Эта история приключилась со мной еще в те благословенные времена, когда тысячи жителей столицы укрепляли свое здоровье в бассейне "Москва", а многокилометровые очереди за всякими важными вещами были столь же привычными, как и уроки атеизма в школе. Тогда люди еще верили в то, что все зависит от них и не ждали никаких милостей ни от природы, ни от неких придуманных или избранных ими богов.
К числу таковым относился и я. Россия тогда только-только открыла границы, и поездки за рубеж стали не то чтобы доступными, но, во всяком случае, реальными - только плати. Впрочем, легких путей я не искал все равно - все мои путешествия той поры почему-то оказались нетривиальными.
В том числе и то, во время которого на меня снизошла вышеупомянутая благодать.
Вы, наверное, удивитесь, но в то время меня сильнее всего тянуло в Албанию.
Я полюбил эту страну особой любовью еще в детстве - когда пристрастился к передачам тиранского радио, выделявшимся какой-то совершенно несуразной - даже по советским меркам бредовой агрессивностью и злобной неприязнью ко всему иностранному. А потом один мой знакомый, плававший на океанском лайнере, вспомнил о категорическом предписании на пушечный выстрел не приближаться к территориальным водам Албании, буквально нашпигованным минами. Ну и скажите на милость, разве нормального человека могло не тянуть в эти края?..
Но сегодня - не об Албании, хотя поездка и получилась грандиозной. А о том, как я туда добирался.
В то время между нашими странами после тридцатилетнего перерыва уже были восстановлены дипломатические отношения, но в Москве албанские визы не давали практически никому. Ни бизнесменам, ни журналистам ни даже миссионерам. Оставалась одна надежда - на спортсменов. И вот, просматривая календари европейских соревнований абсолютно по всем видам спорта, я нашел, наконец, то, что искал. В желанную Тирану предстояло отправиться запорожской баскетбольной команде "Козачка".
Моему звонку в соседнем государстве, понятное дело, удивились: дружище, мы летаем чартерами и взять с собой еще одного человечка нет никаких проблем, но, слушай, у нас же такая подгруппа - Ницца, Тенерифе, так далась тебе эта глухомань?
А вот далась.
Короче, приехал я из своей Самары в это самое Запорожье и на следующий день получил первый дар принимающей стороны - в едином порыве слился с "Козачкой" на борту чартерного лайнера Ан-26, отправившегося в Тирану. Вообще-то это - самолет грузовой, но наш борт был заставлен несколькими рядами обычных кресел, которые и заняли девочки-баскетболистки. А сопровождающие их лица расселись на дребезжащие лавочки вдоль стен. "Лица" - это спонсоры, журналисты, ну, и просто напросившиеся.
Одним из спонсоров команды был директор местного то ли колхоза, то ли совхоза такой дородный мужик, которому я, в общем-то не обиженный ростом, утыкался в плечо. И вот он пронес на борт самолета такие дары, за которыми можно стоять в очереди сколько угодно!
Наверное, уже где-то над Крымом я сделал удивительное открытие: оказывается, та субстанция. которую я с детства знал под названием "сметана", на самом деле является чем угодно, но только не сметаной. Совершенно по-новому мне открылись и другие продукты питания - причем не какая-нибудь папайно-маракуйная экзотика, а такие вроде бы простые вещи, как сыр сало, соленые огурцы...
К счастью, мы летели не на "Боинге", и путешествие растянулось часов на пять. И все время продолжалась трапеза. Вроде уж и не такой вместительный это самолет - АН-26, но на импровизированном столе длиной в пол-фюзеляжа все время откуда-то появлялась добавка. В том числе и алкогольная. Я-то человек непьющий, а вот один запорожский журналист всю обратную дорогу только и делал, что повторял одно и то же: "Какая все-таки Албания бедная страна..." Больше он не помнил об этой поездке ничего...
Дары хохлов, действительно очень пригодились в Тиране. Из самолета никто провиант не выносил, приберегая его на обратный путь. Но с едой в Албании тогда и правда было плоховато. Хорошо хоть, что у каждого нас образовался основательный запас прочности, и этого запаса, в целом, хватило на все время пребывания на загадочной албанской земле...