Агора (2009, Alejandro Amenábar) - уходим от предубеждений.

Mar 29, 2013 08:05

- Разрешите мне кое-что предложить? Если вы считаете, что ваше присутствие неизбежно и необходимо, пусть вас крестят. Так разрешится проблема.
- Нет.
- Большинство из нас здесь, включая нашего префекта - приняли Иисуса Христа, почему вы нет? Это всего лишь вопрос времени.
(Гипáтия вмешалась) - Точно? Вы считаете, это только вопрос времени? Знаете, и извините пожалуйста, уважаемый, но на сколько мне известно, ваш Бог до сих пор не проявил себя справедливее или милосерднее, чем Боги до него. И это только вопрос времени, пока я в него начну верить?
- Почему…это собрание должно слушать кого-то, кто сам признался, что не верит, абсолютно, ни во что, не верит?
- Я верю в философию. (Читай: знания).



Фильм рассказывает о высокоразвитой культуре античной Александрии. То как христианские фундаменталисты разрушили ее и следуя своему слепому фанатизму, отбросили развитие человечества на пару тысяч лет назад.

В центре картины: жизнь, деятельность и убийство Гипáтии -  женщина-учёный греческого происхождения, философ, математик, астроном, дочь Теона Александрийского, получившая место учительницы в Александрийской библиотеке.



Фильм разделен на две части. Первая рассказывает о том, как положение христиан в обществе начало упрочиваться. Втора повествует о том, как это упрочнение продолжалось.

Как можно было укрепить за собой такую позицию? Пропагандой, как и во все времена. А если не хочешь по-хорошему, то можно и по-плохому. Убить. Всех, кто не принимает Иисуса - убить! Сомневается в нем? Убить! Груды тел евреев сжигать. Женщин заткнуть. Всех манипулировать и в политических целях подчинить себе. Разум отвергнуть. Еще важнее - вообще заставить не думать.



Фильм снят очень аутентично. Красочные декорации и костюмы. Актеры отлично справляются со своей ролью. Особенно хорошо играет Рэйчел Вайсц - так и веришь, что вот она - одержимая любопытством и познанием - Гипáтия. На фоне раздора в обществе, затронуты так же личные трагедии героев.



Думаю, что этот фильм прежде всего захватывает на эмоциональном уровне и преподносит Гипатию, в роли жертвы, которая гибнет от невежества и отсутствия тяги познания толпы. И это блестяще удалось режиссеру! Мое почтение и хвала!

НО! Хорошо после просмотров таких фильмов провести небольшое исследование, почитать что и как было на самом деле. Не смотря на то, что этот фильм нигде не оглашает на сколько достоверен его сюжет, его с легкостью можно принять за действительность. Так же, как и многие люди, не покидавшие своего села, по одному прохожему иностранцу, судят о других странах, культурах, религиях, традициях и т.д.

Я (не дословно) перевела интервью историка Maria Dzielska, мне показалось крайне интересным узнать некоторые исторические факты.

На самом ли деле была Александрия в то время такой развитой?

Александрия вела давнюю традицию научных исследований, еще со времен элленизма. Это было возможным, благодаря вождям птолемейского царства, которые к началу 3го века до н.э. обладали огромной библиотекой, которая так же играет центральную роль в фильме.

«Агора» представляет убийство Гипатии, как посягательство религиозных фанатиков на научные ценности и на разум. Была ли Гипатия мученицей античной свободной науки?

Нет, исторические источники доказывают, что ее убийство было мотивированно политически, а не религиозно. В моей книге «Гипатия» я объясняю это в деталях. Кроме политики, большую роль играла зависть, потому что Гипатия имела большое влияние. Ее убийство было лишь частью большого политического конфликта между враждующими церковными группами, особенно между сановниками и общиной. Гипатия была многоуважаемой личностью, и была замешана в борьбу за власть, между Бишопом Кириллом, избранным патриархом Александром и Орестом - княжеским префектом. Эта борьба была сосредоточена между 412 и 415 годами. Но дело было не в том, что важнее: религия или наука, а в том, за кем было последнее слово в городе. Гипатия была на стороне церковных дилетантов.

Кто стоял за этим убийством?

Вероятно, александрийский сброд, который за всю историю Римской империи прославился своем экстремизмом, жестокостью и внезапными вспышками агрессии.
В фильме роль Гипатии играет красавица Рэйчел Вайсц, в которую влюбляются ее же студенты. Сколько лет было Гипатии, когда ее убили?
Она была уже пожилой женщиной, около шестидесяти.

Но в фильме Гипатия показана, как цветущая и блещущая красотой и сексапильностью молодая женщина. Ее давнее превозношение, в виде невинной жертвы, великой мученицы, которая пожертвовала жизнью ради ценностей просвещения, стало легендой. Когда зародилась такая версия?

Настоящая Гипатия была не против христианства, хотя многие легенды гласят обратное. Она была приверженца многобожия, но это связано прежде всего с ее уважением и признанием античной греческой культуры. Ее близость к греческой античности несет в себе культурные, а не религиозные причины. Тем не менее, позже, она была представлена в виде жертвы молодого христианства. По крайней мере, так ее представляют философы эпохи просвещения, такие как Вольтер или историк Эдвард Гиббон.

И к чему эта историческая компиляция?

Такая подача отлично подходила к идеологии эпохи просвещения. Убийство Гипатии служило наглядным примером, на сколько христианская религия непросвещённая и догматичная. За этим скрывалось намерение показать античную эпоху контрастом, в виде научно и морально высокоразвитой культуры.

В большинстве рассказов эпохи просвещения Гипатия выступает в роли молодой великомученицы, чуть ли не женская версия Иисуса, которая умерла за проформу эпохи просвещения.

Да, интерпретация некоторых историков, поэтов и режиссеров такова, но она не имеет никакого отношения к истинным фактам. Как и фильм «Агора».

Интерьвью вел: Hilmar Schmundt



фильм

Previous post Next post
Up