а может, по сценарию?

Sep 29, 2013 12:54

Мне часто приходится сталкиваться с людьми, которые пробуют написать сценарий. При этом, если они не связаны с кино, они даже не удосуживаются осведомиться, как его писать. Часто это просто история.

Спрашивая меня, прочитать их историю и оценить сценарий, это как спросить врача прочитать стихотворение Гёте и попросить оценить историю болезни? Или дать человеку прочитать дипломную работу и оценить драматическую параболу. Ну как??

Интересно, что большинство профессий подразумевает какую-то бумажную часть. Я говорю ни только, о бюрократии. В итоге, перед осуществлением любого проекта, делаются наброски, ну если и не на бумаге, а на дисплее вашего ноутбука, но наброски делаются. Так и со сценарием, перед его написанием делаются наброски, но сам сценарий - это уже проект и его нужно доводить до ума, чтобы он мог стать частью большого проекта - фильма.

Какие ошибки совершают чаще всего?
  1. НЕ ЗАДАЮТСЯ ВОПРОСОМ, КАК ПИСАТЬ СЦЕНАРИЙ?
  2. Пишут то, как должно выглядеть что-то в кадре: «в кадре мы видим, как он заходит в комнату…».
  3. Пишут то, что показывает камера или где она расположена: «камера как бы следит за ним и создается впечатление, что его преследуют…»
  4. Пишут то, что испытывает зритель: «при этом зритель не понимает, как это могло произойти…»
  5. Используют местоимение «мы» ссылаясь на читающего: «мы видим, мы слышим, мы понимаем…»
  6. Пренебрегают специальной терминологией, упрощающей чтение сценария.
  7. Не форматируют его. У сценария есть свои точные правила форматирования, т.е. размер, вид шрифта, расстояние между строками, расстояние по бокам, разметка диалога и действия и т.д.
Спрашивается, а зачем все это? А зачем вообще в каждой профессии есть свои правила? Наверное, чтобы мы могли отличать лирику от прозы, диагнозы от судебных заключений и т.д.?
На самом деле все еще гораздо практичнее. Фильм, пусть и молодая часть творчества людей, тем не менее, уже довольно-таки отлаженная. И есть масса полезных книг, которые стоит прочитать, перед тем, как писать сценарий. Кстати, если каждый мог бы его так просто написать, вы задавались вопросом, зачем вообще есть профессия сценариста? Зачем люди тратят несколько лет жизни, посвящая себя учебе в этой части?

Дело ни только в том, что есть законы жанра, что есть правила классической драмы, что нужно уметь писать живые диалоги и т.д. Даже правильное форматирование сценария, уже обеспечивает представление, о съемке. Так в среднем, одна страница сценария, предполагает одну минуту кино. Меня спрашивают: «как это рассчитать?» НИКАК! Правильно написанный сценарий и есть уже такой расчет и опыт это только доказывает.

Почему не пишут в сценарии то, что показывает камера или видит зритель? Потому что для этого есть сторибоард, и без нее, тоже с ее правилами создания, никуда. Кроме того, сценаристы - это не автоматически режиссеры, их сценарии должны вызывать у читающего «свой фильм» в голове и мастерство заключается именно в том, чтобы как можно точнее и конкретнее описать все так, чтобы он и создавался там.

Сценарист рассказывает языком лингвистическим, а режиссер рассказывает языком кино. Не все сценаристы могут отказаться от своих детищ, тогда им нужно уметь вести режиссуру, что не всегда так, и получаются фильмы, которые не все хотят видеть. Но и не все режиссеры хотят снимать фильмы по чужим сценариям, хотя тут скорее речь идет, об авторском кино.

В общем тема длинная и обширная, не зря есть много книг на эту тему и отдельная профессия. Я хотела только немного показать, на сколько важно понимание, что амбиции - это хорошо, но знания - это необходимость. По крайней мере там, где человек хочет достичь успеха.

PS: если есть вопросы или вы хотите, чтобы я поподробнее написала пост, о сценарии или сторибоард, спрашивайте.
 

кинематограф, сценарий

Previous post Next post
Up