Мои первые ...шишки

Dec 06, 2013 10:03

Приехав на Дальний Восток и будучи совершенно несведущими в местных условиях, мы с другом, тогда еще зеленые лейтенанты, постоянно попадали на «уроки жизни» наших старших товарищей, которые прослужили в этих местах уже не один год. Касалось это в первую очередь лозунга «Учиться настоящему делу военным образом» (так переиначивали ленинский лозунг в войсках:), но был и еще один немаловажный пласт жизни - нас учили всему подряд и в большей степени, как выживать в местных условиях. Экстримом здесь, конечно, не пахло, но знать, где в округе растут грибы-ягоды, как и на что ловить рыбу в местных горных речушках и могучем Амуре, какие особенности чейнджа с местным населением в плоскости «икра - водка» и прочие полезности. И одним из  актуальных вопросов выживаемости в суровых зимних условиях была добыча кедровых орехов. Бывалые вояки-таежники заготавливали на зиму такое количество этой вкуснотищи, что каждый день могли их трескать, как семечки, то есть мешками.

Теоретически я уже знал, как добывать кедровые орехи, но вплотную с этим процессом еще не сталкивался. Мне даже показывали, как с помощью «когтей», которыми пользуются электрики, залезать на ствол кедра; как долбить большим деревянным молотком на длинной ручке (называется он по-простому колотушка или колот)  по дереву, отчего шишки валятся, как те переспевшие яблоки; как эти самые шишки разделывать, не извозившись в смоле с ног до головы. Я мог бы уже, наверное, написать целую инструкцию по добыче этого ценного сырья, но ни разу еще  дело не доходило до практики.

И вот, наконец-то, такой миг настал. Однажды утром, с одним нашим местным умельцем в звании старшего лейтенанта, которого все величали не иначе, как Витек (лет под сорок, из разряда «карьеристов»J)), в сопровождении начальника автослужбы Палыча, который управлял ГТС-кой (гусеничное транспортное средство, вездеход) и еще двоих моих друзей-летёх, которые, как и я, только приступили к службе, мы выдвинулись в тайгу, где в одном «рыбном» месте нас ждали просто залежи (хотя правильнее сказать завеси) этих самых орехов. Младшие участники нашего вояжа (в том числе и я) даже отдаленно мало напоминали военных, скорее сборище каких-то бичей. А все потому, что одеты мы были (опять же по совету опытных старших товарищей) в самую плохенькую одежонку, мол, все равно испачкаемся в хлам.

Когда добрались на место, то мы были готовы по первому свистку, как обезьяны, ринуться на деревья в поисках шишек, но наш праведный порыв был уничтожен в самом зародыше. Вместо лазанья и сбивания, нам было предложено …употребление. «Шишков мы еще набрать успеем, а вот завтрак пропустить никак невозможно!» - говорил Витек, разливая по стаканам разбавленный спирт и метая на разложенную плащ-палатку нехитрую закусь. Мы переглядывались между собой в непонятках, но Палыч, молча кивнув головой, как бы подтвердил, что ритуал того требует. Ну, что ж, надо, так надо! Мы дерябнули разок, потом еще разок. Я уже начал подумывать, что история становится похожей на визит Винни-Пуха в гости к Кролику, но прозвучала команда «К барьеру машине!» и мы опять понеслись выбирать каждый свой кедр. И …опять были остановлены! Да что не так-то на этот раз? Тут уже слово взял Палыч: «В общем так, пионэры. Никто, никуда лазить не будет. Еще не хватало, чтобы кто-нибудь из вас иобнулся с высоты! Ваше дело - наблюдать за процессом, делать, что говорят и не лезть, куда не следует. Понятно?» - завершил он свой короткий инструктаж. Мы закивали в ответ, хотя понимания было ровно столько же, сколько фламинго в тундре.

Мы устроились поудобнее в партере на стволе поваленной пихты, а перед нами разворачивалось священнодейство. Витек достал из кузова нашего вездехода трос и, прихватив один конец стальной веревки, одним махом поднялся метра на четыре на заранее выбранный кедр. Опоясав ствол тросом, он спустился с дерева и приторочил его к ГТС-ке. Надо сказать, что мы заметили какую-то странную конструкцию, отдаленно напоминающую замок для буксировки, но ее предназначения так и не поняли. Сейчас же все становилось на свои места - трос был заправлен хитромудрым способом именно в нее. После этого нам был определен наблюдательный пункт и одновременно место для схрона, на случай, если что-то в процессе пойдет не так. А ГТС, ведомый Палычем, начал свой разбег. Вернее, стал постепенно удаляться от ствола дерева, натягивая при этом трос. Кедр начал крениться под действием сил натяжения все больше и больше. И вот, в тот момент, когда дерево перекособочило так, что казалось его сейчас просто или сломает, или вырвет с корнем, Палыч отжал в кабине какой-то рычаг и трос, отцепившись, с диким визгом полетел в сторону кедра. Дерево-великан разогнулось и затряслось так, что гул стоял такой, как будто над нами низко-низко пролетала эскадрилья тяжелых бомбардировщиков. И действительно, тут же начали валиться бомбы-шишки. Их было столько, будто не один наш кедр, но и соседние, посбрасывали с себя свои плоды, лишь бы не участвовать в подобной экзекуции.

И тут уже заговорил  Витек: «Ну, что, молодняк, фас! Давайте включайте свой нюх и зрение, да по-быстрому набирайте гули в мешки». Дважды нам повторять не пришлось и мы с криками «ура!» ломанулись за упавшей с небес добычей или «гулями», как назвал шишки наш сэнсей. Набрали впопыхах мешка три шишек, пока наши гуру, умаявшись от трудов праведных, восстанавливали силы горячительной жидкостью. Потом нам, за заслуги перед Отечеством ударный труд на шишкоповале были вручены награды предложены легкие закуски в виде пайковой тушенки, сгущенки и пары буханок хлеба. Фронтовые Шишечные сто грамм предложены не были, потому, как «вам еще собирать и собирать», хотя в оригинале это звучало «херачить и херачить»

Уж и не помню, сколько раз повторялось подобное кедротрясение, но собрали мы тот раз больше тридцати мешков «гуль». Думаю, что если бы не было этой малой механизации, то мы бы провозились с этими сборами весь день, а в итоге бы и половины не собрали. А так, часа за три управились и довольные (а отдельные участники вояжа еще и пьяненькие!) отправились в обратный путь. Ну, а сколько было матов и потраченного времени на облущивание шишек в поисках тех самых кедровых орешков, это отдельная история. А в этом рассказе напоследок стоит упомянуть, что наши «поТРЯСные» учителя еще не один раз организовывали подобные вылазки, правда, через год мы выезжали уже в статусе «подмастерьев», показывая вновь прибывшим и не обкатанным лейтенантам, все тонкости в процессе «набивания шишек» J)))

армия

Previous post Next post
Up