Being John Malkovich (by Spike Jonze, U.S.A., 1999)

Nov 24, 2014 10:47

Being John Malkovich (by Spike Jonze, U.S.A., 1999)* - гениальная работа талантливого режиссера, с участием Cameron Diaz, John Cusack, Catherine Keener и конечно же самим John Malkovich, не отвечающая на вопросы, а как и положено в хорошей философии, правильно задающая их. Кто мы? И на сколько мы можем быть мы? Есть все же эта свободная воля? Или мы детерминированы? Но кем? Волей другого, как мы? Или все же высшей силой, не постижимой нашим умом? Эти и другие вопросы, в направлении идентитета личности и реальности, задает зрителю фильм.



Вся гениальность работы сконцентрирована в том простом факте, что эти сложные вопросы, над которыми бьётся человечество ни одну тысячу лет, развернуты в простейшей истории, где персонажи ведут себя так, будто, все происходящее с ними - совершенно нормально. Возможно, что это действительно нормально, в одном из возможных миров (привет, модальная логика ;)), по крайней мере в фильме Jonze - это нормально. Он пропитан деталями, символами и философскими ниточками, которые грамотный автор (Charlie Kaufman) не скатал в клубок, а аккуратно развернул зрителю, чтобы он сам связал из него свой шарф реальности.

Дело в том, что если случился бы такой феномен, вокруг которого происходит вся история фильма, то он предлагает две возможности развернуть сюжет. Один из них - «как такое вообще возможно?», а другой - «Ух ты! Такое возможно? Надо это использовать.» И герои используют, и каждый в своих целях. Кто-то стремится к вечной жизни, кто-то ищет себя и открывает свою сексуальность, кто-то реализует свои таланты, другие просто хотят новых ощущений, а кто-то просто зарабатывает деньги на этом. И именно поэтому, не стоит удивляться реакциям героев.



Центральным в фильме является - поиск счастья. Счастья индивидуального, но счастья. Которое кроется в поиске возможностей реализовать себя, которое, как кажется персонажам истории, по какой-то причине не возможно в теле, данном здесь и сейчас, в этой жизни, и они обретают надежду найти его в теле Джона…но находят ли они его? Конечно нет, потому что тело - это носитель их сознания и счастье кроется именно в нем. Но с другой стороны, в этой истории, можно оспорить тот факт, что тело играет не самую важную роль. Ведь меняя тело, они меняют свои возможности реализации и взаимодействия с миром. Тогда становится очевидной роль тела для сознания и возникает, например, еще один вопрос: мы это все-таки и тело, и сознание?

Режиссер очень просто показывает сложную историю. Это как в Her, глубокий смысл происходящего, передан грамотно выстроенными сценами, восхитительной игрой актеров и умными кинематографическими приемами, которые не пытаются сделать историю сложнее, а наоборот скорее пытаются показать, как все на самом деле то просто.

Углублению в философские дебри, помогает инсценировка. Так, даже неудобные низкие потолки, искажают реальность. А глупая история, объясняющая их необходимость, ставит под вопрос даже такую элементарную деталь, которая может быть в реальности лилипутов совершенно другой. Но и элементы самого рассказа указывают на двусмысленную реальность. Марионетки в руках главного героя - метафора, курирующая вопросы свободной воли. Попадание Малковича в Малковича - бесконечный мир Малковича. Вместе с тем бардак его психики, в которой ищут себя героини - все это вопрошает к сознанию и его взаимодействию с внутренним и внешним. И конечно же, животные, о которых заботится одна из героинь. Все ее замечания и взаимодействия с ними - заставляют задуматься, на сколько незыблемо человеческое превосходство над ними и оправдано ли оно? Масса символов, метафор и намеков, еще больше вопросов и бесконечное поле для интерпретации. Приятного просмотра!

*В этом отзыве, намеренно не будет описан сюжет. Возможны спойлеры.

фильм, вопросы

Previous post Next post
Up