Longitude (2000, by Charles Sturridge)

Oct 02, 2013 09:46

Часы в современном мире это неотъемлемая часть ежедневности (почти) каждого. Сложно представить себе мир, в котором нет часов. Еще сложнее мир, в котором нет календаря? Как бы там не было, способы измерения времени занимали великие умы уже давно, так давно, что человеку с его скудненькими, в среднем 80ти годами жизни, сложно представить сколько времени понадобилось на то, чтобы время было сегодня таким, какое оно есть.

Одна из задач, которую помогли решить часы - навигация по морю. Дело в том, что моряки давно могли ориентироваться по небу, определяя довольно-таки точно направление в сторону полюсов, но что касается долготы, то дело обстояло гораздо сложнее. И, понимая это, в 18м веке, британский парламент объявил, о вознаграждении в 20.000 фунтов стерлингов, тому, кто сможет решить эту проблему. (По тем временам, обычный рабочий зарабатывал около 50ти фунтов в год.)

John Harrison (1693-1776) не моряк, не часовщик, разрешил эту проблему, он конструировал хронометр, который позволил революционировать навигацию по морю, и тем самым, подарил британскому флоту возможность, достичь такого размаха. Он посвятил этому всю свою жизнь.

Художественный фильм „Longitude“ рассказывает историю этого великого пути. Пути, который помог открыть новые неизведанные пути и подарить тысячам людей безопасность в море. Чтобы избежать затянутости, которая часта присуща историческим драмам, зрителю предлагают два параллельных повествования.

С одной стороны показаны камни преткновения, с которыми пришлось столкнуться Гаррисону в течении всей его жизни. С другой стороны рассказана история Рупперта Гоулда, который увлеченно пытается отреставрировать творения Гаррисона. Как только зритель смиряется с тем, что эти истории происходят в разных местах и в разные времена, у него появляется возможность проникнуться тем, что объединяет их. И как это не странно - время.

Одержимое желание Гаррисона создать идеальный хронометр, и тем самым подарить своей семье беззаботное существование, раскрашено историей из современного мира, в котором Гоулд борется за восстановление часов Гаррисона и пытается популяризировать его заслуги.

Параллели главных героев очевидны - это ни только увлечение сложными механизмами, это и проникновение временем с его причастностью в мире. Психологические страхи и борьба, не отказываться от своих целей и идеалов. В обоих случаях мужчины не воспринимаются достаточно серьезно их окружением. Гаррисон вынужден переносить ни только унижения от парламента, но и во время экспериментов на корабле, никто не заинтересован в нем, не смотря на то, что его инструмент даже однажды спасает жизнь команде. Так и Гоулд согласен работать над восстановлением хронометров без оплаты и в свое свободное время и его окружение не ценит ни его труд, ни заслуги Гаррисона. В обоих случаях, страдают их семьи.

Достаточно интересно, что комментарии Гоулда, раскрывают характер Гаррисона гораздо глубже, чем это делает непосредственно его история. Примечательно, что в фильме часто использована техника match point, при переходе из одной эпохи в другую. В целом все снято достаточно выдержанно, ровно так же, как и игра актеров. Декорации, костюмы и освещение естественные. Никогда не станет понятным, кто есть «голос за кадром»? Это какая-то женщина, которую зритель никогда не увидит и никто не пояснит кто она?

Кроме того, некоторые факты истории Гаррисона приукрашены, например присутствие его жены. На самом деле она умерла именно в тот год, когда объявили, о награде. Гаррисон не был часовщиком или моряком, он работал в деревне Linconshires столяром, на что его подвиг отец, который не смог дать ему образования в школе. Один из местных людей духовенства заметил любопытство молодого мальчика и дал ему почитать конспекты, о природной философии Ньютона. Речь шла, об оптике, астрономии, механики и, о приливах и отливах. Гаррисон был талант от природы и построил в 20 лет самостоятельно свои первые часы, полностью из дерева. Узнав, о его заслугах, через несколько лет, он получил заказ из соседнего городка - построить часовню для них. Особенность этой конструкции заключалась в том, что их не нужно было смазывать маслом. Они до сих пор идут и их до сих пор ни разу не смазали маслом.

Гаррисон получил, обещанную награду, в возрасте 80ти лет, после чего он смог насладиться ею еще два года. Его сын, после смерти отца, женился и больше никогда не сооружал часов.

фильм

Previous post Next post
Up