В 2000(? - не помню точно) летал в Москву за новой камерой, на обратном пути попросился в кабину. времена были еще нетеррористические. Помогло и то, что я тогда работал на омских телеканалах, и когда передал через стюардессу свой режиссерский бейджик, экипаж пригласил с условием, что лица не попадут в эфир - во избежание.
Аккумулятор в камере был незаряжен, поэтому снимал очень экономя, моля всех электрических богов дать снять посадку. Боги вошли в положение и камера вырубилась уже в конце пробега - этот кадр вы увидите в финале. Чувствуя приближение последних электрончиков сделал движение вниз - чтобы на монтаже уйти на план с инверсионным следом. В этот
момент оно все и потухло, а я вернулся в салон.
Еще один план - очень потряс меня.
При подлете к Омску из облачности выглядывала труба ТЭЦ-5. Из нее шел дым, а под этим дымом - черный осадок на белоснежных облаках. К сожалению, снять это толком не удалось - камеру держал в руках в первый раз и никак не мог разобраться "на ходу", где у нее выключается автофокус, который упорно наводился на стекло кабины.
Облачность началась метров с 300 и закончилась где-то на 50, полоса возникла неожиданно - поэтому просто не был готов ее снять, получилась как есть.;)
А потом было касание и мы покатились по колдобинам омской ВПП. Держаться в кабине особенно не за что, места для напросившегося оператора - непредусмотрно. Очень боялся зацепить какой-нибудь тумблер или свалиться на пилотов, это был бы совсем ужас-ужас-ужас.;)
Click to view
P.S. если кто из пилотов узнал себя - знайте, что мою вам благодарность превосходит лишь благодарность зрителей, многие из которых впервые получили представление о том, что происходит в кабине и какова работа экипажа.
P.P.S. затертый девайс в руках штурмана - похожий на счеты - официально называется Карта Контрольных Проверок, и неофициально, на профжаргоне:
- Молитва.
Почему молитва?
- Потому что из молитвы слова не выкинешь...
Зарубежные пилоты могут меня поправить, но, насколько мне известно, кроме официального checklist никаких "кличек" этому поминальнику не придумано и если кому-то интересно исследовать разность ментальностей - часть ответа может найти и в этом.
Есть взлетная и посадочная Молитвы.
Штурман называет операцию, которую должен выполнить экипаж, и, получив ответ о выполнении - передвигает фишку.
Взлет и посадка - самые напряженные участки полета, ошибка может стоить очень дорого, поэтому название во всех смыслах очень правильное, трогательное и поэтичное одновременно. В этом слове - обязательность ритуала, напряженный труд, ответственность профессии, красота и мечта.
А также память о тех, кто за эти "фишки" заплатил жизнью.
Все наши самые важные смыслы пересеклись как-то особенно невыразимо точно. Как-то очень по-русски точно:
- Молитва.
а ведь всего-то - Карта Контрольных Проверок.
;)