Диалектика как основа построения политической программы

Sep 25, 2016 09:00



«Закон обнаруживает свое благотворное

действие лишь тем, кто ему повинуется».

Демокрит

Изменения есть неотъемлемое качество существующего мира. Ещё древние греки выработали формулу: «всё течёт, всё изменяется». Античный мыслитель Платон писал: «Всё движется, и ничего не стоит на месте». Согласно этим утверждениям не возможно успешно действовать без учёта изменчивости, как свойства всего окружающего. Кроме того, отсюда следует вывод, что сутью любой деятельности, любой программы действий могут быть только изменения. Единственной, из разработанных к настоящему времени философских систем, объясняющих законы изменений, является диалектика. Согласно Ф.Энгельсу: «…диалектика есть…наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления». При этом изменения с точки зрения диалектики являются синонимом развития. Основой же диалектики со времен Г. Гегеля являются три закона: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество и закон двойного отрицания. Если программа развития является политической, то её целью будет развитие государства и общества. Разберём, как законы диалектики определяют законы построения политической программы, какими будут в этом случае её цели и суть.

Закон единства и борьбы противоположностей утверждает, что источник изменения (развития) любой системы находится в ней самой. Согласно Гегелю: «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности. Лишь поскольку что-либо имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью». Применительно к построению государства и общества это означает, прежде всего, что для движения, развития общества и государства необходима конкуренция. Такая конкуренция подразумевает борьбу политических идей, рыночную экономику, предпринимательскую конкуренцию, конкуренцию на рынке труда и так далее. Важно отметить то обстоятельство, что, так как мы живём в обществе людей, и нашими целями являются сохранение этого общества в целом и его отдельных членов. Поэтому ответственная политическая программа должна быть направлена на создание конкуренции соответствующей этим целям и недопущение конкуренции подрывающей основы общества, государственности и угрожающей жизни, здоровью отдельных людей или групп. Конкуренция не должна приводить к чрезмерному усилению одних игроков за счёт других или тем более к целенаправленному уничтожению кого-либо в прямом или переносном смысле. Это означает, что на всех уровнях (где это не идёт в разрез с логикой процесса) государства и общества законодательно должен быть исключён всякого рода монополизм: политический, экономический, идеологический и любой другой. Борьба с политическим монополизмом, с точки зрения диалектики, в частности может и должна означать недопустимость однопартийной системы, недопустимость наличия в парламенте подавляющего присутствия одной партии, дискриминационных мероприятий по недопуску кандидатов до выборов (вроде муниципальных фильтров) и т.д. Борьба с экономическим монополизмом означает эффективную деятельность антимонопольной службы, наличие работающего антимонопольного законодательства, соответствующим образом построенную налоговую систему. В обществе борьба с монополизмом должна заключаться в наказаниях проявлений расизма, фашизма, дискриминации по религиозным, идеологическим, половым, возрастным признакам, т.е. в борьбе за равенство прав граждан.

Согласно закону перехода количества в качество в случае накопления в системе определённого количества какого-то признака возможен переход системы на качественно новый уровень. Например, нагревание металла может привести к его расплавлению. То есть количественное накопление внутренней энергии в определённый момент приводит к качественному изменению агрегатного состоянию вещества. Другим примером иллюстрации этого закона могла бы быть законотворческая деятельность парламента в современной России. Перед тем, как закон становится законом в современной России (в теории), он должен согласно прописанным процедурам пройти долгий путь от законодательной инициативы до написания, согласования, разбора в Государственной Думе и Совете Федерации и утверждения президентом страны. При этом на каждой стадии законодательной инициативы, рассмотрения и согласования должен работать принцип борьбы противоположностей: обмен разными мнениями, учёт разных нюансов, разные критерии оценки и т.д. Многоступенчатость процесса (количество этапов) и постоянное накопление идей (количество идей) обеспечивают в идеале приобретение законопроектом новых качественных признаков. Так должно быть в эффективной системе, целью которой является развитие. На практике в настоящее время в России система очень часто работает следующим образом: закон разрабатывается, обсуждается и утверждается одними и теми же людьми, из одной и той же политической партии, при этом большинство стадий процесса приобрели признаки формализма: Совет Федерации - верхняя палата российского парламента, по сути, является декоративным органом, Государственная Дума с монополизмом Единой России беспрекословно выполняет решения правительства. Фактическое отсутствие достаточного количества этапов разработки законопроекта перед тем, как он станет законом, невыполнение условий закона перехода количества в качество, серьёзнейшим образом снижает уровень законотворческой деятельности, т.е. препятствует развитию государства и общества. К тому же это сопровождается отсутствием реальной конкуренции разных политических взглядов. «Овца и волк по-разному понимают слово «свобода», в этом сущность разногласий, господствующих в человеческом обществе», - сказал однажды Авраам Линкольн. Без понимания этих противоречий невозможно создавать законы и проводить реформы. Деятельность, направленная на уничтожение конкуренции разных политических взглядов, на слияние ветвей власти есть попытка препятствования законам диалектики. Не трудно догадаться, что бывает с теми, кто пытается противостоять объективным законам природы, в том числе законам развития. Уничтожение предпосылок развития приводит к застою.

Подобными же признаками обладает и экономика нашей страны, как отражение политической системы. Фактическое отсутствие здоровой предпринимательской конкуренции, монополизм государственных корпораций, необоснованное государственное регулирование, бюрократическая система, беззаконие и коррупция как следствия политической монополии не позволяют развиваться экономике. Если мы посмотрим на российское общество, то и тут можем заметить те же самые признаки: националистические настроения, диктаторские способы управления, падающие спортивные результаты и т.д.

Перейдём к третьему закону диалектики - закону двойного отрицания. Этот закон развития предполагает постепенное возвращение от уже отвергнутого тезиса к нему же через повторный отказ, повторное отрицание. Классической схемой развития является движение по спирали, когда за один оборот происходит переход на новый уровень, новую высоту, новое качество. Иллюстрацией закона двойного отрицания на уровне государств является конкуренция капиталистической и социалистической моделей. Именно эти две модели в основном конкурировали в недавнем историческом прошлом в мировой экономике. Основным отличительным признаком этих моделей является право собственности на средства производства. В капиталистическом обществе правом собственности на средства производства могут обладать отдельные частные лица, отдельные предприятия или ими может распоряжаться государство в лице представителей исполнительной власти. В социалистическом обществе средства производства обобществлены, т.е. фактически ими распоряжается правительство. Первые капиталистические системы базировались на праве сильного: владелец капитала диктовал свои условия на рынке, сильный поглощал и принуждал слабого. Зачастую социалистические идеи, как антипод капиталистических, морально основывались на построении социального государства, то есть государства, задачей которого являются социальные гарантии населению и социальное равенство. В социалистическом обществе при переходе от капитализма национализировались средства производства, природные ресурсы, банки и обеспечивалось социальное равноправие. Понимание первого отрицания (отрицание социалистической моделью модели капиталистической), требует (для соблюдения логики дальнейшего развития) наличия второго отрицания. Для философской и государственной мысли это второе отрицание означает получение нового, качественного иного уровня политической и экономической организации - «нового» капитализма. Такой моделью становится модель, основанная на характерных для капитализма праве собственности на средства производства и конкуренции, но с обязательнейшим наличием признаков социального государства. На практике это означает, что субъекту экономических отношений гарантируется получение выгоды в соответствии с приложенными усилиями на основе конкуренции, в соответствии с личным вкладом, если эта деятельность не противоречит действующему законодательству. Одновременно с этим каждому субъекту права обеспечиваются при необходимости определённые социальные нормы, декларируется и отстаивается равноправие граждан по различным признакам. Если угодно, то здесь речь идёт о построении государства социальной справедливости, о чём часто говорят многие политики в последнее время. Экономической формулой такого государства является: от каждого по договору - каждому по договору, но не менее того, что необходимо для элементарного выживания. Кто больше работает, тот больше зарабатывает; кто конкурентен, тот получает большую выгоду; кто обладает лучшими знаниями, тот имеет возможность заниматься более квалифицированным трудом с большей заработной платой и т.д.

Для удобства, рассмотрев законы диалектики по отдельности, следует сказать, что их действие происходит постоянно и одновременно. Когда речь шла о законотворческой деятельности, мы отмечали как действие закона перехода количества в качество (количество идей и количество стадий рассмотрения способствуют переходу законопроекта на качественно новый уровень), так и действие закона единства и борьбы противоположностей (конкуренция разных политических взглядов в парламенте способствует развитию законопроекта, учёту различных слабых мест и т.д.). Но и закон двойного отрицания также работает наравне с первыми двумя законами. При дискуссии, связанной с обсуждением законопроекта, происходит опровержение одних положений и реабилитация других: по Сократу «в споре рождается истина».

Понимание универсальности законов диалектики и применение их позволяют сформулировать цели диалектически обоснованной политической программы. Кратко они могут быть выражены следующим образом:

- результатом выполнения диалектически обоснованной программы на современном этапе развития человечества становится построение системы (государство и общество), в основу которой положена борьба противоположностей: атрибутов капиталистической системы (конкуренция) и признаков социального государства (социальные гарантии, равноправие);

- конкуренция является основополагающим ориентиром диалектически обоснованной политической программы, а её наличие или отсутствие служат критерием для оценки эффективности политических, экономических и социальных преобразований;

- стратегической задачей преобразований становится: в политике - многопартийная система и разделение властей; в экономике - максимально свободный рынок, обеспечивающий стабильный экономический рост в экономически обоснованный период, развитие предпринимательства; в обществе - запрет любых форм дискриминации, социальные гарантии и равноправие.

Кроме того, разработанная на основе диалектики политическая программа не может представлять из себя неизменной системы и в свою очередь также должна корректироваться в соответствии с рассмотренными законами развития. В процессе разработки и выполнения программы должны уточняться цели (стратегические и тактические) и критерии эффективности выполнения программы. Однако, главный принцип, а именно базирование на законах диалектики, должен оставаться неизменным. Только такая программа, последовательная и философски обоснованная, несёт в себе гарантии её реализуемости и способствует развитию страны и общества, то есть является залогом успешности реформ.

политика, Реформы, Политическая программа, Диалектика, Конкуренция

Previous post Next post
Up