Inception (2010, by Christopher Nolan) и об историях в рамках историй.

Apr 26, 2013 08:47

Есть отличный способ писать истории в рамках других историй. Особенно часто к методу такого рассказа прибегают фильмы с последующем Over-voice, который рассказывает зрителю свою личную историю. Прелесть такого фильма в том, что все что режиссер не смог уместить в картину, он может уместить в рассказ этого самого off-рассказчика. И зритель точно будет осведомлен, ни только, о событиях фильма, но и даже, о чувствах героя-рассказчика. Такие фильмы могут захватывать своей драматургией, но гораздо реже бывают интересны их разрешения сцен. Например, один из моих любимых фильмов Mr. Nobody. Выглядит так: есть тот самый мистер Никто, который согласился поведать миру свою историю на смертном одре, и зритель постоянно возвращается в его реальность. В многогранную реальность, где он проживает возможные его жизни. Несомненно, отдельно взятые сцены в фильме интересны, но в целом же фильм живет за счет своей завуалированной истории. За счет скрытой философии рассказа.

Есть еще другие истории, которые случаются в рамках вторичных историй, только тут речь идет не, о воспоминании или представлении героя, а о смещении действительностей. Так в свое время Matrix снесла многим крышу. Предложили идею альтернативной реальности. Конечно идея была не новая, но уложить ее в стилизованный видеоряд, разработать четкие характеры и запаковать все в одну из любимейших тем философии, о свободе - уже неплохой набор для успеха и для претензии на неординарность. К тому же эта картина пришлась на момент введения различных спецэффектов при помощи графики. Но отмечу, здесь излагалась история, о фиктивном мире, из которого надо было выйти в мир реальный.

Мой любимый пример фильма с многослойной реальностью Inception. В этом фильме история в истории в истории в истории в истории. И в конце этой истории, зритель не знает вышел ли он из последней истории. Но как можно зрителю донести такое в картинках? Зрителя нужно готовить и этот фильм готовит его очень грамотно, хотя, стоит отметить, смотреть этот фильм нужно внимательно.



Фильм начинается с конца. Главного героя волной выбрасывает на берег моря, его приводят к старику, который задает пострадавшему пару вопросов и на одном из этих вопросов зритель без предупреждения оказывается в другой реальности. Без каких-либо переходов при помощи бленды, офф-расказчика или шрифтов. Но не сложно догадаться, за счет актеров, что это те же самые персонажи, только моложе. Зритель постепенно понимает, что сейчас ему показывают их сон. Герои просыпаются, зритель считает, что сейчас он в реальности, но тут оказывается, что это снова сон. Все просыпаются, теперь он в реальности. Ему поясняют кто из героев «хороший», кто «плохой». Обозначаются проблемы главного героя Доминика. Его личная история - это красная линия всего рассказа. Но зритель знает лишь одно - он не может вернуться в Америку к своим детям. Ему предлагают такую возможность, если он «посеет зерно сомнения» или «посадит мысль» в голову одного человека, то он сможет вернуться в Америку. Несомненно, он соглашается. Как пазл реципиент складывает по кусочкам ход событий их прошлого Доминика, чтобы понять настоящее, которое является действительностью. Является ли?

Фильм смешивает историю Доминика, трагичную и сложную, с историей «посадить мысль». (Кстати, перевод для этого фильма наверное делался в google, потому что Inception - это не «начало», это всаждение. Хотя и нет подобного слова в русском, но это именно так и есть. Это даже не внедрение, а именно всаждение чего-то во что-то.) На пути к исполнению этого задания, зрителю только поверхностно объясняют, как работают эти осознанные сны, так же уделяется мало внимания техникам, которые они используют. Как они соединены друг с другом, поясняют только кто ведомый и кто ведет, но как это происходит, фильм умалчивает. Фильм ведет зрителя аккуратно за ручку, подготавливая его к пониманию многослойной реальности. Сон во сне, который во сне, который во сне. Это центральная задача фильма.

Очень важно следить в фильме за фразами. Они играют большую роль, они часто принимают роль намеков, иногда лишь ассоциаций. Именно то, что бывает во сне. Четкие ассоциации и никаких четких мыслей. Большую роль играют детали. Одна из самых важных, конечно же, волчок Доминика. Это его тотем, который помогает распознавать, спит ли он. Если волчок крутится и не падает, то это сон. В реальности он должен непременно рано или поздно потерять равновесие и упасть. Но и менее заметные элементы, как развивающиеся от ветра занавески, вода, снег, свет, ножи - все играет большую роль и помогает складывать картинку в одно целое. Картинку чего спрашиваете Вы? Картинку фильма и снов, реальности и трагедии Доминика, его психопортрет, подсознание и конечно же центральный вопрос конструктивизма реальности.

Передать визуально сон, не при помощи размытой бленды, пересвеченного света или еще каких-то элементов искажения зрения, а именно так, как это бывает во сне - вот что отлично удалось фильму! Например, то, что во сне видно лицо одного человека и в следующий момент это уже другое лицо. Бесконечные лестницы, лифты, преследования. Даже логическое соотношение времени одного сна к другому, передано не просто с помощью slow-motion, а при помощи грамотного ассоциативного и одновременно динамичного монтажа! Это действительно очень грамотно и продуманно. Это приятно и понятно смотреть.



И после всего пережитого в этом фильме, после того как реципиент пережил кульминацию и он наконец-то готов вздохнуть свободно, случается самый важный и захватывающий момент, ему сеют зерно сомнения: Доминик взвинчивает волчок на столе, спешит к своим детям, на столе крутится волчок.
 

фильм, кинематограф, сценарий, драматургия

Previous post Next post
Up