья

Previous post Next post
Up