Мудакам вход воспрещен. Как создать цивилизованные рабочие отношения и выжить там, где их нет

Jun 02, 2008 06:41



Однажды, увольняясь, я скопировал со своего компьютера в один архив все личные файлы, почту, закладки и прjxtt - все, что скопилось за полтора года работы. Файл получился большой, и, чтобы унести его домой, я попросил нашего админа записать мне его на CD (больших флэшек тогда еще не было :). На всякий случай, чтобы никто не прочитал мою почту, я защитил архив длиннющим, но вполне осмысленным паролем.

Прошло несколько месяцев, и мне понадобился файл из этого архива. Засунув диск в CD-ROM, я понял, что забыл пароль. Блин! Я помнил, что пароль был очень длинным (на взлом его полным перебором могли уйти годы), но в нем я упомянул имя нашего генерального, а также эпитет, который мы между собой использовали, когда о нем говорили. Я начал печатать: «Константин Титов -… », тут я задумался… «мудак!», всплыло в голове - и архив раскрылся :).

Книга Роберта Саттона как раз повествует о тех людях, которых на работе мы часто называем мудаками (“asshole” в английском варианте). Это могут быть начальники, которые унижают своих подчиненных и кричат; это могут быть коллеги, ведущие себя по-хамски, издевающиеся, домогающиеся и подставляющие; это могут быть даже клиенты, которые ведут себя неподобающим образом.

Роберт Саттон уверен - мудаки мешают рабочей обстановке, что в итоге приводит к негативным последствиям для всей компании.
«…данные помогают пояснить, почему унижающие поступки настолько разрушительны. Ведь, чтобы компенсировать энергию и радость, высосанные одним-единственным эпизодом с одним-единственным мудаком, необходимо пообщаться со множеством положительных людей».

Главное правило, которое компании могут повесить у себя над входом - «Мудакам вход воспрещен!». Если человек отлично подходит по опыту, навыкам, статусу на должность, но при этом он мудак - не нанимайте его.

Мудаки плодятся. На то есть две причины:
  1. Мудаки склонны нанимать себе подобных.
  2. Испытывая стресс и негативные эмоции, люди, общающиеся по работе с мудаками, сами могут ими стать.
«В течение первого года работы в авиакомпании JetBlue одной из основных рабочих характеристик, по которым увольняли сотрудников, было отсутствие культуры».

Саттон пишет, что известное мнение о позитивном влиянии жестких руководителей на результаты работы - не более чем миф. Однажды он с коллегами проводил исследование влияния мудаков на эффективность работы медицинских сестер в нескольких больницах. Сначала они с удивлением обнаружили, что количество зафиксированных жалоб в больницах с грубыми начальниками меньше, чем в больницах, где царила позитивная рабочая атмосфера. Но потом оказалось, что в «позитивных» больницах люди просто не боялись сообщать о своих ошибках, а в «гневных» постоянно их скрывали, чтобы избежать наездов начальства.

Часто бывает, что мы сами ведем себя как мудаки (я совершенно точно могу сказать это про себя и даже описал один из примеров в своей книге - глава «Взаимоуважение» :). Роберт Саттон приводит простенький тест из 24 вопросов «Являетесь ли вы законченным мудаком?». По тесту я набрал семь баллов, что говорит о больших шансах превратиться в законченного мудака - есть над чем работать. Бывает, мы сами не замечаем, что творим, поэтому Саттон рекомендует раздать этот тест вашим коллегам, чтобы они могли оценить вас - окружающие замечают гораздо больше.

Когда с мудаками ничего нельзя поделать (или у вас просто нет таких полномочий), всегда есть способ противодействовать им. Во-первых, можно свести общение с мудаками до минимума, во-вторых, контролировать свои эмоции. В-третьих, найти некий компенсатор - например, коллег, которые, как и вы, находятся в незавидном положении. Тут главное - не жаловаться друг другу на жизнь, а, наоборот, сосредоточиться на чем-то положительном (если мудак находится внутри компании, можно сосредоточиться, например, на клиентах).

В книге много историй и примеров. Больше всего мне запомнился пример Стива Джобса.
«Примером номер один был Стив Джобс - главный исполнительный директор компании Apple... Иногда кажется, что его полное имя „Стив Джобс, этот мудак“».

Стив Джобс - пример мудака, который, несмотря ни на что, позитивно влияет на свою компанию, потому что его негативные черты с лихвой компенсируются его энтузиазмом, видением и прочими лидерскими качествами, вдохновляющими его сотрудников на подвиги.

Ограниченное количество мудаков может быть полезным для компании. Например, их можно «спустить» на нежелательных клиентов, партнеров, которые вам задолжали, или просто держать их в качестве примера, как нельзя поступать. Однако нужно следить за тем, чтобы они были максимально далеки от поиска и подбора персонала - иначе армия мудо-клонов будет обеспечена :).

Книга написана легким языком и с юмором (одно название чего стоит! :). Хочу порекомендовать ее всем, кому приходится по работе взаимодействовать с мудаками, а также самим мудакам, ведь признать себя мудаком, считает автор, - первый шаг на пути к организационному исцелению. А уж HR-менеджерам нужно просто постоянно держать ее на столе (а еще повесить над входом в офис «Мудакам вход воспрещен!»).
«Интересно, почему так много мудаков совершенно упускают из виду тот факт, что наша жизнь - это все, что у нас есть на этой бренной земле. Большинство из нас тратит огромную ее часть на работу и общение с другими людьми».

Достоинства: юмор, легкий язык, научный подход к мудакам на работе.
Недостатки: не обнаружено.

Роберт Саттон «Мудакам вход воспрещен. Как создать цивилизованные рабочие отношения и выжить там, где их нет», 2008, Калидос Паблишинг, ISBN 978-966-96540-7-6.
Robert I. Sutton, Phd “The Asshole Rule. Building a Civilized Workplace and Surviving One That Isn’t”, Warner Business Books, ISBN 978-0446526562.

P.S. Большое спасибо издательству «Калидос Паблишинг» и лично Селве Венугопал за предоставленную книгу!

P.P.S. «Калидос Паблишинг» теперь тоже с нами :).

P.P.S. В дополнение к этой книге могу порекомендовать еще две:

иерархии, коммуникации, правильное управление, решение проблем, ляпы бизнеса, психология

Previous post Next post
Up