Ситуация уходящего поезда

Mar 23, 2013 20:29



20 век наглядно продемонстрировал, что авторитарные и тоталитарные режимы могут осуществлять модернизацию большей или меньшей ценой, однако смысл этой модернизации - превращение этой страны из аграрной в индустриальную. А вот превратить индустриальную страну в постиндустриальную возможно только на основе свободы и достоинства жителей этой страны. Это - такой тип индустриализации.

Сейчас невозможно решить проблему современного производства автомобилей в России так, как решалась проблема Беломоро-Балтийского канала. Она так не решается. К сожалению, современные российские элиты этого не понимают, не хотят. И это связано с тем, что критерием своей деятельности они считают темпы роста ВВП и рост доходов на душу населения. Вот эти традиционные оценки - они демонстрируют несостоятельность в современном мире, в условиях отсутствия образования, в условиях немодернизированных общественных отношений рост доходов населения ведёт к наркомании, а вовсе не к развитию.

Это называется рост без развития. Рост без развития был в условиях Советского Союза, но по другим причинам. Этот рост без развития, уж точно 10 лет, существует сегодня в России. Вещь очень опасная: будет ли существовать Россия через 50 лет. Потому что в течение этого столетия разрыв между развитыми странами и развивающимися достигнет такого масштаба, что преодолеть его будет невозможно.

Политкорректное выражение «развивающиеся страны» через 10-15 лет исчезнет из экономического и политэкономического лексикона, потому что будут только развитые страны и неразвитые навечно, потому что преодолеть тот разрыв в образовании, а следовательно, в здравоохранении, культуре и образе жизни, который образуется в результате этого, никто не сможет, никто не успеет, он будет всё время нарастать. Поэтому смыслом всей политической жизни на планете будет совмещение одной трети населения развитой с двумя третями отстающими навсегда.

И как эту проблему решать? Главный вопрос сейчас: с какой стороны будет Россия? Она будет с той стороны или с этой? Иногда вызывает удивление: почему, скажем, Турция всё время стремится в Европейский союз? Турецкая элита понимает, что это - ситуация уходящего поезда. И если не сесть в этот вагон, то останешься за пределами этой цивилизации навечно. Не на какое-то время, а навсегда. И они для своего народа видят перспективы.

Мы же начали упорно в последнее время декларировать движение в сторону: в Евразию, в сторону какой-то Шанхайской группы, объединенной тем, что это страны, которые не признают приоритет прав человека, и в которой мы всё стремимся занять лидирующее положение. Всё это очень провинциально и абсолютно бесперспективно. И состояние этой бесперспективности будет непрерывно нарастать.

И эта проблема, с которой мы сегодня сталкиваемся, имеет только политическое решение. Это не вопрос хороших учебников, того, чтобы отправить половину населения куда-то учиться. Это вопрос другой? О том, что в 21-м веке правящая элита должна понимать смысл и значение образования. У нас же идут процессы дальнейшей глубокой демодернизации.
Образовательному сообществу нужно понять, что у него должна быть своя политическая партия, своё политическое представительство. Образовательное сообщество должно бороться за своё место и свою роль политически. До тех пор, пока все стесняются этого и говорят, что они вне политики, так и будет. Это очень удобная позиция для узурпаторов власти. Узурпация власти и происходит обычно на почве того, что все доказывают, что они не желают заниматься политикой. Когда я вижу, как даже на каких-то крупных событиях появляется отдельная колонна образования, чтоб не примыкать ни к какой партии, - это тоже признак политической, если хотите, интеллектуальной деградации.

Я думаю, лет через 10 такая задача отпадёт. Начнём сами создавать рейтинги наших университетов. Зачем равняться-то? У нас будет всё своё. Петрик возглавит Академию наук, мы купим самолёты, мы купим автомобили. Мы всё купим. Врачи? Купим врачей. Учиться не надо, деньги же есть.

Иначе говоря, это крупная проблема, фундаментальная. Её состояние характеризует состояние страны. Она разрешается только политически, ни каким другим способом, с моей точки зрения, эта задача неразрешима. В той политической системе, которая сложилась в России, решение проблемы современного образования невозможно. С теми лидерами политическими, которые сегодня есть, решение проблемы образования в России, а именно создание современного образования, позволяющего российским гражданам ощущать себя в числе наиболее образованных, подготовленных людей в ближайшие 30-40-50 лет, т.е. в 21-м веке, решение этой задачи невозможно.

Любые усилия, которые будут направлены на то, чтобы создать в России современное образование, неизбежно будут носить политический характер. Они будут связаны с изменением политического режима от деградирующего авторитарного к демократическому, в большей или меньшей мере либеральному, современному. Они будут связаны с тем, что в России должны будут появиться свободные люди, по-настоящему свободные.

Явлинский, Россия, развитие, образование, будущее, политика

Previous post Next post
Up