Мир не без добрых людей, это правило пока работает :-) Мы, конечно, и сами не лыком шиты, кое-что повидали, по-английски худо-бедно научились и в итальянском заранее подковались хотя бы на уровне "прочитать вывеску". Но в незнакомой стране вероятность попасть в дурацкую ситуацию всё равно существенно возрастает. Важно понимать, что это нормально и, собственно, является частью аттракциона.
Вот, например, такая простая вещь, как билеты на экспресс из аэропорта в город. Водитель их не продаёт, а без билета, естественно, в автобус не пускают. Нашли автомат. У автомата тачскрин, и даже меню дублируется на английском языке. Но дальше этого нам продвинуться не удалось! Нажимаешь - ничего не нажимается. Суёшь купюру - не берёт, зараза. Решили, что чего-то недопоняли, надо брать языка. А в аэропорту пусто! Рейс из Москвы прилетел - и всё, все разбежались кто куда, больше рейсов пока нет. Отловили всё-таки одного местного. (Слушайте, я не могу умолчать о том, что он оказался очень ухоженный, тщательно накрашенный и накуафюренный пожилой ...эээ... нетрадиционно ориентированный, в общем). Он тоже кнопки потыкал-потыкал - никакого эффекта. Не знаю, говорит. Тут мы решили, что автомат неисправен. Нашли ещё два таких же. Результат - опять отрицательный! Логичный Макс, опытный борец с интерфейсами, даже нажал на кнопку Help, после чего из агрегата понеслись экспрессивные тирады на итальянском. Диспетчер какой-то где-то сидел, видимо. Мы его не поняли, спросили по-английски, он не понял нас. Пошли на улицу, встретили троих офигительно эффектных пилотов в лётной униформе. Эти по-английски, конечно, говорили, но ничего нового нам не сказали: ищите автомат, типа.
Первый автобус, короче, ушёл без нас (благо они там каждые 15 минут курсируют). И тут к нам опять бежит... Ну ёлки, ну пидарас он всё-таки - из песни слова не выкинешь. Но в хорошем смысле! Оказывается, он всё это время за нас беспокоился и пытался решить проблему. И решил - нашёл для нас кассу, где сидела живая женщина! Которой мы и сказали, что нам нужно two tickets (и чуть на радостях не ляпнули "туда, блин"). На самом деле могли и по-русски сказать, потому что "два билета" по-итальянски будет "дуэ билетти". А с автоматами загвоздка оказалась в том, что первый был очень тормозной и слишком долго думал, мы просто не успевали его дождаться. А два вторых на самом деле принимали оплату за парковку. На вид они были точно такие же, как и первый, но только у них в уголочке светилась синенькая буковка Р - Parking. Поди сообрази с первого захода, что к чему.
А на вокзале в Вероне неудобно получилось, когда мы попытались сразу войти в офис, где сидят кассиры. Нас вежливо остановили и попросили встать в очередь. Оказывается, в Италии в кассах (во всяком случае, вокзальных) не принято стоять друг за другом: подходы огорожены такими специальными стойками с красными лентами - совсем как у нас в музеях. И никто никому в затылок не дышит: держатся в почтительном отдалении, пока предыдущий клиент не закончит. На одной из пересадок, когда ездили в музей в Больцано, мы так остались вообще без билета. Автоматы (которые мы к тому моменту уже хорошо освоили) что-то засбоили и на любой рейс высвечивали надпись Not saleable ("Не продаётся"). До нашего поезда оставалось всего 5 минут, а в это время кассир долго и обстоятельно что-то обсуждал с клиентом. Очередь терпеливо ждала, и мы постеснялись влезть с воплями "Наш поезд уходит!" В итоге решили, что лучше в поезде заплатим контролёру. (Там, вроде, это как бы не штраф, а просто билет покупаешь с наценкой. Большой наценкой :-) Я всю дорогу сочиняла длинную речь на итальянском языке на тему "автоматы не работали" - а контролёр не пришёл.
Вполне возможно, кстати, что нас бы и пропустили. Когда в Вероне мне загорелось отправить открытку, то обнаружилось, что марки вместе с открытками не продаются и их надо покупать отдельно - в табачных киосках. И, как назло, по дороге в гостиницу ни одного открытого киоска всё не попадалось. А у нас уже самолёт скоро. Наконец, я увидела открытую табачную лавку и ворвалась туда с вопросом "У вас есть марки?" Продавец было предложил встать в очередь, как все приличные люди, но я завопила, что мой самолёт улетает (и ещё захлопала крылышками для убедительности). И публика, конечно, расступилась перед полубезумной иностранкой:-) Не знаю, в ходу ли в современном итальянском выражение mille grazie, но надеюсь, меня поняли правильно :-)
А о некоторых вещах и не догадываешься, пока не столкнёшься. Ну вот какого подвоха можно ждать от розеток, если даже у нас в стране они теперь так и называются "евростандарт"? В гостинице в горах ровно такие и были. А приехали в Верону - опаньки (см. картинку вверху). Зарядник от телефона в розетку для таких штекеров влезает, а вот вилка от ноутбука уже фигушки. Хорошо, там был удлиннитель с переходником, к которому подключался кондиционер. Который мы тут же выключили, а вместо него запитали ноут (и пошли регистрироваться на рейс онлайн).
Ещё, конечно, надо сказать про местные продукты питания - тоже иногда ребусы и источник сюрпризов. Так как в номере оказалась неплохо оборудованная кухня, мы решили по ресторанам не ходить, а готовить самим. Заодно и продегустировать что-нибудь местное (хотя, конечно, всякие там кока-колы, магги и сникерсы занимают изрядное место и в тамошних магазинах тоже). Очень смешно было, когда я купила консервы в полной уверенности, что это тунец. Открыли - а там паштет. Стали выкладывать из банки - нет, тунец! Просто его так аккуратненько загладили при фасовке, что он стал сам на себя не похож :-) А вот то, что я выбирала как паштет, ориентируясь по картинке на банке, оказалось рыбным салатом. С белой фасолью! (Макс подозрительно покосился и не рискнул, а я - очень даже рискнула. По-моему, вполне съедобно!) А номер один в моём рейтинге приколов - газировка. Положили глаз на одну марку местного разлива. Сначала выбрали её за цену: всего 1 евро за полтора литра, при том, что пепси или фанта стоят от 60 евроцентов за бутылочку 0,5. Но местная газировка оказалась очень вкусная, и мы за неделю продегустировали все сорта, которые нашлись в магазине. Лимонная, апельсиновая, мандариновая и "помело" очень-очень, особенно последняя. А под конец я не удержалась и купила ещё "имбирь" и какую-то Spuma (это слово все словари в один голос предлагают переводить как "пена"). И на имбирной, и на "пенной", в отличие от прочих, были нарисованы ледяные кубики, что как бы намекало на тоник для коктейлей. Но нам было интересно - и мы выпили их просто так. Эти две уже на любителя. Макс не заценил имбирную (она горьковатая), а я - "пену" (по-моему, не зря она так называется - пахнет шампунем :-)
Да, поезда ещё. Тоже русского человека слегка удивляют. Ладно ещё, что они узкие: в конце концов, мы не видели их забитыми под завязку даже в час пик - может, просто народу мало. Ладно ещё, что иногда не получается купить билет прямо до станции назначения, потому что нужно пересаживаться на линию, которую обслуживает другая компания. А договориться между собой эти компании почему-то не могут, так что в местах пересадок и билетные автоматы двух типов, и валидаторы тоже для каждой линии разные. (Ага, там надо пробивать билет самому перед посадкой, контолёр потом только проверяет, прокомпостировано или нет.) Но самым неожиданным для меня оказалось то, что поезда существуют первого и второго классов. Не вагоны, а целиком поезда! То есть, если тебя не устраивает класс, то единственный выход - ехать на другом поезде в другое время. Ну или бери что дают. Мы с Максом не сразу в эту фишку врубились. Видим - на билетах написано "второй класс". Идём вдоль поезда, идём - вагоны все одинаковые, уже и отправление скоро... Решили уже сесть хоть куда-то, потом, думаем, перейдём, если что. Зашли - а там половина пассажиров колоритные такие очень чёрные отелло. Тут мы и смекнули, что едем явно не в первом классе :-) (Отеллов этих, кстати, полна Верона. Чем ближе к Альпам и, соответственно, чем больше углубляешься в Южный Тироль, тем отеллы реже встречаются. Холодно им там, наверное. Или не дают развернуться истинные арийцы.)
Ну, в общем, встретили достаточно экзотики, чтобы было над чем приколоться. Хотя старушка Европа, казалось бы. Чего же тогда ждать, к примеру, от Австралии? (Сразу захотелось съездить и посмотреть :-)