POTATOES - A Collection of Folk Songs from Ralph Records
1987
Трудно сказать какова настоящая ценность этой пластинки. В яндексе и блогах ссылок на неё я не нашёл. Гугл даёт сразу несколько версий этого альбома, но все они почему-то не полные, ибо альбом двойной. Между тем проект Potates(«картофель») - это никто иные, как всеобщие любимчики The Residents. Точнее это коллекция народных песен перепетых анонимными «жильцами» и их кошмарными соседями по карманному лейблу Ralph Records.
Ибо сказано в писании буклета:
"Ralph Records горд объявить вам о соблазнении народной музыки и познакомить вас с потомством сего сладкого союза. Народные песни - отражение нашей жизни. Учитывая изменчивый мир, поклонники фольклора должны подготовиться к завихрениям реальности. Возможно эти песни в будущем пробудят новых народных героев". Каких же героев имеют в виду участники «Картофеля»?
Марк Мозерсбо из группы Devo, любимый певец Ассоциации американских психиатров(к слову, прославленный автор саундтреков «Водного мира», «200 сигарет», «Убийственной красоты» и мультика про Феликса) исполняет здесь народную песенку безработных бомжей: «Это - Акрон, Огайо! Мой родной город. Город боли. Город - сплошная фабрика. Нет тяжелее места на земле. Здесь у людей на плечах вместо головы - жареный картофель».
Nigativland в своём гимне «Чудесная яичница-болтунья», наоборот, восхваляют героя эпохи потребления: "Если это продают так, чтобы перевернуть лошадь килем вверх и убить её палкой, тогда, друг, это - очень хорошая реклама." Строчка про лошадь - известная игра слов в английском, всё остальное там - медикоментозный бред.
Rhythm And Noise пошли ещё дальше и адаптировали в одном треке сразу две народные песни. Обе они о неграх насильниках с огромными елдами - образец анонимного народного творчества Государственной тюрьмы Южных штатов.
Voice Farm поют душещипательную народную садистскую песенку «Мама заставила меня сделать это».
Отдельного внимания стоит трек заслуженных деятелей авангарда Тома Коры и Ханса Рейчела. Я так и не узнал первоисточник.
И в целом, несмотря на общий, тоскливо монотонный музыкальный ряд пластинки (характерный впрочем для большинства фрик-фолковых альбомов), есть здесь где развернуться больному фольклористкому воображению.
Удивительно, я даже нашёл видео на Haul on the Bowline - народную песенку ливерпульских моряков в исполнении Renaldo & the Loaf. Второй трек с пластинки.
Click to view
Заострить же внимание мне хотелось бы лишь на одной, почти самой незаметной песенке этой странной пластинки. Мне кажется она служит отличным примером того, как The Residents понимают "народный героизм". И каких героев они собираются пробуждать. Речь идёт о The Ballad of Sawney Bean - Death Dance в исполнении Snakefingera. История семейства Сауни Бина - это одна из самых мрачных легенд средневековой Шотландии и пожалуй стоит остановиться на ней подробно.
ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ НЕВЕРОЯТНЫХ ЗЛОДЕЯНИЙ И ЗАСЛУЖЕННОГО КОНЦА ЗЛОПОЛУЧНОГО СЕМЕЙСТВА САУНИ БИНА
Согласно легенде Сауни Бин родился в самом конце 15-ого столетия, в маленькой деревушке Лотиан в десяти милях от Эдинбурга. Он начал свою жизнь как добропорядочный землекоп, но будучи склонный к безделью, не сумел создать нормальную семью и в итоге сошёлся с одинокой женщиной намного старше его. Супруга Сауни Бина оказалась никудышней хозяйкой, и кроме того была чрезвычайно жестокосердечна и вспыльчива, так что вскоре молодые настроили против себя всю деревню. Покинув добропорядочную христианскую общину, и не имея средств к дальнейшему существованию, Бины из-за лености хозяина не сумели организовать благополучный семейный очаг, а предпочли поселится в заброшенной пещере на берегу моря.
От постоянного голода и лишений парочка начинает промышлять воровством и убийством одиноких путников. Спустя год после изгнания у них рождается первый ребёнок и чтобы как-то прокормить новорожденного, супруга Сауни Бина решается на чудовищный поступок. Ограбив и убив очередного путника (по легенде им оказался монах), супруги решают расчленить жертву и засолить мясо используя при этом морскую соль - единственное средство, которое они имели в избытке. С той поры человечина стала основным источником жизни семейства Бинов.
Так продолжалось многие годы. Непрерывно грабя, а затем и съедая свои жертвы, семейство Сауни Бина разрослось путём кровосмешения сыновей и дочерей, а потом внуков и внучек, до 46 человек. Детей не воспитывали, и родители не учили их молиться. Господство террора клана Бинов, конечно, не осталось не замеченным. За многие годы в округе без вести пропала не одна сотня человек. Набожные люди боялись приближаться к этим местам, видя в этом козни дьявола и его приспешников.
Жизнь семьи Бинов представляла собой непрерывную скотобойню. Дело в том, что единственная дорога по побережью проходила как раз мимо их огромной и разветвлённой пещеры. Фактически, не реже чем каждую неделю мясо само шло к ним в рот. Пещеры испокон века пользовались дурною славой, но другой дороги в камнях просто не было. Местным жителям не приходило в голову, что кто-то был способен поселиться в насквозь холодных и продуваемых морем чертогах.
Для отвода глаз Бины наловчились выкидывать наиболее протухшие куски мяса в реку десятком миль ниже. Там же в реке они мыли руки. Считается, что за 25-летнее господство террора Бинов семьёй было убито больше тысячи женщин, мужчин и детей. Но, однажды убежище клана было всё-таки обнаружено.
Случилось так, что одна благородная пара, молодой мужчина и его невеста, возвращались верхом в Эдинбург и попали в засаду клана. Мужчина отстреливался из пистолета и лихо орудовал мечом, но, не сумел защитить свою спутницу. Лошадь под его невестой была ранена и юная красавица упала на землю. Озверевшие женщины семейства Бинов тут же, подобно диким зверям, растерзали свою несчастную жертву, выворотили её внутренности и стали жадно пожирать их на глазах у жениха. Мужчина, несмотря на неоднократные ранения, в гневе преследовал разбойников до самой пещеры. Бины отступили, потеряв в схватке с хорошо вооруженным рыцарем девять человек.
По прибытию в Эдинбург молодой дворянин обратился за помощью к королю Джеймсу IV, который был столь встревожен этим случаем, что принял личное участие в охоте на людоедов.
Взяв своих лучших собак и 400 человек королевской свиты, включая поваров, прислугу и дам, король устроил в пещерах псовую охоту. В течении нескольких дней охотники ловили и убивали всё оставшееся семейство Бинов, а уцелевших как зверей посадили на цепь. Историк указывает на тот факт, что когда свита короля вошла внутрь пещеры, они нашли ужасающую картину: высушенные части человеческих тел висели под потолком, засоленные мужские чресла лежали как лакомство отдельно, а вся пещера была завалена вещами и остатками одежды съеденных людей.
Бины были сопровождены в в Эдинбург, где король Джеймс совершил над ними суд. На суде Сауни Бин заявил что отрекается от божьей церкви и своих соплеменников за то, что те обрекли на муки голода его самого и его семью. Испуганные жители, узнав в своих мучителях тех, кто в течении 25 лет наводил мистический ужас на всю округу, по согласию короля приняли участие в казни.Отца семейства, престарелого Сауни Бина и его сыновей и внуков четвертовали, отрубив им кисти рук и ступни ног. Истекающих кровью мужчин бросили умирать на площади на глазах женщин семейства, а самих женщин клана спустя день сожгли заживо как ведьм. Королевский историк Джон Николсон пишет, что всё семейство Сауни Бина умерло без малейших признаков раскаяния и сожаления. До последней минуты своей жизни члены семьи проклинали людской род и христову церковь.
Приятного прослушивания.