Мусульманское летоисчисление начинает свой отсчёт с великого события - переселения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) со своими сподвижниками из Мекки в Медину, что по-арабски называется «хиджра». С этого момента началось стремительное распространение Ислама не только в пределах Аравийского полуострова, но и по всему миру. Решение о введении нового календаря принял халиф Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), посоветовавшись с другими сподвижниками. Поэтому мусульманский календарь называется «Хиджри». Как было сказано выше, мусульманский календарь является лунным, поэтому в одни годы он бывает короче солнечного на десять, в другие - на одиннадцать дней, постепенно смещаясь по отношению к солнечному летоисчислению. Количество месяцев так же, как и в солнечном календаре, двенадцать. Вот их названия по порядку:
1. Аль-Мухаррам - المحرم
2. Сафар - صفـر
3. Рабии’у ль-авваль - ربـيع الأول
4. Рабии’у с-саании -ربـيع الـثاني
5. Джумаада ль-ууля - جمادى الأولى
6. Джумаада ль-аахыра - جمادى الآخرة
7. Раджаб - رجـب
8. Шаабан - شعـبا ن
9. Рамадан- رمضا ن
10. Шавваль - شوّ ال
11. Зуль-Ка’да - ذو الـقـعـدة
12. Зуль-Хиджа - ذو الحجة
Aль-Мухаррам - это первый месяц в году, он также является одним из запретных месяцев, имеющих ряд достоинств, на которые указывают аяты Священного Корана и Пречистая Сунна.
Особая значимость этого месяца:
Всевышний Аллах сказал: «Воистину, число месяцев у Аллаха двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (Коран, сура 9 «ат-Тауба», 36).
Автор комментариев к Корану имам Аль-Куртуби (да одарит его Аллах своей милостью) по поводу этих аятов сказал: «Всевышний Аллах особо выделил четыре заповедных месяца, запретив проявлять в них несправедливость (хотя несправедливость запрещена в любое время), что указывает на их особую значимость».
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Год состоит из двенадцати месяцев, из них четыре являются запретными. Три из них следуют друг за другом: Зуль-Ка’да, Зуль-Хиджа и аль-Мухаррам, а также месяц Раджаб, который следует после Джумада и перед Шаабан » (аль-Бухари, 4662; Муслим, 1679).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучший пост после Рамадана - это пост в месяце Аллаха аль-Мухаррам» (Муслим, 1163). В этом хадисе аль-Мухаррам назван «месяцем Аллаха», и это указывает на его достоинство.
Также упоминается, что аль-Мухаррам называется «месяцем Аллаха», дабы указать на то, что запрет установлен самим Всевышним, и никто не может и не имеет права изменить это. Во времена джахилии (доисламского периода невежества) язычники самовольно объявили запретным месяц Сафар, а аль-Мухаррам сделали разрешённым. Назвав аль-Мухаррам «месяцем Аллаха», Всевышний указал на то, что только Он один обладает исключительным правом запрещать или разрешать.
По поводу предыдущего хадиса Ибн Касим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «В этом хадисе указывается, что после Рамадана наилучшим месяцем, предназначенным для соблюдения добровольного поста, следует считать месяц аль-Мухаррам. Действительно, добровольные посты в некоторые дни года могут быть лучше отдельных дней месяца аль-Мухаррам, как, например, день Арафат, первые десять дней месяца Зуль-Хиджа. Но добровольный пост в течение всего или большей части месяца аль-Мухаррамявляется лучшим после Рамадана…».
Имам ан-Навави (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Если кто-нибудь задаст вопрос: «Если в хадисе указывается на то, что лучшим постом после Рамадана является пост в месяц аль-Мухаррам, как же тогда объяснить, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) больше всего постился в месяц Шаабан, а не в месяц аль-Мухаррам?» Ответ таков: «Возможно, о достоинстве поста в аль-Мухаррам посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было открыто поздно (в последние годы его жизни), и поэтому он не успел много поститься в этот месяц. Или же в жизни пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) возникали различные обстоятельства (поездки, болезнь и т.д.), препятствовавшие ему много поститься валь-Мухаррам».
Имам ан-Насаи привел хадис от Абу Зарра (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Я спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Какая часть ночи является наилучшей? И какой месяц является наилучшим?» Посланник Аллаха ответил: «Наилучшей частью ночи является её середина, а наилучшим месяцем - месяц Аллаха, который вы называете аль-Мухаррам».
Из особенностей месяца аль-Мухаррам - то, что в нем присутствует день Ашура, который является десятым днем этого месяца, а в соответствии с Сунной этот день,
а также девятый день рекомендуется проводить в посте.
Сообщается, что Абу Катада (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто постится три дня в каждом месяце и в течение Рамадана, тот словно постоянно бывает в посте. За пост в день Арафата я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года и будущего, а за пост в день Ашура я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года» (Муслим, 2803).
Лучше всего поститься два дня - 9-го и 10-го числа месяца Мухаррам.
Согласно мнению большинства мусульманских ученых, проводить 9-й и 10-й дни Мухаррама в посте желательно даже в том случае, если они приходят на пятницу и субботу.
Просим Аллаха, чтобы Он простил нам все наши грехи, помог нам быть праведными и сделал нас обладателями Его самых великих милостей в обоих мирах!