Оригинал взят у
aleks_melnikov в
Бесценная политикаМоя статья
в сегодняшней Газете.ру: Бесценная политика
Что ищет в политике неравнодушный к происходящему в стране российский гражданин? Чаще всего - лидера, нередко - силу, иногда - свои интересы. Но почти никогда он не ищет в ней ценностей.
В нашем циническом обществе о ценностях как-то и не принято говорить всерьёз, чаще всего считается, что о них рассуждают лицемеры. Но вот, интересное свойство сегодняшнего открытого мира - отказ Бенедикта XVI от власти настойчиво вернул и в нашу общественную жизнь ценностное отношение к миру. Власть, сила и интересы разом были посрамлены, явственно доказано, что принципы могут стоять выше.
Возможно, этот случай поможет вдохнуть иной дух и в российскую политику. Сегодня можно говорить о том, что неуспех любой партийной политики в России (вне зависимости от нахождения в стенах Госдумы), партийной политики как таковой, вызван тем, что она не организована вокруг ценностного отношения к миру. Поэтичный Ницше заметил однажды: «Вокруг изобретателей новых ценностей вращается мир - незримо вращается он. Но вокруг комедиантов вращается народ и слава - таков порядок мира».
В нашей политической системе вращение происходит вокруг одного стержня - безликого, абсолютного государства, представляющего собой голую силу. Недаром его сторонники оценивают состоятельность власти не с точки зрения реализованных на практике принципов правления, а исключительно с точки зрения «силы», одинаково положительно относясь и к Российской Империи и к сталинскому коммунизму. В их представлении, например, Александр III и Сталин заслуживают равного одобрения. «Погоны светятся, как встарь,/ На каждом красном командире. /И на кремлёвском троне «царь» / В коммунистическом мундире» - писал по другому поводу Георгий Иванов. Но это точное описание взглядов сторонников обожествления внеисторического, сильного «российского государства».
Следствием засилья лидерства и силы в российской политике являются и особенности национального голосования. Часто приходится слышать вот такое: «Я, вообще-то, поддерживаю партию Х, но, поскольку она не пройдёт, чтобы мой голос не пропал, я проголосую за партию Y - она тоже оппозиционная».
Продолжение
здесь.