Сложно точно назвать время, когда экраны телевизоров вдруг осветили умные, продуманные, качественные сериалы. В целом это время приходится на 80е - 90е годы прошедшего столетия. Такие сериалы, как Hill Street Blues (NBC 1981-1987), Twin Peaks (ABC 1990-1991), The Sopranos (1997-2007), Sex and The City (HBO 1998-2004), The X-Files (Fox 1993-2002), The Simspons (Fox c 1989), The Wire (HBO 2002-2008) и много других.
На тот же период приходится рассвет реалити-шоу, кастинг-программ, ситкомов и мыльных опер. Quality TV особенно отличается на их фоне. Но и внутри этой группы можно выявить различия, они особенно заметны, если учитывать кто эти сериалы показывает. Так, именно платное телевидение, вывело на рынок сериалы с аспектами противоречащими пуританскому обществу Америки, не пренебрегая ругательствами или наготой героев. Публика нашла в этом объяснение оплаты абонементов ТВ.
Эпизодический рассказ получил свою популярность благодаря дешевым мыльным операм 1980х. Главное их отличие от Quality TV в том, что каждый эпизод можно смотреть по отдельности. Т.е. пропустив серию, вряд ли зритель не сможет понять, что происходит дальше. Серия сконструированы так, чтобы они не оставляли открытые вопросы, не углублялись в характер героев, отношения фигур статичны, как правило они подвержены ежедневным кризисам, которые знакомы каждому, но не показывают динамики. Даже время можно считать остановившимся, если не принимать во внимание необходимость отмечать рост детей.
Сложность драматургии и не просто выстроенная эллипса в сериалах Quality TV не оттолкнула зрителя. Не смотря на то, что серии, которые не связаны друг с другом, можно смотреть по отдельности, и даже остановиться на их выборе, просто щелкая ТВ или слушая их, делая что-то параллельно, они постепенно теряют свою популярность. Сегодняшний зритель все меньше привязан к телевидению, у него есть возможность смотреть сериалы, когда он этого хочет, а не тогда, когда один из телеканалов решает запустить показ очередной мыльной оперы. Интернет, DVD, Pay TV способствуют этой тенденции.
Robert J. Thompson отмечает 12 пунктов, определяющих сериалы Quality TV:
- Quality TV (далее QTV) это не обычное телевидение. И именно этот факт, использует QTV создавая свои сериалы. Они отличаются ни только своей драматургией, но и инновативными способами рассказа, максимально используя знания киноязыка.
- QTV сериалы создаются артистами. Более понятным было бы использование слова «автор» (прим. „Auteurs“ - к эпохе 60х в кинематографе). Т.е. созданием таких сериалов занимаются люди из более престижных слоев: из мира кино, или заслуженные деятели телевидения. Не смотря на то что, есть несколько примеров, подтверждающих этот тезис, в целом, сегодняшняя тенденция далека от этого концепта. Над сериалом работает целая команда авторов, меняются режиссеры, актеры, продюсеры и другие колесики этого сложного механизма.
- QTV обращаются к возвышенной публике.
- QTV собирают маленький рейтинг на телевидении и борются с мэйнстримом.
- QTV сериалы обладают большим актерским составом и состоят из множества plots.
- Сериалы QTV обладают памятью. Это значит, что драматургия таких сериалов достаточно сложна и требует от зрителя внимания. Часто можно видеть в предшествующем сезоне, события, которые готовят завязку для следующего.
- QTV сериалы создают новые жанры, смешивая и развивая уже существующие.
- Язык QTV сериалов литературный и ориентируется на автора. Этот аспект, пожалуй, включает в себя и выше описанные отличия конструкции сериалов. Но кроме этого, стоит обратить внимание на множество деталей, которыми с радостью не пренебрегают сегодня и на сложность и глубину некоторых характеров. Так, например в MadMen, события развиваются крайне медленно и как правило, зритель не может предугадать куда они ведут. Но такой темп позволяет создавать очень глубокие характеры героев и оставляет очень много места зрителю для интерпретации.
- QTV сериалы саморефлексивны. Самый яркий радикальный пример, это The Simpsons. Критика этого сериала, распространяется ни только на формы социальной жизни, культурные разницы, стеб над гомофобами и шовинистами. Сериал так же не оставляет не замеченным ни один другой сериал. Другой пример саморефлексии можно наблюдать в Californication. Здесь зритель видит ни только проблемы, с которыми может столкнуться автор, но и жесткую критику кухни Голливуда.
- QTV использует спорные темы. Тут можно начать с казалось бы безобидного сериала Sex and The City, который в Америке был ограничен рейтингом «с 17ти лет» и закончить любым другим, который затрагивает темы сексуальности. Но и такие сериалы, как Dextor, который будит симпатию зрителя к маньяку, не находят одобрения в США. При чем, отмечу, что цензура в Германии ни такая строгая. Большинство сериалов, которые в Америке не пропущены на общее ТВ, в Германии их показывают свободно на всем доступных каналах в самое рейтинговое эфирное время. И раз уж я говорю, о цензуре. Недавно я была в Турции и удивилась, что их новая цензуры запрещает даже показывать по телевидению алкоголь или сигареты. Они их зарисовывают или ставят расплывчатые фильтры. Так что какие уж там сериалы HBO??)))
- QTV сериалы пытаются быть реалистичными.
- QTV собирают много наград и похвалы.
Не смотря на то, что концепт Томпсона был написан еще в 1996 году, некоторые из этих критериев можно до сих пор применить, для различия качественного сериала. И на его концепт по-прежнему ссылаются люди из медиа индустрии.
Вы распознали среди своих любимых сериалов эти критерии? Что вы смотрите? Почему?